.RU

к.т.н. Ю.Д. Лейченко - Секция 1 Перспективные технологии в разработке информационных систем использование технологии...


^ к.т.н. Ю.Д. Лейченко, А.В. Бурмитских, А.В. Игнатенко, Д. В. Туголуков
Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск


На современном этапе развития образования все больше внимания уделяется внедрению эффективных форм контроля знаний. Одной из таких форм является проведение тестирования. Это наиболее стандартизованный и объективный метод контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого, который лишен таких традиционных недостатков других методов контроля знаний, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок и т.п. Наиболее эффективным является проведение тестирования с помощью компьютерных систем тестирования [1]. Проведенный анализ существующих систем тестирования показал, что они в большинстве случаев не ориентированы на проведение тестирования по такой сложной технической дисциплине как «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) и имеют ряд недостатков: большинство программ жестко связаны с конкретным учебным материалом; несоблюдение технологических стандартов программирования сильно затрудняет дальнейшее развитие программ; плохо продуманный интерфейс; ряд программ сложны в освоении, что исключает возможность оперативного применения преподавателями; в условиях России большинство программ не являются лицензированными и не могут применяться для образовательной деятельности. Одним словом, программы тестирования требуют профессионального подхода и знания учебного процесса.

При разработке системы компьютерного тестирования (СКТ) «ТОЭ» авторы руководствовались следующими требованиями: упрощение контроля знаний по ТОЭ; простота подготовки тестов: удобная форма управления формированием тестов и защищенность тестовых заданий (ТЗ); повышение объективности при оценке знаний; минимальное знакомство преподавателя с компьютером и взаимозаменяемость преподавателей как на этапе генерации тестов, так и на этапе тестирования и обучения; внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения; удешевление процесса обучения.

^ Описание разработки. СКТ «ТОЭ» - это комплексное программное решение для проведения компьютерного тестирования с целью оценки знаний, умений и навыков студентов. Система позволяет: создавать неограниченное количество банков ТЗ; разбивать банк ТЗ на секции; формировать произвольный набор сценариев тестирования; осуществлять резервное копирование с последующим восстановлением банка ТЗ; визуализировать результаты тестирования; экспортировать как сами ТЗ, так и результаты тестирования в текстовый процессор. СКТ имеет три категории пользователя: «Администратор», «Преподаватель» и «Студент», поддерживает шесть типов ТЗ («Выбор одного варианта ответа», «Выбор нескольких вариантов ответа», «Соответствие множеств», «Последовательность», «Ввод текста с клавиатуры», «Ввод числа с клавиатуры»), ведение виртуального учебного журнала, а также позволяет организовать процесс проверки знаний с применением сетевых технологий.

^ Требования к техническим и программным средствам. Минимальные технические и программные требования, необходимые для установки и функционирования системы: архитектура персональной ЭВМ, совместимая с концепцией IBM PC; центральный процессор Intel Pentium III с тактовой частотой 700 MГц и выше; объем оперативной памяти (ОЗУ) 256 Мб или более; свободный объем на жестком диске не менее 100 Мб (только для всех программных модулей); монитор с разрешением не менее 800*600 точек/дюйм или выше; операционная система Windows XP, Vista; сетевой адаптер с шириной доступа канала передачи 100/10 Мбит/с (для локального режима) и 256 кбит/с и более для тестирования по сети Internet; клавиатура и мышь.

^ Архитектура системы. Система может работать как дистанционно, при наличии СУБД и программного обеспечения (ПО) на одном компьютере, так и по технологии «клиент-сервер». На сервере ведется запись истории и результатов прохождения теста.

^ Хранение данных. Хранение данных обеспечивается в системе БД Access 2003. Запись, хранение, редактирование и удаление производится в подсистеме «Администратор». После создания в БД ТЗ к ней могут беспрепятственно обратиться пользователи по каналу «клиент-сервер».

^ Стандарт открытой системы. ПО СКТ «ТОЭ», написанное на языке C#, разработано согласно принципам открытых систем, т.е. сформировано в среде, включающей аппаратные средства, службы связи, интерфейсы.

Интерфейс. СКТ рассчитана на пользователей, не имеющих большого навыка работы в сети. Интерфейс простой и понятный как для студентов, так и для преподавателей. Студенты могут просматривать все статьи, относящиеся к изучаемой дисциплине, проходить тестирование, просматривать свои анкетные данные и оценки учебных достижений. Преподаватель имеет права на создание статей и ТЗ, на редактирование и удаление собственных статей и ТЗ, также имеет возможность просматривать подробные результаты тестирования.

^ Защита информации. СКТ имеет хорошую степень защиты как ТЗ, так и результатов тестирования. Для исключения несанкционированного доступа к системе и ее составляющим предусмотрена двухуровневая информационная защита.

^ Технология тестирования. СКТ предусматривает возможность частичного или полного ее прохождения, прерывание контроля, ограничение времени тестирования, случайный порядок выдачи ТЗ, выдачи подсказки в виде комментария, установку индикаторов правильных ответов и другие функции. СКТ «ТОЭ» позволяет проводить тестирование студентов в режимах «Контрольное тестирование» и «Самоконтроль».

Для начала контрольного тестирования необходимо пройти идентификацию и ввести свои персональные данные в базу данных студентов.

В режиме самоконтроля студент может пройти тестирование по любой из тем дисциплины как с ограничением по времени, так и без него, имея при этом возможность проверки ответа на текущее ТЗ. Режим «Самоконтроль» позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать проблемы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В этом случае можно говорить о значительном обучающем потенциале ТЗ, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Структура ТЗ отображает темы, разделы и подразделы банка ТЗ по ТОЭ в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта. Все ТЗ обладают такими чертами, как однозначность (тестируемый не должен задумываться, в каком смысле трактовать данное суждение); ясность (студент доложен понимать, что от него требуется); краткость (не более 12-ти слов); истина суждения (действия тестируемого должны превращать ТЗ в истинное суждение).

При запуске СКТ с помощью генератора случайных чисел выбирает ТЗ и добавляет их в формирующий вариант теста. В тестах можно использовать любое количество любых типов ТЗ. В ТЗ с выбором ответа (одиночный, множественный выбор) можно использовать до 6 (включительно) вариантов ответа.

На экране монитора тестируемого отображается время, отведенное на прохождение теста, и количество вопросов, которые уже пройдены.

По результатам тестирования формируется протокол испытаний, в котором приводятся следующие данные: ФИО студента; наименование темы, раздела и подраздела; дата тестирования; количество правильных ответов; процент правильных ответов. При необходимости можно просматривать вопросы, на которые был дан неправильный ответ.

Количество одновременных сеансов тестирования определяется производительностью сервера и пропускной способностью канала. Количество хранимых статей и новостей практически зависит от размеров жесткого диска, на котором хранится база данных.

^ Применение системы. Система рассчитана на работу в типичной, имеющейся в любом учебном заведении, аппаратно-программной конфигурации и не требует оригинальных решений. В тоже время, при необходимости поддерживается возможность установки СКТ на широкий спектр, имеющихся у учебного заведения, аппаратно-программных решений.

СКТ используется при входном, текущем, итоговом контроле, а также при оценке остаточных знаний по ТОЭ.

Особенно эффективно использование СКТ на кафедральном и факультетском уровнях, когда не предусмотрено больших материальных и людских затрат на внедрение и обслуживание систем тестирования.

Персональный модуль СКТ целесообразно использовать для встраивания в электронные учебники и учебные пособия.

Внедрение СКТ в учебный процесс ИИФ и РЭ СФУ позволило: обеспечить возможность оценки, классификации и аттестации уровня знаний, умений и навыков студентов по ТОЭ; обеспечить объективную оценку знаний, умений, навыков; оценить трудности заданий и объема тем в банках ТЗ по дисциплине; подготовить студента к аттестационному тестированию; адаптировать пользователей к интерфейсу среды; повысить эффективность контроля знаний студентов, что позволяет своевременно получать информацию о качестве учебного процесса, необходимую для принятия управленческих решений; повысить качество учебного процесса.

Применение СКТ позволило повысить интерес студентов к изучению ТОЭ. Неоднократное прохождение теста способствует лучшему усвоению и запоминанию пройденного материала.

Работа студентов с СКТ способствует лучшему освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самостоятельной работе и самоконтролю. Тестирование в ходе самостоятельной работы студентов имеет как контролирующие, так и обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к зачетам). Самостоятельная работа студентов возможна с использованием также интернет - тестирования (домашняя и самостоятельная работа). При этом СКТ «ТОЭ» можно использовать в любое время и в любой точке доступа в интернет, что особенно важно для студентов очной и заочной форм обучении, а также при применении дистанционных технологий обучения.

Опыт применения СКТ показывает, что психологическая и физическая нагрузка на преподавателя уменьшается в период тестирования знаний студента (при достаточно высоком уровне качества тестирования).

Одним из главных преимуществ СКТ «ТОЭ» по сравнению с аналогичными инструментами является доступность широкому кругу пользователей и простота эксплуатации.

СКТ «ТОЭ» постоянно развивается, грамотно учитывая нужды многих пользователей и при этом никого не ущемляя, т.е. новые функции добавляют интересные возможности для тестирования и при этом не являются лишними для тех, кому нужны тесты попроще.

^ Список использованных источников

1. Горбаченко И.М. Сравнительный анализ существующих систем тестирования / Материалы Всероссийской научно – практической конференции «Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития».- Красноярск, 2008, с. 177-181.

^ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ


glava-2-ekspedicionnie-obsledovaniya-hozyajstv-kalmickoj-stepi-n-a-eldyaeva-evolyuciya-metodov-regionalnogo.html
glava-2-evolyuciya-podhodov-k-menedzhmentu-kachestva-uchebnik-pod-red-akademika-mezhdunarodnoj-akademii-informatizacii.html
glava-2-gosudarstvo-kak-osnovnoj-garant-obespecheniya-antimonopolnoj-politiki-uchebnoe-posobie-rostov-na-donu-2008.html
glava-2-instinktivnoe-povedenie-uchebnik-1-e-izd-1976-g-2-e-izd-1993-g-napisannij-vidnim-zoopsihologom.html
glava-2-issledovanie-anomalij-organizacionnoj-kulturi-i-urovnya-organizacionnogo-stressa.html
glava-2-kak-upravlyat-svoej-psihikoj-andrej-kurpatov-kak-izbavitsya-ot-trevogi-depressii-i-razdrazhitelnosti-blagodarnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglamentiruyushie-rabotu-uchrezhdeniya-v-chasti-soderzhaniya-obrazovaniya-organizacii-obrazovatelnogo-processa-prav-obuchayushihsya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/moloko-i-slivki-chast-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/odarennost-talant-genialnost.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-4-soderzhanie-kursa-8-spisok-literaturi-10-iii-rabochaya-programma-11-vidi-i-obemi-uchebnoj-raboti-grafik-izucheniya-disciplini-11.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obsh-ie-itogi-za-yanvar-maj-2009-goda-negativnie-tendencii-i-yavleniya-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-vserossijskogo-festivalya-zdorovesberegayushih-zanyatij-zdorove-detej-bogatstvo-nacii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priem-komplektov-dokumentacii-na-ekzamen-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-gosudarstvennoj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-podemno-transportnoj-tehnikipredpriyatiyami-rossijskoj-federacii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uralskij-bank-chkalovskoe-otdelenie-7004-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2008-goda.html
  • university.bystrickaya.ru/fiscal-federalist-relations-in-russia-a-case-for-subnational-autonomy.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-detskaya-ritorika-dlya-chetirehletnej-nachalnoj-shkoli-rekomendovano-ministerstvom-obrazovaniya-i-nauki-rf.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-roberta-frosta-obrazec-denezhnogo-techeniya-aktiva.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-konferencii-povishenie-kachestva-i-effektivnosti-obrazovatelnogo-processa-koordinaciya-podgotovki-sovremennih-specialistov-vostrebovannih-na-rinke-truda.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihoterapii-per-s-angl-spb-izdatelskij-dom-yuventa-m-ksp-2000-512-s-isvn-5-87399-097-2-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tatarstan-kazan-rustam-minnihanov-ya-bolshe-vseh-rugayu-stroitelej-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-18-maya-po-24-maya-2011-goda.html
  • credit.bystrickaya.ru/ohrana-atmosfernogo-vozduha-v-respublike-kazahstan.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-provedennih-meropriyatiyah-za-pervoe-polugodie-20-10-stranica-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizicheskij-fakultet-ti-chto-pozvolyaet-v-dalnejshem-vibirat-napravlenie-svoej-deyatelnosti-v-gorazdo-bolee-shirokom-diapazone.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-9-11-klassov-v-2012-godu-pp.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/avstrijskij-dom-v-moskve.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vedeniyu-nalogovogo-i-buhgalterskogo-ucheta-pribilnimi-sok-status-pribilnij-a-kooperativ-obsluzhivayushij-stranica-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-meropriyatij-uchrezhdenij-kulturi-i-iskusstva-saratovskoj-oblasti-na-avgust-2011-goda-data.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-posledstviya-dlya-biznesa-bill-gejts.html
  • education.bystrickaya.ru/22-rol-socialnoj-zashiti-v-stanovlenii-socialnogo-gosudarstva-d-k-shigapova-blagosostoyanie-i-socialnaya-zashita-naseleniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-opredelenie-vremeni-vihoda-na-rinok-metodicheskij-kompleks-intellektualnie-prava-i-rinochnie-otnosheniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-o-s-gabrielyana-uchebnik-o-s-gabrielyana-bazovij-uroven-lekarstva.html
  • shkola.bystrickaya.ru/opredelenie-parametrov-poluprovodnikovih-priborov-po-ih-staticheskim-voltampernim-harakteristikam.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dnevnik-domashnih-del.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonom-kamchatskoj-oblasti-ot-stranica-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-integraciya-hoyajstvuyushih-subektov-v-rinochnoj-ekonomike-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata.html
  • letter.bystrickaya.ru/nalogovij-kodeks-rossijskoj-federacii-stranica-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovet-direktorov-novgorodenergo-utverdil-klyuchevie-pokazateli-obshestva-na-2005-g-advisru-05082005.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-voprosam-ekologicheskoj-bezopasnosti-a-yu-vinokurov-ekologicheskoe-pravo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-7-gosudarstvennoe-regulirovanie-deyatelnosti-rschs-doklad-o-sostoyanii-zashiti-naseleniya-i-territorij-municipalnogo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukopisi-kotorim-prisvoen-grif-v-2007-2010-godah-umo-po-medicinskomu-i-farmacevticheskomu-obrazovaniyu-vuzov-rossii-gou-vpo-mma-im-i-m-sechenova.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.