.RU

М. А. БУЛГАКОВ - Пособие для нефилологов (Для старшеклассников и студентов, занимающихся дополнительным самообразованием)...


^ М. А. БУЛГАКОВ

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3(15) августа 1891 года в Киеве в семье преподавателя Духовной академии. Семья была многодетной и после смерти отца жила на его пенсию. Закончив гимназию, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. С началом Первой мировой войны он работал во многих госпиталях, а в 1916 году был назначен земским врачом в село Никольское Сычевского уезда Смоленской губернии. Он добросовестно относился к своим обязанностям, нес просвещение в темные крестьянские массы, но отсутствие просвещенного общества тяжело отзывалось на его психике, и Булгаков пристрастился к морфию. Впоследствии стараниями жены он был избавлен от наркотической зависимости, а его временное пристрастие получило отражение в повести «Морфий» (1927).

Писать Булгаков стал поздно, в возрасте тридцати лет, испытав перипетии Гражданской войны. В 1921 году он окончательно бросил медицину и занялся литературным творчеством, стал публиковаться в северокавказских газетах. С переездом в Москву писательство стало его единственным занятием. Неожиданное пристрастие начинающего писателя к изображению побежденных: он писал роман «Белая гвардия», из которого возникла драма «Дни Турбиных». Подобная тема грозила серьезными последствиями для автора, но его поддержал нарком просвещения А. В. Луначарский. Пьеса была поставлена на сцене МХАТа и приобрела большую популярность у публики. Критика увидела в «Днях Турбиных» «циничную попытку идеализировать белогвардейщину», но выражала надежду, что «для здорового советского зрителя самая идеальная слякоть не может представлять соблазна, а для вымирающих активных врагов и для пассивных, дряблых, равнодушных обывателей та же слякоть не может дать ни упора, ни заряда против нас».

Наряду со знаменитой пьесой Булгаков опубликовал несколько произведений, также получивших широкое признание: «Роковые яйца» (1924), «Записки юного врача» (1926), «Звездная сыпь» и другие. «Роковые яйца» на остросюжетном фантастическом материале ставили вопрос об ответственности ученых за результаты своих открытий, проводили аналогию с большевистским экспериментом. «Записки юного врача» обобщали лекарский опыт Булгакова, показывали подвижнический труд медиков в российской глубинке, где врачам приходилось преодолевать не только болезни, но и невежество народных масс.

Писатель сблизился с театральными кругами и буквально «заразился» театром. Вахтанговский театр заказал ему новую пьесу, и Булгаков написал «Зойкину квартиру», «трагическую буффонаду», по его собственным словам. Режиссер А. Д. Попов следующим образом аттестовал персонажей пьесы: «Каждый образ пьесы – жуткая гримаса. Авантюризм, пошлость, разврат – вот ассортимент «Зойкиной квартиры»… Люди потеряли человеческий облик, стали социальной слякотью». После свертывания нэпа «Зойкина квартира» была снята с репертуара.

Такая же участь постигла другую пьесу Булгакова, «Багровый остров», которая представляла собой памфлет на «левое» искусство и шаржировала театральные постановки Всеволода Мейерхольда. Вообще, конец 20-х годов был самым счастливым временем для Булгакова. Он мог писать сравнительно свободно. Именно так была создана пьеса «Бег» (1928), в центре которой находилась фигура генерала Хлудова, прототипом для которого стал Я. А. Слащов, исполнявший карательные функции в Крыму. И. В. Сталин оценил «Бег» как «проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины» и тем самым «оправдать или полуоправдать белогвардейское дело». После такого вердикта, надежд на постановку пьесы уже не оставалось, и в 1929 году Булгаков подает в Правительство СССР заявление, в котором просит выпустить его с женой за границу. В результате отказа на эту просьбу, как предвидел писатель, «мне придется сидеть в Москве и не писать, потому что не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут». В этих тяжелейших обстоятельствах Булгаков начинает работу над первой редакцией романа «Мастер и Маргарита».

Идеология этого романа питалась взглядами русской религиозной философии, в особенности такого неординарного философа, как Лев Шестов. Однако наряду с мировоззренческой канвой, поднимавшей роман высоко над уровнем обычной беллетристики, произведение было широко снабжено чисто московской спецификой, представленной в необычной, фантасмогорической трактовке. Очевидно, что Булгаков не рассчитывал опубликовать подобную книгу при жизни.

Писателя ожидало безденежье, его буквально отрезали от всех источников дохода. И только внезапный звонок Сталина, предложившего работу режиссера во МХАТе, спас Булгакова от голодной смерти. Также по личному распоряжению Сталина была возобновлена постановка «Дней Турбиных». Вместе с тем здоровье Булгакова было сильно подорвано, его преследовали нервные стрессы. В 1934 году он вновь подавал заявление на выезд из СССР, но оно было оставлено без ответа. Булгаков сочиняет пьесу «Кабала святош» (о Жане Батисте Мольере). Пьеса выдержала только 7 представлений и после критической статьи в газете «Правда» была снята из репертуара. Непростые отношения с театральной Москвой получили свое отражение в «Театральном романе» Булгакова. Последней попыткой наладить отношения с властью было написание пьесы «Батум», посвященной молодости Сталина. Но вождь наложил запрет на ее постановку. 10 марта 1940 года М. А. Булгаков умер.


^ «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!»:

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Нападение нацистской Германии на Советский Союз поставило перед русской литературой задачи чрезвычайной сложности: найти адекватную форму выразительных средств, которые укрепили бы силу духа народа, помогли бы ему выстоять и поверить в свои силы, утвердить превосходство русской культуры над тотальной пропагандистской машиной «Третьего рейха». Уже в первые дни войны на всю страну зазвучала песня «Священная война»:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,

Идет война народная,

Священная война.

Дадим отпор губителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей.

Фашистской черной нечисти

Загоним пулю в лоб…

Никакие нацистские марши и истеричные призывы Геббельса не могли противостоять этой могучей уверенности в своей правоте. Можно сказать, что Германия проиграла войну, еще ее не начав. Все думающие люди России могли сказать словами Анны Ахматовой:

Мы знаем, что ныне лежит на весах,

И что совершается ныне –

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Характерной особенностью русской фронтовой поэзии было то, что в отличие от немецкой, направленной на пробуждение национальных чувств, гордости за свое расовое превосходство, в Советском Союзе наибольшей популярностью пользовалась лирика. Знаменитая «Катюша» Михаила Исаковского, «Землянка» Алексея Суркова, «Жди меня, и я вернусь…» Константина Симонова стали знаковыми символами ведущих настроений воюющей страны.

Прежние шапкозакидательские взгляды, надежды на то, что война будет быстрой, наступательной и победоносной (фильм «Если завтра война») и романтические революционаристские надежды:

Но мы еще дойдем до Ганга,

Но мы еще падем в боях,

Чтоб от Японии до Англии

Сияла Родина моя (П. Коган) -

отошли на задний план. Романтики теперь лишь с чувством иронии могли вспоминать строки Михаила Светлова:

Я хату покинул, пошел воевать,

Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.

Лживые сводки Совинформбюро уравновешивались трансляцией патриотических песен и радиоспектаклей, позволявших людям сохранить человеческое отношение друг к другу и вдохновлявших на борьбу. На киноэкранах демонстрировались фильмы, прославлявшие великое прошлое русского народа: «Александр Невский», «Иван Грозный», «Петр Первый» и др. В тяжелых условиях киностудии выпускали картины, укреплявшие дух людей, причем не только на военную тему, но и лирические мелодрамы, и комедии. В кинофильмах присутствовали искрометные танцы, песни, разнообразная музыка. Православная церковь получила право ведения свободного богослужения. Писатели и поэты становились фронтовыми корреспондентами, вступали в ряды действующей армии, причем начальство, как правило, ценило их литературный дар, привлекало к работе во фронтовых многотиражках.

Во всех армиях выступали бригады артистов, передвижные театры. Причем, наряду со злободневными агитационными программами использовался и классический репертуар. К примеру, режиссер А. А. Гончаров отмечал, что «больше вдохновляли солдат, вызывали у них сильнейший эмоциональный отклик не пьесы, непосредственно посвященные войне, а классика». Большой популярностью среди бойцов пользовались концертные программы, на которых исполнялись такие песни как «Темная ночь», «Огонек», «На солнечной поляночке», «В лесу прифронтовом», стихотворения русских поэтов.

Вершиной поэтического творчества военных лет стала поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». Она публиковалась главами в газетах, и каждая публикация вызывала тысячи откликов. Солдаты сами подсказывали новые сюжеты и предлагали дальнейшее развитие судьбы своего любимого героя. Это был не лубочный казак Козьма Крючков времен Первой мировой войны, а действительно народный характер. Известность получили также поэмы Ольги Берггольц («Ленинградская поэма»), Веры Инбер («Пулковский меридиан»), Маргариты Алигер («Зоя»), Николая Тихонова («Киров с нами»).

Героические будни сражающейся страны получили воплощение и в прозаических произведениях. Повести Ванды Василевской («Радуга»), Александра Бека («Волоколамское шоссе»), Леонида Леонова («Взятие Великошумска»), Василия Гроссмана («Народ бессмертен»), Константина Симонова («Дни и ночи») были написаны по горячим следам, но, тем не менее, обладали высокими художественными достоинствами. Популярностью пользовались также «Рассказы Ивана Сударева» Алексея Толстого и цикл «Морская душа» Леонида Соболева. В газетах печаталась «Наука ненависти» Михаила Шолохова.

Вера в непобедимость русского народа утверждалась с помощью исторических аналогий. Было выпущено несколько романов по военной истории («Багратион» Сергея Голубова, «Генералиссимус Суворов» Леонида Раковского, «Иван Грозный» Василия Костылева, «Порт-Артур» Александра Степанова, «Емельян Пугачев» Вячеслава Шишкова, «Батый» Василия Яна). Массовыми тиражами переиздавалась «Война и мир» Льва Толстого, причем не только СССР, но и в союзных странах. В 1942 году пассажиры лондонского метро, не отрываясь, читали великую эпопею, изданную массовым тиражом в дешевой обложке. Достаточно массовый читатель был и у другого автора на данную тему. Имеется в виду монография академика Евгения Тарле «Нашествие Наполеона на Россию».

События Великой Отечественной войны получили отражение и в драматургии. Наряду с чисто пропагандистскими поделками, создавались пьесы высокого уровня. Актуальные проблемы военной стратегии обсуждались героями драмы Андрея Корнейчука «Фронт». Несгибаемость народного духа была воплощена в пьесе К. Симонова «Русские люди». Оба произведения получили санкцию высшего руководства страны и удостоились публикации в центральной газете «Правда» в августе 1942 года. В том же году Леонид Леонов сочинил пьесу «Нашествие». В ней показана жизнь людей в условиях военной оккупации, психологически точно воссоздан процесс перерастания глухого недовольства в открытую и организованную борьбу с врагом.

Но, безусловно, ведущим жанром литературного творчества военных лет стала публицистика. Самым плодовитым публицистом и пропагандистом в военные годы был Илья Эренбург. Гневные, обличающие статьи писателя появлялись в центральных газетах почти каждый день. Эренбург призывал к беспощадному уничтожению захватчиков. Антифашистская направленность литературной деятельности писателя переносилась на немецкий народ в целом. В то же время Эренбург оставался интернационалистом, что отразилось в создании цикла образных картин, прославляющих сражающиеся народы многонационального СССР («Кавказ», «Узбеки», «Евреи», «Казахи» и др.). В начале 1945 года, когда исход войны уже был предрешен, писатель выступил с публичным призывом «Убей немца!». Сталин немедленно его одернул.

Чрезвычайной плодовитостью отличался Алексей Толстой. Он опубликовал свыше 60 статей и очерков. Его статьи часто носили программный, мировоззренческий характер («Что мы защищаем», «Родина», «Русские воины», «Блицкриг», «Почему Гитлер должен потерпеть поражение»). К стойкой гражданской позиции призывал Леонид Леонов. В личной ответственности каждого советского человека он видел залог грядущей победы. Безусловно, лучшие описания Сталинградской битвы того периода составил Василий Гроссман («Направление главного удара», 1942). Это была четкая, лишенная прикрас проза, соразмерно передающая масштаб событий. Андрей Платонов всю войну проработал корреспондентом «Красной звезды». Публицистические произведения создавали К. Симонов, М. Шолохов, Л. Леонов и др.

Несгибаемость народного характера отражена в одной из лучших книг военного периода – повести Василия Гроссмана «Народ бессмертен» (1942). В нем показано как простая крестьянка Мария Тимофеевна спокойно приняла смерть от рук оккупантов. Ничего героического не было в этой простой женщине. Представители расы «сверхчеловеков» расчищали для себя «жизненное пространство». Они убили это странное существо без всяких эмоций, словно убрали ненужный мусор. Но они не подозревали, что готовность умереть обернется способностью побеждать.

В повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» (1944) основное внимание уделено психологии героев – процессу формирования личности в условиях войны. Но расцвет военной прозы наступил уже после Победы, когда бывшие фронтовики вернулись к мирной жизни и получили возможность осмыслить происшедшее. Великая «лейтенантская» проза открылась повестью Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946). За нее автор был удостоен Сталинской премии.

В горниле войны формировалось фронтовое поколение поэтов: Семен Гудзенко, Павел Шубин, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Юлия Друнина, Сергей Орлов и другие. Они вынесли из суровых испытаний чувство правды. В послевоенное время их лирический голос взывал к совести, не позволял окончательно потонуть в потоках лжи и фальши.

Вместе с тем в годы Великой Отечественной войны создавались произведения, выходящие далеко за пределы злободневной проблематики. Журнал «Октябрь» в 1943 году начал публикацию книги Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». После первого номера дальнейшего продолжения не последовало. Литературное начальство сочло данный материал неактуальным и даже вредным. Философско-психологическая проза Зощенко посвящена проблеме сохранения человеческого разума в невыносимых условиях тотальной идеологии и контроля. Один из комментаторов характеризовал содержание этой книги как способ «реанимации души». Противопоставить разум инстинктам, по мнению Зощенко, означает поставить преграду фашизму и другим тоталитарным учениям. Коммунистические идеологи сразу почувствовали опасность позиции Зощенко. Его подвергли жесткой критике, а в 1946 году «стерли в порошок» после доклада Андрея Жданова.

Долго не суждено было увидеть свет повести Константина Воробьева «Это мы, Господи!» (1943). Эпиграф из «Слова о полку Игореве» вводит персонажей и читателей в тысячелетнее христианское пространство русской истории. Судьба русских людей, попавших в плен, проходящих круги концлагерного ада, но не сломавшихся, выживших в невозможных условиях находится в центре внимания автора. Главный герой возвращается домой, где его, как предателя, ждет «родной» ГУЛАГ.

Пьеса Евгения Шварца «Дракон» в притчевой форме воплотила образ тоталитаризма. Связка могучий Дракон – Ланцелот воплощает традиции средневековой романтической сказки. Но одновременно присутствует и громадный социологический фон: вместо народа – аморфная масса, готовая склонить головы перед любым власть предержащим, будь это даже трусливый Бургомистр. Тема свободы является центральной в пьесе Шварца. Попытка режиссера Н. П. Акимова поставить «Дракона» на сцене оказалась неудачной. Спектакль был запрещен, хотя официально был признан антифашистским.


kriminalisticheskij-uchet-i-perspektivi-ego-razvitiya.html
kriminalisticheskoe-issledovanie-lichnosti-i-poterpevshego-po-delam-ob-umishlennih-ubijstvah-chast-10.html
kriminalisticheskoe-issledovanie-lichnosti-i-poterpevshego-po-delam-ob-umishlennih-ubijstvah-chast-15.html
kriminalisticheskoe-issledovanie-lichnosti-i-poterpevshego-po-delam-ob-umishlennih-ubijstvah-chast-5.html
kriminalisticheskoe-issledovanie-lichnosti-i-poterpevshego-po-delam-ob-umishlennih-ubijstvah.html
kriminalisticheskoe-issledovanie-pisma.html
  • desk.bystrickaya.ru/perestrojka-stalina-i-po-sej-den-yavlyaetsya-tajnoj-v-knige-mi-ee-rassmotrim-i-podtverdim-vo-vseh-vozmozhnih-podrobnostyah-kotorie-sami-po-sebe-v-otdelnosti-yav-stranica-29.html
  • college.bystrickaya.ru/1obshaya-harakteristika-specialnosti-040104-organizaciya-raboti-s-molodezhyu-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/26-likvidaciya-mediko-sanitarnih-posledstvij-pri-zemletryaseniyah-uchyonij-i-praktik-polkovnik-medicinskoj-sluzhbi.html
  • school.bystrickaya.ru/hazarskaya-legenda-i-eyo-mesto-v-russkoj-istoricheskoj-pamyati.html
  • spur.bystrickaya.ru/korol-narodnaya-igra-slovesnie-igri-postroeni-na-slovah-i-dejstviyah-igrayushih-vtakih-igrah-deti-uchatsya-opirayas.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xiv-metalog-eto-ne-zdes-mkb-sokrashennij-perevod-s-anglijskogo-v-kotlyara-m-tehnologicheskaya-shkola-biznesa-1994-216-s.html
  • letter.bystrickaya.ru/obuchenie-pereskazu-kak-odnomu-iz-priemov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-ustrojstva-elektroustanovok-v-red-prikaza-minenergo-sssr-ot-01-08-1988-n-376-reshenij-mintopenergo-rf-ot-24-07-1996-stranica-11.html
  • letter.bystrickaya.ru/molodezhnij-konkurs-smotr-stroya-i-pesni-protokol-konkurs-smotr-stroya-i-pesni-70-letiyu-pobedi-v-bitve-pod-moskvoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sir-arthur-conan-doyle-sir-nigel-1906-stranica-18.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-teoriya-i-istoriya-tradicionnogo-prikladnogo-iskusstva-specialnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/mihail-mihajlovich-ferin-rodilsya-v-1956-godu-v-gorode-tule-v-seme-voennosluzhashego-zatem-zhil-v-ryazani-tam-zakonchil-srednyuyu-shkolu-uchilsya-s-1974-po-1978-g-g-v-stranica-9.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/punkt-1-povestki-dnya-otkritie-soveshaniya-doklad-o-rabote-vtorogo-soveshaniya-specialnoj-rabochej-gruppi-otkritogo.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdorovij-duh-i-zdorovoe-telo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchebnik-stranica-21.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informacionnaya-ekologiya-blok-obsheprofessionalnih-disciplin-opd.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priglashaem-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozmozhnost-uchastiya-v-telekonferenciyah-konferenc-svyaz-besprovodnoj-planshet-hitachi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-obespechenie-bezopasnosti-lyudej-na-vodnih-obektah-gosudarstvennij-doklad.html
  • credit.bystrickaya.ru/opit-priznan-uspeshnim-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/bolezni-organov-dihaniya1-adenoidi-uvelichenie-mindalin-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svetloj-pamyati-petra-dmitrievicha-kavolina-posvyashaetsya-eta-kniga-poletdrakon-a.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-6-rezultati-issledovatelskoj-raboti-uchashihsya-publichnij-doklad.html
  • desk.bystrickaya.ru/otrasli-i-sferi-deyatelnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-f-06-marketing-v-otraslyah-i-sferah-deyatelnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/perechen-rabochih-mest-dlya-territorii-vseleniya-gorod-achinsk-programma-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-kraschetno-graficheskoj-rabote-po-soprotivleniyu-materialov-dlya-studentov-specialnostej-1-74-06-01-tehnicheskoe-obespechenie-processov-selskohozyajstvennogo-proizvodstva.html
  • student.bystrickaya.ru/29sdelki-ss-svrzani-lica-otchet-za-dohodite-62.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravo-sobstvennosti-na-sozdannie-obekti-nedvizhimogo-imushestva-registriruetsya-na-osnovanii-dokumentov-podtverzhdayushih-fakt-ih-sozdaniya-pri-gosudarstvennoj-regi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-speckursa-40-chasov-tema-kulturno-dosugovaya-deyatelnost-detej-i-podrostkov.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-teme-smert-i-umiranie-evtanaziya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchetnost-microsoft-dynamics-nav-kompaniya-icf.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-mesto-mikrobiologii-i-immunologii-v-sovremennoj-medicine-rol-mikrobiologii-i-immunologii-v-podgotovke-vrachej-klinicistov-i-vrachej-profilakticheskoj-sluzhbi-stranica-16.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-novij-vzglyad-na-ispolzovanie-atomnoj-energetiki.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-problemi-mezhdunarodnoj-migracii-rabochej-sili-dannogo-referata-prichini-i-problemi-mezhdunarodnoj-migracii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.