.RU

Комментарии к теме 7 - Курс истории физики для студентов фмф бигпи рассчитан на 36 часов лекционных и 18 часов семинарских...


^ Комментарии к теме 7
2.Краткая справка об исследовании электрических явлений в 18 в.


1700-1730 гг.

Изучается электризация трением, появляется представление о проводниках и непроводниках электричества, о двух родах электричества – «стеклянном» и «смоляном» (термин Ш.Ф.Дюфе)

1740 –е гг.

Совершенствуется электрическая машина, изобретается «лейденская банка» (конденсатор), электрометр

1747-1750 гг.

Б.Франклин проводит исследования электрических явлений. В частности, им установлена электрическая природа гроз, изобретен громоотвод и предложена первая теория электрических явлений, в основе которой лежит представление о существовании в природе особой электрической субстанции

1756 г.

Л.Эйлер предлагает теорию, согласно которой создающая электрические силы материя - эфир, а сами электрические явления обусловлены «нарушением равновесия в эфире», его сгущения или разрежениями (вблизи наэлектризованных тел)

1766 г.

Дж.Пристли высказывает мысль о том, что электрическое притяжение подчиняется тому же законы, что и тяготение

1773 г.

Г.Кавендиш открывает закон взаимодействия наэлектризованных тел, но не сообщает о своем открытии

1785 г.

Ш.О.Кулон публикует мемуар с описанием экспериментального открытия закона, носящего теперь его имя.

1780-1790 гг.

Появление новой области электрических явлений – «гальванизма» (по имени первооткрывателя Л.Гальвани), или «контактного электричества», результатом изучения которой стало изобретение источников тока (А.Вольта )


^ 3.Краткая справка об исследовании тепловых явлений в 18 в.

1690-1740-е гг.

Появление термометров, введение термометрических шкал – Р.А.Реомюра (1730 г.), Д.Р.Фаренгейта (1720 г.), А.Цельсия (1742 г.), сопровождавшееся исследованием теплового расширения различных веществ, а также поиском постоянных (реперных) точек.

1700-1750 гг.

Формирование понятий температуры, количества теплоты, теплоемкости. Ни один из авторов сочинений по теплоте этого периода еще не различал эти понятия. Единодушным было мнение, что теплота равномерно распределяется по объему и массе тел.

1760-1790 гг.

Калориметрические исследования Джозефа Блэка. Он:

  • четко разграничил понятия температуры, количества теплоты;

  • полагал, что каждое тело имеет свою определенную емкость по отношению к теплоте, ввел термин «теплоемкость» (термин «удельная теплоемкость» введен, по-видимому, Гадолином в 1784.);

  • изучил процессы таяния (льда) и парообразования и обнаружил «скрытую теплоту» плавления и парообразования.

XVIIIв.

Развитие двух теорий теплоты – вещественной теории теплоты, теории огненной (флогистон) или тепловой (теплород) материи, имевшей наибольшее число сторонников, и кинетической теории теплоты (основоположники Р.Бойль, Ф.Бэкон, Р.Гук). Вещественная теория теплоты существовала в двух вариантах. В основе одного из них – представление о тепловом движении частиц огня, передающих это движение частицам вещества. В другом варианте ощущение тепла связано с количеством теплорода, содержащегося в теле.

1770-1780 гг.

А.Л.Лавуазье исследовал природу горения и показал несостоятельность теории Флогистона как химического агента.

1784 г.,

1793 г.

Опубликованы результаты калориметрических экспериментов А.Л.Лавуазье и Л.С.Лапласа, описан усовершенствованный ими калориметр. Авторы мемуара четко сформулировали мысль о том, что удельная теплоемкость тела не связана с общим количеством теплоты, содержащимся в теле, они измерили удельную теплоемкость ряда твердых тел, жидкостей и предприняли попытку измерить эту величину для газов. В своей работе они указывают на эвристичность обеих теорий теплоты – кинетической и вещественной.

1778-1798 гг.

Эксперименты Бенджамина Томпсона Румфорда, позволившие ему сделать вывод о том, что теплота есть колебательное движение частиц тела.

4. В XVIII веке слова Ньютона, что в экспериментальной философии «предложения выводятся из явлений и обобщаются с помощью индукции» (цитирую по [2], с.155), исследователями воспринимались как программа для научной деятельности. Стремление все исследования поставить на экспериментальную основу – одна из характерных черт физики XVIIIв.

Помимо механики наиболее значимые результаты были получены при изучении тепловых и электрических явлений. Обращение к флюидам (теплород, электрическая жидкость) для осмысления полученных в опыте закономерностей было данью средневековой традиции, настолько укоренившейся, что она не воспринималась как отказ от программы Ньютона и для ее преодоления потребовались специальные эксперименты и новые опытные данные, полученные, в основном, в XIXв.

В оптике наиболее существенные результаты были получены в фотометрии (П.Бугер, И.Ламберт) и в построении ахроматических систем (Дж.Долланд). Последние стимулировали экспериментальное изучение преломляющих и диспергирующих свойств различных веществ, данные которого были систематизированы в конце века У.Волластоном.

Дж.Бредли в 1723-1728 гг. открыл явление, названное в 1729 г. Манфреди звездной аберрацией, и объяснил его конечностью скорости распространения света и годичным движением Земли вокруг Солнца. Конечность скорости распространения света стала рассматриваться как твердо установленный опытный факт.

Большинство ученых придерживалось гипотезы об истечении света, согласно которой свет – поток корпускул. Гипотезу о волнах света в эфире разрабатывал Л.Эйлер, однако, необходимый для описания волн в упругой механической среде математический аппарат не был создан.

Механика, таким образом, и в конце XVIIIв. продолжала оставаться наиболее развитой отраслью физики.


Тема 8: Завершение классической физики (19 в.).


1. Панорама науки 19 в.

2. Синтез термодинамики.

3. Синтез электродинамики.

4. Заключение: физическая картина мира на рубеже веков.


antropologiya-a-kryobera-celostnaya-teoriya-kulturi-belik-andrej-aleksandrovich-kulturologiya-antropologicheskie.html
antropologiya-shpargalka.html
antropomorfnie-statui-novoj-gvinei.html
antuan-de-burbon.html
antuan-monkreten.html
anzelinskij-yurij-nikolaevich-rerih-izobrazitelnoe-iskusstvo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-4-monitoring-v-pravotvorchestve-kafedra-teorii-prava-i-sravnitelnogo-pravovedeniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vto-blizhe-zakonodatelstvo.html
  • desk.bystrickaya.ru/polnoe-sobranie-russkih-letopisej-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-01-2-soprotivlenie-materialov-celi-i-zadachi-disciplini-celi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-10-sentyabrya-2009-g-720-ob-utverzhdenii-tehnicheskogo-reglamenta-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-mou-talmenskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskaya-konferenciya-yuvenalnaya-yusticiya-v-rossijskoj-federacii-11-iyunya-2008-g-g-moskva-zolotih-v-v-zamestitel-predsedatelya-rostovskogo-oblastnogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ugrozi-iznutri-i-snaruzhi-maksim-blant.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-shkolnogo-pmpk-publichnij-doklad-otchet.html
  • desk.bystrickaya.ru/ostorozhno-mislepad-chto-takoe-nasha-rabota-eto-zakonnij-povod-kazhdij-den-ujti-iz-doma-chtobi-otdohnut-ot-semi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologiya-modifikacii-viskoznih-volokon-proizvodnimi-dimetilmetil-fosfonata-s-celyu-polucheniya-volokon-ponizhennoj-goryuchesti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sbornik-duhovnih-gimnov-i-pesen-evangelskih-cerkvej-stranica-48.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yi-programma-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskaya-psihologiya-poznanie-sebya-vliyanie-na-lyudej-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-dnya-nauki-v-gimnazii-obshie-polozheniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-mirovoj-ekonomike-nauchno-tehnicheskij-progress-kak-faktor-ekonomicheskogo-rosta.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-i-realizaciya-sistemi-menedzhmenta-kachestva-i-bezopasnosti-na-predpriyatiyah-pishevoj-promishlennosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kommersant-s-peterburg-vlada-gasnikova-28022012-lenoblpassazhiravtotrans-vzyalsya-za-vospitanie.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-lekarstva-okazivaetsya-vo-rtu-i-gorle-pomogite-rebenku-ponyat-kak-domashnij-doktor-dlya-detej.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-eksperimentalnaya-programma-bila-proverena-v-9-b-klasse-vklasse-28-uchashihsya-iz-nih-15-malchikov.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtomatizirovannij-elektroprivod-mehanizma-peremesheniya-stola-prodolno-strogalnogo-stanka.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-vipolnenii-niokr-tema.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-postupivshih-v-izbiratelnie-komissii-obrasheniyah-zhalobah-i-zayavleniyah-stranica-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtor-i-nazvanie-uchebnoj-programmi-god-izdaniya-uchebnik-izdat-vo-god-izdaniya-metodicheskie-posobiya-dlya-uchitelya-didakticheskie-materiali-dlya-uchashihsya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spasenie-strani-ot-kommunizma-kniga-vpervie-bila-opublikovana-berrett-koehler-publishers-inc-san-francisco.html
  • writing.bystrickaya.ru/32004l0018-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/master-klass-uchitelya-fiziki-kuznecovoj-o-n-nekotorie-priemi-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-pri-obuchenii-fizike.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-mirovoj-ekonomiki-i-mezhdunarodnih-otnoshenij-e-t-o-deyatelnosti-rossijskoj-akademii-nauk-v-2001-godu-osnovnie.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-polej-s-pomoshyu-pokazatelya-soe-tunnel.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nepravilnaya-piramida-business-financial-markets-sofya-doronina-08072008-123-str-13.html
  • turn.bystrickaya.ru/ontologiya-pravoslavnoj-nravstvennosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-prodemonstrirovat-uchashimsya-uroven-ih-lingvisticheskih-sposobnostej-razvivat-umeniya-samoanaliza-i-samoocenki-k-tvorcheskoj-rabote-nad-soboj-intellektualnij-marafon-2006.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakona-respubliki-kazahstan-ot-27-iyulya-2007-goda-ob-obrazovanii-prikazivayu-stranica-4.html
  • books.bystrickaya.ru/dokladi-predstavlennie-gosudarstvami-uchastnikami-vsootvetstvii-so-statej9-konvencii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-vvedenie-v-mezhkulturnuyu-kommunikaciyu-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-035700-lingvistika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.