.RU

к.т.н. Ю.Д. Лейченко - Секция 1 Перспективные технологии в разработке информационных систем использование технологии...


^ к.т.н. Ю.Д. Лейченко, А.В. Бурмитских, А.В. Игнатенко, Д. В. Туголуков
Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск


На современном этапе развития образования все больше внимания уделяется внедрению эффективных форм контроля знаний. Одной из таких форм является проведение тестирования. Это наиболее стандартизованный и объективный метод контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого, который лишен таких традиционных недостатков других методов контроля знаний, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок и т.п. Наиболее эффективным является проведение тестирования с помощью компьютерных систем тестирования [1]. Проведенный анализ существующих систем тестирования показал, что они в большинстве случаев не ориентированы на проведение тестирования по такой сложной технической дисциплине как «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) и имеют ряд недостатков: большинство программ жестко связаны с конкретным учебным материалом; несоблюдение технологических стандартов программирования сильно затрудняет дальнейшее развитие программ; плохо продуманный интерфейс; ряд программ сложны в освоении, что исключает возможность оперативного применения преподавателями; в условиях России большинство программ не являются лицензированными и не могут применяться для образовательной деятельности. Одним словом, программы тестирования требуют профессионального подхода и знания учебного процесса.

При разработке системы компьютерного тестирования (СКТ) «ТОЭ» авторы руководствовались следующими требованиями: упрощение контроля знаний по ТОЭ; простота подготовки тестов: удобная форма управления формированием тестов и защищенность тестовых заданий (ТЗ); повышение объективности при оценке знаний; минимальное знакомство преподавателя с компьютером и взаимозаменяемость преподавателей как на этапе генерации тестов, так и на этапе тестирования и обучения; внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения; удешевление процесса обучения.

^ Описание разработки. СКТ «ТОЭ» - это комплексное программное решение для проведения компьютерного тестирования с целью оценки знаний, умений и навыков студентов. Система позволяет: создавать неограниченное количество банков ТЗ; разбивать банк ТЗ на секции; формировать произвольный набор сценариев тестирования; осуществлять резервное копирование с последующим восстановлением банка ТЗ; визуализировать результаты тестирования; экспортировать как сами ТЗ, так и результаты тестирования в текстовый процессор. СКТ имеет три категории пользователя: «Администратор», «Преподаватель» и «Студент», поддерживает шесть типов ТЗ («Выбор одного варианта ответа», «Выбор нескольких вариантов ответа», «Соответствие множеств», «Последовательность», «Ввод текста с клавиатуры», «Ввод числа с клавиатуры»), ведение виртуального учебного журнала, а также позволяет организовать процесс проверки знаний с применением сетевых технологий.

^ Требования к техническим и программным средствам. Минимальные технические и программные требования, необходимые для установки и функционирования системы: архитектура персональной ЭВМ, совместимая с концепцией IBM PC; центральный процессор Intel Pentium III с тактовой частотой 700 MГц и выше; объем оперативной памяти (ОЗУ) 256 Мб или более; свободный объем на жестком диске не менее 100 Мб (только для всех программных модулей); монитор с разрешением не менее 800*600 точек/дюйм или выше; операционная система Windows XP, Vista; сетевой адаптер с шириной доступа канала передачи 100/10 Мбит/с (для локального режима) и 256 кбит/с и более для тестирования по сети Internet; клавиатура и мышь.

^ Архитектура системы. Система может работать как дистанционно, при наличии СУБД и программного обеспечения (ПО) на одном компьютере, так и по технологии «клиент-сервер». На сервере ведется запись истории и результатов прохождения теста.

^ Хранение данных. Хранение данных обеспечивается в системе БД Access 2003. Запись, хранение, редактирование и удаление производится в подсистеме «Администратор». После создания в БД ТЗ к ней могут беспрепятственно обратиться пользователи по каналу «клиент-сервер».

^ Стандарт открытой системы. ПО СКТ «ТОЭ», написанное на языке C#, разработано согласно принципам открытых систем, т.е. сформировано в среде, включающей аппаратные средства, службы связи, интерфейсы.

Интерфейс. СКТ рассчитана на пользователей, не имеющих большого навыка работы в сети. Интерфейс простой и понятный как для студентов, так и для преподавателей. Студенты могут просматривать все статьи, относящиеся к изучаемой дисциплине, проходить тестирование, просматривать свои анкетные данные и оценки учебных достижений. Преподаватель имеет права на создание статей и ТЗ, на редактирование и удаление собственных статей и ТЗ, также имеет возможность просматривать подробные результаты тестирования.

^ Защита информации. СКТ имеет хорошую степень защиты как ТЗ, так и результатов тестирования. Для исключения несанкционированного доступа к системе и ее составляющим предусмотрена двухуровневая информационная защита.

^ Технология тестирования. СКТ предусматривает возможность частичного или полного ее прохождения, прерывание контроля, ограничение времени тестирования, случайный порядок выдачи ТЗ, выдачи подсказки в виде комментария, установку индикаторов правильных ответов и другие функции. СКТ «ТОЭ» позволяет проводить тестирование студентов в режимах «Контрольное тестирование» и «Самоконтроль».

Для начала контрольного тестирования необходимо пройти идентификацию и ввести свои персональные данные в базу данных студентов.

В режиме самоконтроля студент может пройти тестирование по любой из тем дисциплины как с ограничением по времени, так и без него, имея при этом возможность проверки ответа на текущее ТЗ. Режим «Самоконтроль» позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать проблемы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В этом случае можно говорить о значительном обучающем потенциале ТЗ, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Структура ТЗ отображает темы, разделы и подразделы банка ТЗ по ТОЭ в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта. Все ТЗ обладают такими чертами, как однозначность (тестируемый не должен задумываться, в каком смысле трактовать данное суждение); ясность (студент доложен понимать, что от него требуется); краткость (не более 12-ти слов); истина суждения (действия тестируемого должны превращать ТЗ в истинное суждение).

При запуске СКТ с помощью генератора случайных чисел выбирает ТЗ и добавляет их в формирующий вариант теста. В тестах можно использовать любое количество любых типов ТЗ. В ТЗ с выбором ответа (одиночный, множественный выбор) можно использовать до 6 (включительно) вариантов ответа.

На экране монитора тестируемого отображается время, отведенное на прохождение теста, и количество вопросов, которые уже пройдены.

По результатам тестирования формируется протокол испытаний, в котором приводятся следующие данные: ФИО студента; наименование темы, раздела и подраздела; дата тестирования; количество правильных ответов; процент правильных ответов. При необходимости можно просматривать вопросы, на которые был дан неправильный ответ.

Количество одновременных сеансов тестирования определяется производительностью сервера и пропускной способностью канала. Количество хранимых статей и новостей практически зависит от размеров жесткого диска, на котором хранится база данных.

^ Применение системы. Система рассчитана на работу в типичной, имеющейся в любом учебном заведении, аппаратно-программной конфигурации и не требует оригинальных решений. В тоже время, при необходимости поддерживается возможность установки СКТ на широкий спектр, имеющихся у учебного заведения, аппаратно-программных решений.

СКТ используется при входном, текущем, итоговом контроле, а также при оценке остаточных знаний по ТОЭ.

Особенно эффективно использование СКТ на кафедральном и факультетском уровнях, когда не предусмотрено больших материальных и людских затрат на внедрение и обслуживание систем тестирования.

Персональный модуль СКТ целесообразно использовать для встраивания в электронные учебники и учебные пособия.

Внедрение СКТ в учебный процесс ИИФ и РЭ СФУ позволило: обеспечить возможность оценки, классификации и аттестации уровня знаний, умений и навыков студентов по ТОЭ; обеспечить объективную оценку знаний, умений, навыков; оценить трудности заданий и объема тем в банках ТЗ по дисциплине; подготовить студента к аттестационному тестированию; адаптировать пользователей к интерфейсу среды; повысить эффективность контроля знаний студентов, что позволяет своевременно получать информацию о качестве учебного процесса, необходимую для принятия управленческих решений; повысить качество учебного процесса.

Применение СКТ позволило повысить интерес студентов к изучению ТОЭ. Неоднократное прохождение теста способствует лучшему усвоению и запоминанию пройденного материала.

Работа студентов с СКТ способствует лучшему освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самостоятельной работе и самоконтролю. Тестирование в ходе самостоятельной работы студентов имеет как контролирующие, так и обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к зачетам). Самостоятельная работа студентов возможна с использованием также интернет - тестирования (домашняя и самостоятельная работа). При этом СКТ «ТОЭ» можно использовать в любое время и в любой точке доступа в интернет, что особенно важно для студентов очной и заочной форм обучении, а также при применении дистанционных технологий обучения.

Опыт применения СКТ показывает, что психологическая и физическая нагрузка на преподавателя уменьшается в период тестирования знаний студента (при достаточно высоком уровне качества тестирования).

Одним из главных преимуществ СКТ «ТОЭ» по сравнению с аналогичными инструментами является доступность широкому кругу пользователей и простота эксплуатации.

СКТ «ТОЭ» постоянно развивается, грамотно учитывая нужды многих пользователей и при этом никого не ущемляя, т.е. новые функции добавляют интересные возможности для тестирования и при этом не являются лишними для тех, кому нужны тесты попроще.

^ Список использованных источников

1. Горбаченко И.М. Сравнительный анализ существующих систем тестирования / Материалы Всероссийской научно – практической конференции «Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития».- Красноярск, 2008, с. 177-181.

^ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ


glava-2-ekspedicionnie-obsledovaniya-hozyajstv-kalmickoj-stepi-n-a-eldyaeva-evolyuciya-metodov-regionalnogo.html
glava-2-evolyuciya-podhodov-k-menedzhmentu-kachestva-uchebnik-pod-red-akademika-mezhdunarodnoj-akademii-informatizacii.html
glava-2-gosudarstvo-kak-osnovnoj-garant-obespecheniya-antimonopolnoj-politiki-uchebnoe-posobie-rostov-na-donu-2008.html
glava-2-instinktivnoe-povedenie-uchebnik-1-e-izd-1976-g-2-e-izd-1993-g-napisannij-vidnim-zoopsihologom.html
glava-2-issledovanie-anomalij-organizacionnoj-kulturi-i-urovnya-organizacionnogo-stressa.html
glava-2-kak-upravlyat-svoej-psihikoj-andrej-kurpatov-kak-izbavitsya-ot-trevogi-depressii-i-razdrazhitelnosti-blagodarnosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-defektologii-chast-pervaya-obshie-voprosi-defektologii-stranica-20.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novie-organizacionnie-formi-tnk-v-epohu-globalizacii-mirovogo-hozyajstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pyatnadcat-lekcij-prochitannih-v-arngejme-torki-londone-berne-cyurihe-shtutgarte-s-25-yanvarya-po-27-avgusta-1924-g-stranica-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimootnosheniya-rukovoditelya-i-podchinennogo-v-tamozhennih-organah.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-tura-1-den-otpravlenie-iz-bresta-iz-minska-v-23-chasa-nakanune-peresechenie-belorussko-polskoj-granici-pribitie-v-otel-na-territorii-polshi-nochleg-2-den.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipi-rezervuarov-ispolzuemih-dlya-transportirovki-krioproduktov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-k-shohin-filosofiya-religii-problema-identichnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-razrabotka-plana-strategicheskogo-razvitiya-goroda-ryazani-do-2020-goda-po-teme.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-13-transport-koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti-na-2008-god-i-na-planovij-period-2009-i-2010-godov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-prioritetnie-programmi-i-proekti-utverdit-strategicheskij-plan-razvitiya-gorodskogo-okruga-tolyatti.html
  • control.bystrickaya.ru/chasti-tela-smirnova-l-n-logopediya-pri-zaikanii-zanyatiya-s-detmi-5-7-let-v-detskom-sadu-posobie-dlya-logopedov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-obedinenie-obshin-i-individualnih-storonnikov.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-pese-m-gorkogo-na-dne.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vospitatelno-obrazovatelnoj-raboti-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-moskvi.html
  • learn.bystrickaya.ru/etika-v-musulmanskih-obshestvah.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vmoej-nebolshoj-biblioteke-sohranyayutsya-lish-te-knigi-k-kotorim-ya-postoyanno-vozvrashayus-stranica-16.html
  • teacher.bystrickaya.ru/forma-3-anketa-uchastnika-razmesheniya-zakaza-otkritij-konkurs-postavka-uchebno-naglyadnih-posobij-dlya-obrazovatelnih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-d-lukashevich-slovar-spravochnik-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-semnadcataya-net-ya-ne-zhaleyu-ni-o-chem-edit-piaf.html
  • spur.bystrickaya.ru/memoriala.html
  • institut.bystrickaya.ru/starceva-o-a-rufina-yu-a-vospitatel-mdou.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhurnalist-vospitaj-v-sebe-cenzora-gosduma-rf-monitoring-smi-22-maya-2008-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/snova-prostoj-vopros-vozhdyam-sergej-georgievich-kara-murza-oppoziciya-vibor-est.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-prodolzhat-znakomit-detej-s-samim-vazhnim-komponentom-prirodi-vodoj-bez-kotoroj-nevozmozhna-zhizn-na-planete-zemlya-formirovat-osoznannoe-berezhnoe-otnoshenie-k-vode-kak-vazhnomu-prirodnomu-resursu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-obshee-obrazovanie-upravleniya-obrazovaniya-administracii-nanajskogo-municipalnogo-rajona-i-zadachi-na-2012-god.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-osnovnaya-chast-str-3-14.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-transportnoj-logistiki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vistavki-9-iyunya-2010-g-sreda-10-00-18-00-rabota-vistavki-chelovek-i-bezopasnost-g-minsk-ul-ya-kupali-27-vistavochnij-pavilon.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazi-predmetov-ili-processov-realnoj-dejstvitelnosti-kotorie-mi-vosprinimali-ranee-a-sejchas-mislenno-vosproizvodim-nazivayutsya-predstavleniyami.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-bezopasnosti-obektov-morskogo-transporta-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-doklad-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/kniga-posvyashaetsya-tem-967-muzhchin-kotorie-ne-umeyut-znakomitsya-s-devushkami-nesmotrya-na-ochevidnie-i-nedvusmislennie-dlya-devushek-nameki-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-1-gruppa-fakultet-fiziki-ochnaya-forma-obucheniya-specialnost-fizika-specializaciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koshki-sobaki-i-chto-takoe-na-samom-dele-bit-veganom-stranica-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-prezidenta-kitajskogo-soveta-po-prodvizheniyu-mezhdunarodnih-investicij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.