.RU

Хочу вас всех поблагодарить за то, что нашли возможность и время и приехали на эту конференцию. География очень большая от Санкт-Петербурга до Владивостока - страница 3



Бородин: Я постараюсь быстро, в течение 15 минут рассказать о том, что сделано на Севмашпредприятии, какие у нас планы по развитию сектора освоения Арктического шельфа на нашем заводе.

В начале 90-х гг. Севмашпредприятие в связи с уменьшение гособоронзаказа вынуждено было искать продукцию, которая бы заполнила высвобождающиеся мощности по программе конверсии. И такую продукцию мы нашли. Для нас эта продукция - морские платформы различного класса назначения. Попробовали свои силы в обустройстве наземных месторождений для различных компаний, как для российских, так и для западных. Освоили большой спектр услуг по изготовлению оборудования для нефтегаза и также изготавливаем суда различного класса назначения. Если у участников конференции будет желание посетить Севмашпредприятие – всегда рады будем видеть, организуем проезд, покажем наши мощности.

Здесь показаны несколько платформ, слева ледостойкая стационарная платформа Приразломная, на разных этапах строительства, справа – сданная платформа для норвежского заказчика (в сентябре мы ее отправили) и справа внизу – перспективные проекты для обустройства Штокмановского газоконденсатного месторождения. Это тактико-технические характеристики платформы. И хочу сказать, что в результате по платформе нашим предприятием было освоено производство и сварка сталей хладостойких. Производство было освоено на СеверСтали с участием института «Прометей» и сварочные материалы были изготовлены на нашем предприятии, а также были разработаны сварочные технологии, которые позволили сварить около 90 тысяч тонн хладостойкой стали. Еще ни одно предприятие столько не сделало. В свое время, когда начиналась работа по Приразломному месторождению, одним из инвесторов была компания БиЭйчПи, австралийская, она ушла из проекта, сказав, что СевМаш навряд ли сможет изготовить кессон, размером 126 на 126 метров. Но Севмашпредприятие с этой задачей справилось. Здесь показана стыковка суперблоков, мы кессон сделали из 4 суперблоков, состыковали его на воде с использованием подводной сварки. Данный метод запатентован Севмашпредприятием. И работники Севмашпредприятия удостоены были Ломоносовской премии за такой ноу-хау. Нашим заказчиком было принято решение использовать для платформы Приразломная верхнее строение платформы Хатан, бывшее в употреблении 18 лет. Мы были против этого решения, но однако заказчик есть заказчик, он принял это решение, и мы взяв платформу в Норвегии, транспортировали ее в район Североморска, там демонтировали верхнее строение, пересадили ее на баржу, которую взяли в аренду, и транспортировали на Севмашпредприятие. Затем, после изготовления кессона, мы надвинули вспомогательный модуль на платформу, и затем верхнее строение методом нескольких пересадок с одних барж на другие, с использованием даже тех барж, которые были изготовлены на Севмашпредприятии для шведов, мы накатили верхнее строение, и платформа сейчас стоит у достроечной набережной на монтаже оборудования и трубопроводов. В дальнейшем предстоит ее транспортировка в район Североморска, где будет погружен балласт бетонный 150 тыс. тонн. И дальше платформа будет транспортирована и установлена в точку.

Выполнялось в содружестве с предприятием Звездочка строительство платформы Арктическая, сейчас эта платформа завершается на предприятии Звездочка. С использованием и наших возможностей, и частично нашей техники. Для того, чтобы иметь твердое позиционирование на рынке предоставления услуг по изготовлению платформ мы поняли, что лучше показать, что мы не хотим, а что мы можем. Поэтому мы заключили контракт на две платформы полупогружные, современного шестого поколения. И в сентябре мы отправили такую платформу компании норвежской Мосмосл. Затем ее переводят на установку буровой вышки, сейчас она находится в Палермо, в Италии. Купила ее компания Сайпом, для того, чтобы выполнять работы в северной части Норвежского моря, ну а затем может она окажется и на российской территории. Вторая платформа должна быть сделана нами в августе следующего года. В результате работы по этой платформе Севмашпредприятием освоена бесприпусковая технология. И при участии нашей лаборатории мы выполнили сборку и сварку этой платформы на берегу за 4 месяца. Т.е. ни одна верфь, как нам наши заказчики, которые очень испугались за малый период достройки, сказали, что ни одна бы верфь не успела за этот бы срок выполнить эти работы. За эту работу наши специалисты тоже были удостоены Ломоносовский премии.

Севмашпредприятие в настоящий период времени участвует в содружестве с российскими и зарубежными компаниями в проработке различных вариантов изготовления на наших мощностях платформ, в основном это платформы которые будут предназначены для использования на Штокмановском газоконденсатном месторождении.

В секторе гражданского судостроения, поскольку не было у нас мощных заказов, мы выполняли большую работу - несколько сотен судов сделали, в основном это для голландских компаний, и буксиры различного класса назначения, понтоны грузоподъемностью 10 тысяч тонн. Также пробуем свои силы для того, чтобы не потерять навык в сварке алюминия, изготавливаем две мегаяхты длиной 71 метр, для наших российских олигархов, так скажем.

На стапелях Севмаша находится в изготовлении серия танкеров-химовозов, для норвежского заказчика. Суда очень серьезные, ответственные. И мы как судостроительная компания поняли, что нам необходимо пробовать свои силы в изготовлении крупнотоннажных судов, в части подготовки менталитета, и работников и конструкторов, а также с целью проверки возможностей нашего предприятия авианесущих кораблей. Может оказаться так, что на Севмаше будут размещены в районе 11-12 года 1 или 2 авианосца.

Пробовали свои силы в изготовлении модулей для ЛУКОЙЛа, для ЮКОСа, т.е. модули различного назначения, различной комплектации, поэтому если такое будет необходимо, мы готовы выполнять. Наша лаборатория работает на магистральных нефте- и газопроводах, работает на обследовании платформ во Вьетнаме и также обследует емкостное оборудование, работающее под давлением для того, чтобы проверить его работоспособность и дать заключение о его пригодности на определенные периоды времени. Это буровые лебедки, которые мы строили по заказу УралМаша, когда он не справлялся со своим объемным заданием. Лебедки получились хорошие, качественные. Поэтому тоже продукция освоенная. Большой сегмент по изготовлению емкостного оборудования, так как мощности Севмаша предназначены для того, чтобы делать много цилиндрических изделий, понятно, на что я намекаю. Это реакторы для ЛУКОЙЛа, и сепараторы для различных месторождений. Поэтому эта продукция также освоена на самом высоком уровне. Еще что интересно, мы построили (слева вверху) наплавной энергоблок для приливной станции, которую поставили в Кислую губу в начале этого года с ортогональной турбиной, это российская разработка, за ней гоняются несколько иностранных компаний. Хотят это изобретение взять себе, поскольку японцы, когда пытались такую турбину сделать, у них КПД получилось 30%. А эта турбина дала КПД 72%, экологически чистый вид энергии. И сейчас в программах у РАО ЕЭС изготовить с применением такой ортогональной Трубины опытно-штатный блок уже не в металлическом исполнении, а в композитном, железобетон, и установить в губе Долгой, рядом с Териберкой в районе Мурманска. А дальше у них планы установить блоками, перекрыть выход, таких блоков будет приблизительно около 200 штук (по информации ГидроОГК). Мощность каждого блока около 20 мегаватт. Этот блок 1,5 мегаватт.

Плюс, сейчас на Севмаше заложен (справа вверху) плавучий атомный энергоблок с двумя реакторами на базе ледокольных КЛТ-40 и сейчас заканчивается разработка Айсбергом, и часть проекта возьмет на себя проектная организация Малахит. Рабочую документацию делает Севмаш. И такой блок мы планируем изготовить у себя на заводе и установить для того, чтобы в течение двух-трех лет попробовать его отработать. Хотя новостей мы для себя не видим, но для того, чтобы показывать потенциальным покупателям и пользователям таких блоков.

Дальше мы смотрим на то, чтобы быть конкурентоспособными и выполнить большой спектр услуг для предприятий, которые будут осваивать арктический шельф. Здесь показана часть реконструкции, которую по программе мы подготовили и направили в Минпромэнерго. Ждем утверждений и частично финансирования для модернизационных работ на нашем предприятии. Потенциальных покупателей много, это и РАО ЕЭС, и Газпром, и Атомэнерго. Может быть, они объединяться и вложат средства в наши мощности, так как в свое время, 10 лет назад, это сделал Газпром, за что мы ему и благодарны, поскольку на этих мощностях мы сейчас можем снимать около 60 тысяч тонн металла в год. Поэтому ждем следующих, две модернизации мы уже прошли.


Балыбердин: Очень интересный доклад. Вот следом у нас будет ЦНИИ Крылова. И радостно слышать, что те слухи о том, что наша промышленность погибла, значительно преувеличены. Я хочу предоставить сейчас слово Роману Юрьевичу Романову, который представляет ЦНИИ Крылова. (по состоянию здоровья он отказывается сделать доклад). Тогда Вы материалы передадите, мы их опубликуем и в Интернете, и в своем издании. Я бы все-таки хотел отметить, что ЦНИИ Крылова – эта та организация, о которой стоит упомянуть в нашей аудитории. Мы проводили совещание в прошлом году, после заседания Морской коллегии в Санкт-Петербурге, на следующий день Сергей Борисович Иванов проводил совещание на базе ЦНИИ Крылова. Мы смотрели ту научно-экспериментальную базу, которая там не только создается, но и развивается. Я тоже должен заверить аудиторию, что ЦНИИ Крылова загружен заказами на несколько лет вперед. Руководитель нам показал с гордостью модельный стенд, который закупили за 1 млн. евро в Германии. И с гордостью сказал: здесь мы второй поставим. В общем, заказов достаточно много. Я уже не говорю, что есть очень уникальные интересные разработки по конфигурации нефтяных платформ, запатентованные, которые позволяют практически при любой балльности моря обеспечивать стабилизацию этих платформ. В общем, наработки очень интересные. Поэтому жаль, что мы не смогли послушать представителя ЦНИИ Крылова, выздоравливайте. Тогда я бы хотел предоставить слово Карчкову Александру Михайловичу, управление федеральной поддержки территории МЧС России. Его нету… А Титов Владимир Николаевич здесь? (он будет готов после обеда). Хорошо… Грищенко Ирина Васильевна? Понятно… Гусейнов Чингиз Саибович? Тогда предоставляю Вам слово. Чингиз Саибович – профессор кафедры морской добычи Российского госуниверситета нефти и газа им. Губкина.


Гусейнов: Кстати, я привез материал, очень краткий, если кого-то заинтересует, могу рассказать о строительстве и состоянии НГС. Оргпроектэкономика сделала проект всех строительных работ по нефтепроводу от района Бама, восточного-нефтепровода, от восточного участка. Если кого-то интересует, я могу озвучить.

Я хотел бы вот на какую тему выступить. Я уже на эту тему выступал, но тем не менее… На сегодня разведанные запасы наших акваторий арктических уже достаточно хорошо известны, и сегодня уже по оценкам геологов порядка 100 млрд. тонн условного топлива имеются ресурсы. Дальнейшее освоение, так сказать разведка… Но это сделано примерно на 10-15% той акватории, которая занимает Арктика, т.е. не сложно представить себе, какие потенциальные ресурсы заложены у нас. Но в принципе сегодня мы в основном обсуждаем результаты разведки и ставим проблему освоения тех месторождений, которые были открыты уже довольно давно в советские годы. Фактически все эти, и Штокмановское месторождение, Приразломное, Русановское, Ленинградское и т.д. Мне хотелось бы отметить, что сегодня Минпромэнерго оценивает затраты на освоение шельфа на длительность до 2030 года порядка 500 млрд. долларов. И исходя из этой цифры мне еще раз хочется подчеркнуть, что такие средства не могут быть освоены отдельными компаниями, даже такими как Газпром и ЛУКОЙЛ, и Роснефть. И мне кажется, что это совершенно очевидно сейчас, что этим делом должно заниматься наше государство. И в этом свете я не могу не отметить еще одно обстоятельство. Я работал, прежде чем стал преподавать в НИИ Морнефтегаз, который был единственным институтом по освоению шельфа. Сейчас он благополучно скончался, его нет, а осколки работают в НИИ Газе, в ЛУКОЙЛе, в РГУ Нефти и Газа и т.д. Мы в 1992 году оценили стоимость освоения Штокмановского месторождения на уровне 12-15 млрд. долларов. Сегодня уже эта цифра… не только в связи с инфляцией, но и благодаря тому, что много инофирм соучаствуют в ней, тогда мы это фактически одни это делали, только в содружестве с нашими организациями, хотя БиЭйчПи тоже имел место в Росшельф. Росшельф тоже была такая организация, через которую Газпром финансировал эти работы Морнефтегаза. Сейчас эти работы по освоению Штокмана оцениваются где-то в районе 45-50 млрд. долларов. Посмотрите какая метаморфоза этих затрат произошла за 12 лет. Сам этот факт по себе не очень радушный, в том аспекте, что фактически привлекая много инофирм…вернее, наши компании очень сильно, на мой взгляд, стремятся работать с инофирмами без особенного такого серьезного углубленного понимания того, что они могут сделать и того, что на самом деле. Сейчас по существу даже на примере Сахалина можно сказать, что знаете такой старый принцип купеческий, чем мех дороже, тем он лучше, чем вложений больше, тем лучше для компаний, которые вошли в содружество для освоения. Эти все моменты я считаю достаточно убедительно свидетельствуют о том, что необходимо создать государственную структуру по освоению шельфа. Я недавно был на одном совещании (поскольку я занимаюсь созданием нормативной базы, чистосердечно признаюсь, что почти безуспешно это происходит, т.е. никто не собирается финансировать эту деятельность), и как говорил здесь Анатолий Борисович, почти все компании сейчас работают по своим наработкам, со своими уставами входят в наш альянс. На мой взгляд, очень серьезный ущерб нанес закон о техническом регулировании, потому что мы фактически в один день закрыли все ГОСТы. Это такая чушь произошла, которая не поддается осмыслению, здравому смыслу, хочешь понять, и не можешь, как это можно было отменить все ГОСТы, на которых мы выросли, и которыми руководствуются практически все и сегодня. А тут мы от них отказались. Свобода развязывает руки нехорошим людям, компаниям тем, которые не заинтересованы вообще в выдаче добросовестного и доброкачественного материала. Мне кажется, … когда стоит вопрос о создании судостроительной корпорации, государственной, мне кажется что, шельф должен стать как бы одной из структурных подразделений этой корпорации. Это мне так представляется. Тем не менее, освоение шельфа без государственного вмешательства, на мой взгляд, несерьезно, во всяком случае мы эти 15 лет, которые прошли, больше мололи воду в ступе, чем делали, и Штокмановское месторождение навязло столько, сколько мы говорили о нем, а Приразломное – это вообще, которое мы платформу приобрели, она не нужна была, а могли бы делать ее с нуля сами, и это было бы намного дешевле. Но это было кому-то выгодно.

Второй момент. Хочу обратить внимание. Сегодня мы говорим об освоении шельфа арктического, и те поколения судов, та техника, которая имеется у нас в наличии наших компаний (Газпром и ЛУКОЙЛ – фактически. Роснефть практически вообще не располагает сегодня разведочными средствами, и только аренда позволяет им на Дальнем востоке, в Охотском море наращивать запасы) мы фактически не можем обеспечить того, чтобы эти месторождения…круглогодичной разведки мы вообще не в состоянии делать, потому что мы делаем все только в период навигации. Навигация кончилась – разведка кончается. Суда уходят на отстой, на ремонт и т.д. и такими темпами осваивать Север просто несерьезно. Мы перечислили, в прошлом выступлении я говорил, сейчас еще раз повторю, мы сейчас считаем необходимым для замерзающих морей, мы должны создать буровую технику, которая может работать круглый год. Ее сегодня фактически по существу нет. Вот самоподъемный – имеются даже проработки кое-какие. В той компании, с которой я сотрудничаю. Проработки СПБО в ледозащитном исполнении круглогодичного бурения как разведочных скважин, так и эксплуатационных скважин. Кстати говоря, эксплуатационных скважин нужны многие десятки. А с помощью тех судов, которыми мы сегодня располагаем, мы этого на Севере никогда не сделаем. Кроме того, нам нужны в принципе специальные транспортные баржи для транспортировки опорных блоков в вертикальном положении. Здесь технологии, показаны как строили платформу, единственную по существу, есть чем гордиться – платформа, которая построена ЛУКОЙЛом на Балтике. Это единственная платформа, построенная нашими людьми. Она по металлоемкости выиграла по сравнению с теми же предложениями, которые предлагали нам голландцы, примерно на 35-40% по металлоемкости оказалась легче. А это тоже серьезная экономия. Поэтому нужны специальные транспортные баржи для транспортировки опорных блоков в вертикальном положении. Нужны специальные суда и/или плавучие технические средства с оборудованием для производства морских операций, по закреплению опорных оснований к морскому дну по новой технологии сваенного закрепления. Так фактически у нас пока открытый вопрос. Нужны специальные суда с оборудованием морских операций по демонтажу морских стационарных платформ, в принципе сейчас уже нужно думать об этом. Специальные средства нужны для ремонта морских гидротехнических сооружений в ледовых условиях. Так или иначе встанет вопрос, не сегодня. Сегодня – он естественно не стоит на повестке дня. Но, так или иначе он встанет. Я хочу этим перечнем, он далеко не полный, сказать, что судостроительная компания, так сказать, корпорация, которая может быть создана, которую уже по существу считают необходимым создать. Ей фронт работ более чем обеспечен по созданию средств, а в море вообще нельзя быть без технических средств. Это когда-то на заре в Баку, часть Бакинской бухты освоили путем того, что там отсыпку произвели, уникальная вещь, но это дорогостоящая операция, которую делали лет 15 назад. Кроме того, я бы хотел еще поделиться двумя соображениями. Здесь Анатолий Борисович говорит по поводу двухфазных потоков. Я сам в прошлом очень много работал над двухфазными потоками. Я очень боюсь создания, освоения Штокмановского месторождения с транспортом, газоконденсатной смеси на расстоянии почти 700 км. Задумайтесь над этим, 700 км – это не шутка! Это не 140 км. Пока я отношусь с большим недоверием к двухфазному потоку. Все расчеты двухфазных потоков, которыми я занимался, они грешат погрешностью где-то в разы. Поэтому хватит ли мощностей насосно-компрессорных оборудований или давления, которое мы будет предусматривать, еще и для преодоления, кстати говоря, и рельеф у нас не очень хороший. Т.е. это не просто такой спокойный рельеф от глубин 250 м до берега. Я эту трассу видел, профиль трассы. Это все преодолеть очень сложно. И это я говорю потому, что в свое время еще в 60-е гг. мой шеф, учитель, Черникин Владимир Иванович, я изучал влияние жидких пробок на производительность, потери газопроводов, а мой коллега, аспирант-нефтяник занимался газовыми пузырями в нефтепроводах. Эти две работы, которые мы параллельно выполняли, показали какие несут эти жидкие пробки. Но тут речь не идет не о жидких пробках, а о двухфазном потоке. А из-за структуры трубы получается, что везде будет разная газожидкостная структура. И предусмотреть их расчет, и никакой компьютер это не одолеет. Это все неправда, то что делает компьютер. Потому что нужно покусочно эту трассу разделить, и сделать расчет, а погрешность, я говорю, отличается в разы. Т.е. нужен однофазный поток с отбором накопившегося конденсата с помощью подводных танкеров в этих пониженных участках трассы. И это нужно понять.

Другой момент, на котором я хотел бы остановиться – это… тут даже есть плакат одного подводного судна. На сегодня подводное бурение пока является фантазией. Т.е. нет технических средств для подводного бурения. Я сам не буровик, но со всеми буровиками, с которыми я сталкиваюсь, а Слава Богу в РГУ Нефти и газа самый, так сказать, цвет буровиков в НИИ БТ, мы сегодня не можем создать подводного бурения по одной простой причине. Газация бурового раствора крайне необходима, а буровой раствор циркулирует в процессе бурения. И та технология, которая сегодня освоена, которой пользуется весь мир и мы в том числе, не позволяет нам… мы должны делать все в атмосферных условиях. Когда мы научимся полностью изолировать скважину от тех людей, которые находятся в этом замкнутом пространстве, только тогда мы сможем гарантировать создание подводных судов. До этого это будет той мечтой, к которой нужно стремиться. Я не говорю, что не нужно работать в этом направлении.


Балыбердин: Здесь нельзя не согласиться с выражением, что подводная среда – это тот же космос. И если мы на освоение космоса затратили огромные средства, то нельзя думать, что освоение подводной среды нам обойдется дешевле. Действительно, задача по технической сложности их исполнения и технологии подводных работ, они соизмеримы с теми технологиями, которыми сегодня мы работаем в космосе. Кстати, здесь много говорилось о том, что нужно создавать новые суда, а мы переживаем тот период, когда решается судьба уникального судна, вы знаете рейхтеровоз Севморпуть. Это судно 41 тыс. тонн водоизмещения, атомные реакторы, как раз те, которые сейчас мы хотим ставить на плавучих атомных электростанциях. И пока ясности с судьбой этого судна – нет. Один из вариантов, который рассматривался в период профилирования в буровую платформу, пока он не нашел своего потребителя. И всем до боли понятно, что если мы примем самый крайний вариант, т.е. резать его на иголки, то такого судна у нас больше никто не построит в ближайшем обозримом будущем. Жаль это судно, уникальное само по себе, и которое могло бы стать базой для проведения геологоразведки на шельфе. Энергетика практически неограниченна. Судно по своим габаритам ледокольного класса. И конечно для него надо выбрать более приличную судьбу. Сейчас Морская коллегия занимается и этой проблемой, контролирует этот вопрос определения уникальной судьбы данного судна.

Рохин Валерий Валентинович – директор филиала ФГОУ ВПО Государственная морская академия им. Макарова. Подготовка кадров.


Рохин: Уважаемые коллеги, я рад вас приветствовать на нашей конференции на Архангельской земле. Доклад называется «Развитие морского образования в Арктическом регионе». В настоящее время в России происходит интенсивное развитие флота, и запланировано осуществление целого ряда масштабных морских проектов, причем наибольшая активность проявляется именно в арктическом регионе. Наиболее масштабными являются проекты развития Севморпути, а также проекты развития добычи углеводородов на шельфе. Согласно информации главы Минпромэнерго до 2030 года освоение шельфа потребует до 40 нефтегазодавающих платформ, а также 85 специализированных и более 140 вспомогательных судов. По оценке главы Роснефти Богданчикова только нефтяной отрасли необходимо до 2030 года 49 буровых платформ, 200 судов, 81 танкер. Понятно, что помимо флота нефтегазового направления, будет развиваться и обычный флот. Проект федеральной целевой программы развития гражданской морской техники на 2009-2016 годы предусматривает объем финансирования в размере 140 млрд. рублей. Однако с огромным сожалением приходится констатировать, что столь масштабные программы строительства российского флота не сопровождается соответствующими программами подготовки морских кадров. Несмотря на то, что в Морской доктрине РФ до 2020 года указано: «Кадровое обеспечение всех видов морской деятельности имеет первостепенное значение». Таким образом, возник и продолжает быстро углубляться огромный разрыв между судостроением и подготовкой кадров для флота. Между тем, подготовка кадров является неотъемлемой частью любого промышленного проекта, тем более такого технически сложного как планируемые морские проекты России. Без квалифицированных моряков, я скажу банальность, но это именно так, высокотехнологичная продукция судостроения – это груда железа и не более того. По нашему убеждению, высокооплачиваемые рабочие места в морских проектах РФ на шельфе должны быть заняты преимущественно россиянами. Представляется целесообразным также, чтобы в арктическом регионе эти моряки были в своем большинстве жителями севера. Это уменьшило бы проблемы акклиматизации персонала в тяжелых климатических условиях, сократило бы расходы на перевозку персонала к месту работы и способствовало бы социально-экономическому развитию прибрежных территорий. Мировой флот в целом, частью которого является российский флот, испытывает в настоящий момент острый дефицит кадров, который оценивается на настоящий момент по командному плавсоставу в 2%. Перспективы роста дефицита в ближайшие несколько лет таковы, что дефицит командных кадров плавсостава на мировом флоте может достичь 6%. Дефицит в моряках в целом, и прежде всего, в командных кадрах испытывает даже такая многонаселенная страна как Индия. Там недостаточно своих моряков и у них очень большие проблемы с подготовкой кадров. Быстрое усложнение морской техники, увеличение размеров судов требует подготовки командных морских кадров прежде всего с высшим образованием. Невозможно представить, чтобы моряки со средним образованием занимали бы старшие командные должности в пассажирских лайнерах, на супертанкерах-газовозах. Вообще же перевозка сжиженного газа газовозным флотом – это фактически космические технологии. Газ перевозится при температуре –162 градуса, сложнейшая техника. Моя оценка такая, что персонал, который занимается технологией сжиженного газа, перевозкой и работой на терминалах, должен иметь даже не высшее образование, это уровень кандидата технических наук. И таких специалистов нам придется готовить в очень больших количествах. Пока же дефицит кадров плавсостава судоходные компании мира вынуждены покрывать за счет массового найма плавсостава из Азиатских стран. Несмотря на общее мнение о недостаточном уровне подготовки азиатских моряков. Имеющиеся в России три морских вуза, расположенные по бассейнам, очень своеобразно, надо сказать, МГУ Невельско, расположен на Тихоокеанском бассейне и закрывает там проблему, на европейской части у нас имеется академия Ушакова на черноморском бассейне, и на балтийском бассейне расположена государственная морская академия адмирала Макарова, в Петербурге, которая призвана обеспечивать кадрами Балтийский и плюс к тому еще и Арктический бассейн. Получилось так (исторически сложилось), что Арктический бассейн – это единственный, на котором нет морского вуза с дневным морским образованием. Морское образование на севере представлено двумя филиалами академии Макарова в Архангельске и Мурманске, осуществляющее подготовку по заочной форме обучения, преимущественно на платной основе. А также Архангельским мореходным училищем, которое с 2007 года также входит в состав академии Макарова в качестве филиала, реализующего среднее образование. При этом ГМА Макарова выпускает в год по очной форме обучения менее 200 судоводителей и судомехаников с высшим образованием, что является недостаточным даже для простого восполнения выбывающего командного состава, имеющегося к настоящему моменту на северо-западе российского флота. Кадровый голод испытывает даже немногочисленный гражданский атомно-ледокольный флот. По нашим оценкам, реализация морских проектов России потребует подготовки в ближайшие 10-20 лет до 10 тыс. человек дополнительных кадров командного плавсостава сверх выпуска на имеющихся к настоящему времени учебных мощностях. 10 тысяч – это даже дворников в Москве найти не просто. Тем более подготовить морских офицеров высшей квалификации. Для выпуска такого количества моряков необходимо как минимум удвоение учебных мощностей в Петербурге, а также создание сопоставимого по размеру учебного центра на арктическом побережье. Роль арктического бассейна, из портов которых имеется свободных выход в мировой океан, в отличие от Черного и Балтийского морей, будет в ближайшие годы и десятилетия непрерывно возрастать. Очевидно, что наибольший прирост потребности России в морских кадрах приходится именно на арктический бассейн. В связи с этим актуальна постановка вопроса о развитии морского образования в Арктике. По нашему мнению на арктическом побережье РФ необходимо создание полноценного морского вуза. Развитие морского образование в регионе отвечало бы и положению морской доктрины РФ до 2020 года, в соответствии с которой необходимо «создание условий для привлечение рабочей силы в приморские регионе РФ с неблагоприятными природными и климатическими условиями». По нашему мнению, оптимальным местом для размещения такого центра является именно Архангельск. Учитывая при этом его удобное географическое расположение, имеющуюся инфраструктуру архангельских морских учебных заведений и преподавательский состав. Предстоящее в самое ближайшее время объединение Архангельского филиала им. Макарова и Архангельского мореходного училища им. Капитана Воронина, создает хорошие предпосылки для создания Арктического морского учебно-научного центра, университетского комплекса, который мог бы заниматься подготовкой морских кадров для Арктики по программам начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также прикладной морской наукой. По нашему мнению, необходимо разработать национальную программу подготовки морских кадров, включая подготовку не только плавсостава, но и персонала буровых платформ, портов и терминалов, гидрографов, управленцев. Эта программа должна привести в соответствие планы подготовки кадров с планами строительства судов, портов и морских объектов. Разумеется подготовка морских кадров должна осуществляться в профильных учебных заведениях. Морские специалисты не должны готовиться в лесотехнических и педагогических институтах. Другой серьезной проблемой является обеспечение преподавательскими кадрами учебных заведений. При существующей в настоящее время многократной разнице в зарплате преподавателей и командного плавсостава добровольный переход на преподавательскую работу моряков практически исключен. Проблемы с преподавательскими кадрами автоматически приводят к снижению качества морского образования, следствием которого в ближайшие десятилетия будет несопоставимый с затратами на подготовку преподавательского состава рост материальных потерь на флоте в следствие снижения компетентности командного состава, а также управленческого. По нашему мнению, при разработке отраслевой системы оплаты труда необходимо в полной мере учесть интересы морского образования и создать реальные стимулы для привлечения к преподаванию наиболее компетентных и перспективных кадров. Без решения кадровых проблем реализация стратегических морских проектов России будут подвержены серьезному риску. Благодарю за внимание.

Вопрос: Я услышал предложение об объединении в единую систему многоуровнего образования. Оно полностью совпадает с теми изменениями в законе об образовании, подготовка специалиста-бакалавра-магистра, и в принципе надо по этому пути идти. Вот все-таки та проблема, которая была поставлена Президентом в этом году в послании Федеральному Собранию. Имеет ли она решение? Это бюджетная подготовка специалистов с предварительным подписанием контракта на обучение плюс 3-5 лет работы на наших российских судах. Как на ваш взгляд, возможен этот вариант?

Рохин: Он не то, что возможен, он единственно возможный. Т.е. если мы не решим проблему отработки специалистами трех или скольких лет по окончании, то мы так до бесконечности будем готовить кадры за рубеж, потому что выпускники Макаровки расходятся как горячие пирожки. Они пользуются неограниченным спросом на мировом рынке, и России они практически не достаются. Необходимо принять такие законодательные меры, чтобы они хотя бы три года могли отработать. Но и не только эти меры, все-таки наши судоходные компании и наши нефтегазовые корпорации, которые выходят на шельф, они должны все-таки понимать, что условия работы должны так или иначе предоставлять конкурентоспособными, для того, чтобы приостановить, а потом и полностью исключить утечку кадров за рубеж.

Балыбердин: Спасибо. В вашем лице я вижу сторонника, теперь мне будет проще воздействовать на Министерство транспорта, которое почему-то считает, что в рамках сегодняшнего законодательства - это не решаемая проблема. А мне кажется, что те же наши вооруженные силы сегодня эту проблему решили (о материальной ответственности, о преждевременном прерывании контракта), и все это проведено на законодательном уровне. Они дали образец решения этой проблемы. И наверно, то о чем вы сейчас сказали – про заинтересованность коммерческого сектора в подготовке специалистов для себя, она тоже может вылиться, хотя я сейчас уже фантазирую, хотя эти вопросы уже обсуждались, о продаже сертификатов образовательных, как один из примеров, который потом позволяет специалиста забрать себе, поскольку компания оплатила. И, наверное, решить вопросы с повышением оплаты труда преподавательского состава. Видимо, эта проблема действительно должна решаться исключительно комплексно. Кстати, два года назад Морской коллегией была одобрена программа подготовки кадров. Но видимо она работает сама на себя. И сегодня я знаю усилиями Министра образовании, он с большим трудом и с большим сопротивлением пытается вернуть систему образования к простой задаче: подготовке специалистов. Чтобы система не работала сама на себя, как она сегодня у нас во многом работает, чтобы она работала на конечный результат, на потребителя. Мне кажется что компании должны понять сами, что это их прямая заинтересованность – вкладывать в образование. Они намного больше потеряют, если не будут этого делать.

Слово предоставляется Титову Владимиру Николаевичу генеральному директору ООО «Архангельский морской торговый порт».


analiz-povesti-bednaya-liza.html
analiz-pozicij-tovarov-i-uslug-na-primere-sotovoj-seti-bilajn-chast-12.html
analiz-pozicij-tovarov-i-uslug-na-primere-sotovoj-seti-bilajn-chast-5.html
analiz-pozicij-tovarov-i-uslug-na-primere-sotovoj-seti-bilajn.html
analiz-pribili-i-rentabelnosti-banka.html
analiz-pribili-i-rentabelnosti-na-primere-ooo-hlebozavod-bagaevskij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-techeniya-beremennosti-i-rodov-u-zhenshin-s-gipertonicheskoj-boleznyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svajnie-raboti-opusknie-kolodci-zakreplenie-gruntov-kniga-1-utverzhdeni-i-vvedeni-v-dejstvie-s-15-iyulya-2001-goda-postanovleniem-gosstroya-rossii-ot-23-iyulya-2001-goda-82-stranica-22.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/reestr-turoperatorov-rf-vnt-003150-turistskaya-kompaniya-petropol-rossiya-191036-sankt-peterburg-ligovskij-prospekt-29-telfaks-7-812-717-06-72-717-85-61-275-31-88-e-mail.html
  • shkola.bystrickaya.ru/povedenie-potrebitelya-v-rinochnoj-ekonomike.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakturi-i-kreditovie-avizo-opisanie-biznes-processov.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-tretya-proshel-eshe-odin-god-teni-chernobilya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-dogovora-o-zakupkah-po-itogam-tendera-utverzhden-o.html
  • notebook.bystrickaya.ru/granti-stipendii-konkursi-dlya-studentov-stipendiya-na-uchyobu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologicheskie-problemi-smisla-zhizni-i-akme-materiali-xi-simpoziuma-pod-red-g-a-vajzer-e-e-vahromova-2006-vsbornike-predstavleni-materiali-otrazhayushi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskaya-kartografiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teleosen-nastupaet-interfaks-httpwwwinterfaxru-29082008-gazeta-nadezhda-petrova-01-09-2008-164-str-17-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2012-god-dlya-uchrezhdenij-kulturi-shemurshinskogo-rajona-bil-interesnim-i-nasishennim-mnogoe-bilo-sdelano-dlya-sohraneniya-kulturnogo-potenciala.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shojgu-predlozhil-sozdat-na-altae-centr-operativnogo-reagirovaniya-na-chs-internet-resurs-erru-29122011.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-radio-10-mayak-13-01-2005-novosti-12-00-00-garin-petr-10.html
  • notebook.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-dlya-aspirantov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b-a-grushin-i-nachalo-izuchenie-obshestvennogo-mneniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-vesovie-funkcii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shtompka-p-sociologiya-socialnih-izmenenij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slovo-16-sotvorenie-cheloveka-est-koren-razuma-i-premudrosti-istochnik-i-vedeniya-reka-3-ezd-14-48.html
  • tasks.bystrickaya.ru/123-karta-obespecheniya-disciplini-oborudovaniem-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-federalnoe-agentstvo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalmickaya-amerika-134-glava-identichnosti-svoi-i-chuzhie-154-stranica-15.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-kniga-prednaznachena-dlya-teh-kto-stremitsya-ovladet-novoj-unikalnoj-sistemoj-kouchinga-koaktivnim.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-razvitie-psihologii-kak-nauki-o-soznanii-v-period-do-formirovaniya-eksperimentalnoj-psihologii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vesti-rossiya-14102011-1100-teleprogramma-vesti-rossiya-14102011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-17-oktyabrya-2011-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnaya-nauchnaya-medicinskaya-biblioteka-spisok-literaturi-po-teme-aktualnie-voprosi-kletochnih-i-reproduktivnih-tehnologij-fevral-2013-goda-samara-knigi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-germenevtika.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-rossijskoe-maloe-predprinimatelstvo-dlya-specialnosti-040201-65-sociologiya-podgotovki-specialista.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-020200-62biologiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/cerkvi-znameniya-bozhiej-materi-l-e-kozlovskaya-k63-knigi-biblioteki-istoriya-stati-publikacii-soobsheniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fridrih-vilgelm-jozef-shelling.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozbuzhdenie-proizvodstva-po-peresmotru-sudebnogo-postanovleniya-v-poryadke-nadzora-i-processualnij-poryadok-rassmotreniya-protestov-chast-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-zdorove-5-9-klassi-innovacionnie-modeli-shkoli.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnoe-zadanie-2-okislitelno-vosstanovitelnie-reakcii-metodicheskie-ukazaniya-programma-reshenie-tipovih.html
  • literature.bystrickaya.ru/bez-movi-nema-narodu.html
  • credit.bystrickaya.ru/oslozhneniya-meningokokkovoj-infekcii-uchebno-metodicheskoe-posobie-minsk-belmapo-2007-udk-616-9-579-845-053.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.