.RU

Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского - страница 10


Университетами назывались складывавшиеся в XII в. в Западной Европе высшие школы (от латинского слова universitas — совокупность). Средневековая университетская (школьная) наука получила название схоластики. Обучение в университете начиналось на так называемом факультете искусств (философском), основу курса которого составляла аристотелевская силлогистика. Э» принципы во многом сохранялись и во времена Гоббса.

(8) Брут Марк Юний (85—42 до н. э.) — римский республиканец, возглавивший (вместе с Кассием) заговор против Цезаря. Накануне битвы при Филиппах (42 до н. э.) против триумвиров Антония и Октавиана разгромивших республиканскую армию, Бруту (покончившему с собой после этого), согласно легенде, явилась тень убитого Цезаря.

(9) Речь идет о гражданской войне в Англии — кульминационном моменте Английской буржуазной революции XVII в. Открытая война между сторонниками парламента и сторонниками короля началась в августе 1642 г. В июле 1644 г. парламентская армия одержала решительную победу при Марстонмуре, а летом 1645 г.— при Нейзби. В мае 1646 г. король сдался в плен шотландцам, которые выдали его парламенту в январе 1647 г. за 400 тыс. фунтов стерлингов. 4 января 1649 г. парламент, в котором остались преимущественно левые, радикальные силы, опиравшиеся на революционную армию, принял резолюцию, провозгласившую что «народ после Бога является единственным носителем всякой справедливой власти; что палата общин английского парламента, избранная народом и представляющая народ, обладает верховной властью в английском государстве; что любой акт или постановление, принятые палатой общин английского парламента, имеют силу закона и относятся ко всем гражданам независимо от того, будет ли на это согласие короля и палаты лордов». В соответствии с духом этой резолюции палата лордов была упразднена, земли короны, церкви и роялистов конфискованы и распроданы и создана комиссия для суда над Карлом I, который был приговорен ею к смерти и казнен в том же году.

(10) Древнегреческая традиция, начиная с Платона, относит к числу семи мудрецов различных мыслителей — авторов ряда моральных сентенций (см., напр., прим. 5) — одного из немаловажных источников древнегреческой философии (VII — нач. VI до н. э.). Наиболее известны из мудрецов — Фалес из Милета, Солон из Афин, Биант из Приены н Питтак из Митилены. Приведенная Гоббсом сентенция полностью гласит: Quidquid agis prudenter agas et respice finem (что бы ты ни делал, делай с осторожностью и смотри в конец).

(11) Кадм — герой древнегреческих (особенно беотийских) мифов, легендарный основатель Фив (главного города Беотии), брат Европы, похищенной Зевсом. Якобы финикийское происхождение Кадма — возможный отзвук предания о том, что древнегреческий алфавит первоначально был заимствован в Финикии (одна из версий происхождения древнегреческого алфавита).

(12) И то и другое слово означает во французском языке «слово». Но verbe произошло от латинского verbum (слово, выражение), а parole восходит к греческому parabola (назидательное иносказание, притча).

(13) Такого рода утверждение содержится в трактате «О дивинации» (О ворожбе) II 119: «Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем-нибудь из философов!» (Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. С. 287). Но следует учесть, что у Цицерона речь идет конкретно о воззрениях Зенона, Пифагора, Платона и пифагорейцев о характере снов.

(14) Блуждающие огни (лат.).

(15) Как видно из этого места, вопросы этики, неотделимой у Гоббса от социальной философии, кое-где перемежаются и с вопросами эстетики. Как номиналист, Гоббс увязывает понятие красоты, или прекрасного, с движением человеческих страстей, с симпатиями или антипатиями, вызванными в нас внешними объектами. Эстетические критерии переплетаются с этическими нормами, с отношениями полезности, а последние целиком зависят от простейших движений материи внутри человеческого тела. Гоббс различает такие свойства человеческого ума, как суждение, или рассудительность, и фантазия, считая, что и то и другое требуется и для поэзии, и для науки, но в первой должна преобладать фантазия, а во второй — суждение. Специально вопросам искусства Гоббс посвятил две работы: «Ответ на предисловие к «Кондиберту»» (Answer to the Preface to «Condiberth» // The English works. Vol. IV) и Предисловие к собственному переводу «Илиады» Гомера.

(16) Имеется в виду жизнь людей в «естественном состоянии» (см. вступит, статью в т. 1 наст. изд., с. 49 — 50).

(17) О различии между истинной религией, религией и суеверием см. вступит, статью в т. 1 наст. изд., с. 57—60.

(18) Букв. «почитание счастливым, прославление».

(19) ^ Ливий Тит (59 до н. э. — 17 н. э.) — один из главных римских историков, автор обширного труда «История Рима от основания города» (сохранился только частично).

(20) Бедлам (от евр. Вифлеем — города в Иудее) — первоначально больница в Лондоне, названная именем Марии Вифлеемской. В переносном смысле — дом для сумасшедших.

(21) Об описываемых в греческом городе Абдере событиях Гоббс, вероятно, узнал из какого-то античного источника. Трагедия «Андромеда» в те времена была написана великим древнегреческим трагиком Еврипидом (до Нового времени не дошла). Одноименную трагедию создал также французский современник Гоббса Пьер Корнель (1606—1684). Евмениды (эвмениды, эринии) — древнегреческие богини мщения и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные преступления; обитают в Аиде; фурии (лат. неистовствующие) — их римский вариант. Церера (Деметра) — римско-греческая весьма почитаемая богиня земледелия и плодородия. Феб (Аполлон) — бог гармонии и искусства, главное оракульное божество древних греков.

(22) Гоббс в «Левиафане» многократно ссылается на Библию, часто цитирует и комментирует отдельные места из Ветхого и Нового заветов. Библией называется собрание книг Священного писания иудейской и христианской религии; из них первая признает только Ветхий завет, а вторая — и Ветхий и Новый. Библейские книги делятся на канонические, которые церковью безоговорочно признаются священными, обладающими наивысшим авторитетом и якобы ведущими свое происхождение непосредственно от бога, внушившего их содержание своим избранникам, и неканонические, вызывающие сомнение у богословов в своем божественном происхождении, но тем не менее признаваемые ими полезными для душеспасительного чтения. Неканонических текстов нет в древнееврейском подлиннике Библии, а есть они только в так называемых Септуагинте (греческий перевод семидесяти иудейских старейшин.— См. с. 294) и Вульгате (средневековый латинский перевод. — См. прим. 1). Католические и православные издания Библии включают неканонические тексты (апокрифы); протестантские же издания обычно повторяют древнееврейский подлинник. Названия книг в древнееврейском каноне иные, чем в православной Библии, переведенной с греческого. В настоящем издании ссылки на Библию даются в основном по православному синодальному изданию 1968 г. с сохранением православных наименований. Нумерация глав и стихов арабская: первая цифра обозначает главу, следующая (следующие) — стих (стихи). Стихи отделяются запятой, главы — точкой с запятой.

(23) Вельзевул (Веельзевул) — демоническое существо христианских представлений. Как «князь тьмы» не раз упоминается в Новом завете (Матф. 10, 25; 12, 24, 27; Марк 3, 22; Лук. 11, 15-19).

(24) ^ Суарес Франциско (Франсиско) (1548—1617) — испанский теолог и философ (виднейший представитель так называемой второй схоластики), член ордена иезуитов, автор нескольких теологических и философских трудов.

(25) На это место ссылается А. Смит (Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 38): «Как говорит господин Гоббс, богатство — это сила; но человек, который приобретает или получает по наследству большое состояние, не обязательно приобретает вместе с ним политическую власть, гражданскую или военную...» К. Маркс цитирует эти слова А. Смита в «Теориях прибавочной стоимости» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 48—49).

(26) К. Маркс, комментируя эту мысль Гоббса в «Теориях прибавочной стоимости», подчеркивает, что, согласно Гоббсу, матерью искусств является наука, а не труд исполнителя, «Продукт умственного труда,— пишет Маркс,— наука — всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа» (там же, с. 355).

(27) Это место цитируется Марксом в «Теориях прибавочной стоимости» под рубрикой «Рабочая сила» (см. там же), а также в «Капитале» (т. 23, с. 181).

(28) Данный сюжет Гоббс заимствовал из «Книги Есфири» (гл. 6 и далее). ^ Персидский царь — царь государства Ахеменидов — Артаксеркс I (465—424 до н. э.), Мордухай — двоюродный брат и воспитатель Есфири, любимой жены царя.

(29) Константин Великий (ок. 285—337) — римский император (306—337), перенесший столицу в Константинополь и фактически узаконивший христианство в Римской империи.

(30) ^ Сельден Джон (1584—1654) — видный английский юрист той эпохи, знаток общинного и международного права, член палаты общин, сторонник парламентской оппозиции. Автор нескольких книг на латинском и английском языках. Одна из них — «Mare clausum» (Против свободы морей) — ответ на «Mare liberum» (О свободе морей) крупнейшего теоретика права того времени голландца Гуго Греция (см. вступит, статью). Однако в данном месте Гоббс явно ссылается на другое его сочинение, скорее всего на трактат «Привилегии баронов Англии» (Privilieges of the Baronage of England). Сельден является также автором трактата «Рассуждение о праве и привилегиях подданного» (Discours concering the Right and Privileges of the Subject).

(31) Катилина Луций Сергий (ок. 108—62 до н. э.) — римский политический деятель. Пытался путем заговора захватить власть (66 — 63 до н. э.), но был разоблачен (Цицероном) и погиб в бою против армии консулов. О Цезаре и его убийстве см. прим. 8.

(32) По-видимому, Гоббс имеет в виду поэму римского философа-эпикурейца Лукреция Кара (ок. 99/95—55 до н. э.) «О природе вещей».

(33) Имеется в виду Аристотель с его учением о боге как перводвигателе («Метафизика»).

(34) «Образы» и «тени» (лат.).

(35) Эпизод из времени начала Пелопоннесской войны (431—404 до н. э.). По всей вероятности, почерпнут Гоббсом из «Истории» Фукидида. Формион — военачальник в период Пелопоннесской войны. Помпей Гней и его сын Секст (73—35 до н. э.) — древнеримские полководцы, противники Цезаря. Было два Сципиона Африканских: Старший — Публий Корнелий (ок. 235 — ок. 183 до н.э.) — римский полководец, окончательно разгромивший войска знаменитого полководца Ганнибала в 202 г. до н. э.; и Младший — Публий Корнелий Эмилиан (ок. 185—129 до н. э.) — другой римский полководец, захвативший и разрушивший Карфаген в 146 г. до н. э. Здесь имеется в виду последний.

(36) О фуриях см. прим. 21. Ларвы — по представлениям древних римлян, души умерших, не находящие себе покоя вследствие собственной вины или оскорбления, нанесенного им,— пережиток более древних анимистических представлений. Обитая в подземном мире, они являются по ночам на землю и преследуют своих обидчиков. Лемуры — разновидность ларв, вредоносные тени мертвецов (особенно злодеев), не получивших должного погребения.

(37) ^ Сибиллы (Сивиллы) — легендарные древнегреческие женщины-прорицательницы, предсказывавшие будущие события (обычно неблагоприятные). Нострдам(ус) Мишель—французский врач и астролог (1503—1566) при дворе Карла IX. Получил широкую известность в качестве автора «Столетий» (1555), в которых в стихотворной форме «предсказывал» будущие события европейской истории.

(38) Предзнаменования (лат.).

(39) ^ Нума Помпилий — второй царь Древнего Рима (по традиции — 715—673/672 до н. э.). Ему приписывается учреждение различных культов, создание жреческих коллегий, а также коллегий ремесленников.

(40) Имеется в виду государство инков в доколумбовой Америке (Южной).

(41) Выпады против римско-католической церкви (в меньшей мере — против протестантских церквей) нередко сопровождаются у Гоббса выпадами против схоластики, служившей в странах Западной Европы обоснованию религиозных догматов. Однако философию в христианскую религию первоначально «внесли» не схоласты, а виднейшие из отцов церии (представители патристики — Августин и др.). Ряд положений философии Аристотеля положены в основу схоластического теолого-философского синтеза Фомы Аквинского (1225—1274), учение последнего и стал» с XIV в. главной (а в католицизме — официальной) философской доктриной (см. вступит, статью в т. 1 наст. изд.). См. также прим. 7.

(42) Здесь имеются в виду войны кальвинистов, или гугенотов, против Католической лиги во Франции во второй половине XVI в.; буржуазная революция в Нидерландах, направленная против испанского владычества и католицизма и приведшая в 1581 г. к провозглашению независимости Нидерландов и низложению Филиппа II Испанского, а также английская Реформация, которая проводилась «сверху» самой королевской властью. Английская Реформация относится к первой половине XVI в. и связана с деятельностью Генриха VIII (1491—1547), при котором складывался английский абсолютизм. Статутом 1533 г. Генрих VIII отменил судебную власть папы в Англии, а в 1534 г. актом о супрематии власть папы над английской церковью была отменена полностью и верховное руководство церковью в стране передано королю. Реформированная церковь подверглась секуляризации, у нее были отняты принадлежавшие ей обширные земли, к королю перешло право назначения на церковные должности, в его пользу стали собираться аннаты — доходы первого года отправления любой церковной должности, кроме того, клирики платили королю десятую часть всех своих доходов. Изменения в самом культе и в религиозной догматике носили поверхностный характер. Постепенно было введено богослужение на английском языке.

Истинные причины Реформации, конечно, не те, на которые ссылается Гоббс. В ее основе лежала классовая борьба буржуазии против феодализма. Растущая национальная буржуазия европейских стран неизбежно должна была вступить в конфликт с католической церковью, служившей препятствием национальному развитию стран и сковывавшей силы нарождавшейся буржуазной нации. Требования дешевой национальной церкви отвечали требованиям буржуазии, а секуляризация церковных земель укрепляла новую, капитализированную собственность на землю.

(43) Гоббс ссылается на известный исторический факт: в VI в. франкский король Хильперик был отстранен от престола римским папой Захарием. Именно к этому периоду относится укрепление папского престола в Риме, когда римские епископы становятся фактически независимыми от Византии и претендуют на верховенство среди всех епископов католической церкви в качестве якобы прямых наследников апостола Петра.

(44)Трудно сказать, какую церковь имеет здесь в виду Гоббс: англиканскую, лютеранскую или одну из кальвинистских. Весьма вероятие, что церковь пуритан (кальвинистов), но прямо ее не называет, поскольку именно к ней принадлежал Кромвель.

(45) Гоббс пытается найти эмпирическое доказательство своей формуле войны всех против всех (см. вступит. статью в т. 1 наст. изд.). Однако его представление об образе жизни североамериканских индейцев не соответствовало действительности. В период, когда европейцы познакомились с американскими аборигенами, последние находились на высшей фазе родо-племенного строя, имели достаточно развитую племенную я межплеменную организацию. Некоторые из этих племен были воинственными, другие, наоборот, весьма мирными (см.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Гл. Ирокезский род).

(46) Гоббс здесь дает формулировку так называемого золотого правила человеческого поведения. Оно действительно имеется в Евангелии. Напр., Матф. 7, 12: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»; близко к этому Лук. 6, 31; в Ветхом завете Тов. 4, 15. Но то же правило формулировалось одним из «семи мудрецов» (см. выше прим. 10), возможно Фалесом, а также древнекитайским мудрецом Конфуцием. Это правило фактически составляет основу всех естественных законов (см. вступит, статью в т. 1 наст. изд.).

(47) Без права (лат.).

(48) Заслуга (вознаграждение) по договору и заслуга в силу достоинства (лат.).

(49) В силу договора (лат.).

(50) В силу достоинства (лат.).

(51) Кок (Coke или Cooke) Эдуард (1552 - 1634) — английский юрист, автор обширного труда «Первая часть установлений законов Англии, или Комментарий к Литтлтону; не только от имени автора, но от самого закона» (The first part of the laws of England or a Commentary upon Littleton; not the name of the author only, but the law itself, 1628). Литтлтон Томас — английский государственный деятель и законодатель.

(52) Учение о двух видах справедливости — уравнивающей (коммутативной) и распределяющей (дистрибутивной) — одно из важных в аристотелевской этике и политике (экономике — см. Никомахова этика 1130 а — e). Затем оно повторено множеством авторов (особенно западных, латинских, отсюда их латиноязычные формы).

(53) См.: Политика 1252 b, где речь идет о том, что одни люди по природе рабы, а другие — господа.

(54) Выступающие гарантами и поручителями... гарант... поручитель.

istoricheskij-muzej-goroda-kurorta-belokuriha-ekspozicionno-vistavochnaya-deyatelnost-chast-7.html
istoricheskij-opit-privlecheniya-inostrannogo-kapitala-chast-3.html
istoricheskij-portret-aleksandra-iii.html
istoricheskij-portret-lva-trockogo.html
istoricheskoe-peredelkino.html
istoriko-arhivnij-muzej-novodevichij-monastir.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-kvantovaya-teoriya-dlya-specialnosti-010400-fizika-realizuemih-na-fakultete-nelinejnih-processov.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-d-petrova-redakcionnaya-kollegiya-stranica-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskovskaya-pravda-moskva-278-22122008-kogda-verstalsya-nomer-2-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-psihologo-pedagogicheskoj-kompetentnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/hartley-tc-european-union-law-in-a-global-context-text-cases-and-materials-cambridge-2004-r-407-419.html
  • books.bystrickaya.ru/darts.html
  • control.bystrickaya.ru/bookinfo-chukovskij-kornej-ivanovichot-dvuh-do-pyati-stranica-18.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-lokalno-istoricheskij-metod-v-literaturovedenii-n-p-anciferova-nauchnie-predposilki-soderzhanie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-ponyatie-postmoderna-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-filologicheskih-fakultetov-vuzov-izdanie-trete-ispravlennoe.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-azimut-bojinsha-ozalis-sabati-masati-oushilara-azimut-bojinsha-ozalis-zhasaudi-jretu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-klass-horovogo-dirizhirovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-ocenka-vliyaniya-lesorastitelnih-uslovij-na-povishenie-kachestvennoj-produktivnosti-nasazhdenij-na-lesovodstvennoj.html
  • student.bystrickaya.ru/-v-malom-biznese-sozdana-eshe-tisyacha-novih-rabochih-mest-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompyuternaya-obuchayushaya-programma-kak-obekt-avtorskogo-prava-registraciya-i-sertifikaciya-obuchayushej-programmi-cel-dat-sistematizirovannie-znaniya-o-registracii-i-sertifikacii-kopr.html
  • abstract.bystrickaya.ru/28-zhertva-mark-tven-princ-i-nishij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spravka-o-perechne-i-godovih-obemah-vipolneniya-analogichnih-dogovorov-forma-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-mest-aleksandr-shakilov.html
  • tests.bystrickaya.ru/medicina-vosstanavlivaet-i-podderzhivaet-ravnovesie-treh-zhiznennih-nachal-organizma-predlagaya-raznoobraznie-lechebnie-dieti-i-vnosya-popravki-v-obraz-zhizni-chelovek.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sbornik-statej-pod-red-denisenko-m-b-troickoj-i-a-m-maks-press-2008-demograficheskie-issledovaniya-vipusk-14-stranica-30.html
  • spur.bystrickaya.ru/mdeni-ndilitardi-uaitsha-ketu-iina-kulik-beru-memlekettik-krsetiletin-izmet-standarti-zhalpi-erezheler-mdeni-ndilitardi-uaitsha-ketu-iina-kulik-beru.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-edinovremennogo-oprosa-poluchatelej-gosudarstvennih-uslug-funkcij-predostavlyaemih-ispolnyaemih-ufms-rossii-po-tambovskoj-oblasti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rascheti-i-prognozirovanie-svojstv-2-metil-33-dietilpentana-ciklobutana-o-ksilol-12-dimetilbenzola.html
  • report.bystrickaya.ru/i-fiziko-himiya-fiziko-mehanicheskie-ispitaniya-kauchukov-i-rezin-i-ih-himicheskij-analiz.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-stranica-9.html
  • institut.bystrickaya.ru/svyashennie-pismena-majya-sankt-peterburg-amfora-2000-stranica-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-predskazanij-prorochestva-kotorie-sbudutsya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chyornij-lebed.html
  • bukva.bystrickaya.ru/profilaktika-alkogolizma-narkomanii-toksikomanii-i-tabakokureniya-sredi-uchashihsya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-socialno-pedagogicheskoj-i-psihologicheskoj-sluzhbi-v-studencheskih-obshezhitiyah-v-20112012-uch-g-.html
  • testyi.bystrickaya.ru/55-informaciya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-kontrolya-za-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnostyu-emitenta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-v-pravila-sorevnovanij-po-vindserfingu-mezhdunarodnaya-parusnaya-federaciya-isaf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-rasplachivayutsya-deti-f-g-uglov-v-plenu-illyuzij-moskva-molodaya-gvardiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/mifi-i-realnost-stranica-16.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-istorii-v-11-klasse.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-semi-rosseskaia-fyedyerhtseeia.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.