.RU

Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы - часть 7

В проекте «Хэд Старт», как и в других программах педагогиче­ского образования родителей США, много внимания уделяется психологическим основам взаимодействия в семье на принципе ра­венства взрослых и детей. Так, родители учатся заинтересованно выслушивать мнение детей (метод «активного слушания»), обра­щаться к гуманным приемам коррекции их поведения т.д.

Во многих штатах США разрабатываются программы привлечения мужчин к воспитанию детей, включающие создание курсов, где мужчины обучаются уходу за детьми, поощряющие работу мужчин в качестве учителей школ и воспитателей детских садов.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как вос­питательного института со стороны педагогики, психологии, социо­логии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ог­ раничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, кото­рые она исповедует. Человеку свойственно видеть себя в лучшем све­те, чем он есть на самом деле, поэтому семья никогда не «откры­вается» полностью, впускает в свой мир других людей настолько, насколько это дает более или менее положительное представление о ней. Следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, ирав-ственно-психологических установок, жизненного опыта, умений ор­ганизовать деятельность детей, типологические особенности родите­лей и других членов семьи - все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу. Таким образом, ученые встречаются со многими трудности в изучении со­временной семьи, которые лимитируют получение достаточно объ­ективных данных об особенностях домашнего воспитания.

Может ли исследователь быть более настойчив в отношении семьи, чтобы собрать о ней интересующие его данные? Нет, потому что он должен помнить о допустимых границах «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав челове­ ка, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, опре­деляются параметры исследуемого объекта (какой аспект домашне­го воспитания может быть изучен), методы осуществления работы.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и зако­номерности домашнего воспитания. Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучае­мого предмета и конкретному продукту, который прогнозируется исследователем. Так, при изучении семьи и домашнего воспита­ния весьма ограниченно используется педагогический эксперимент. Дело в том, что для эксперимента характерны разработка некой новой педагогической конструкции и проверка се эффективности в воспитательном процессе. Представьте себе, что эксперимент организуется в рамках семьи. В течение достаточно долгого времени нарушается естественный ход ее жизнедеятельности. Прибавьте к этому постоянный «глаз» экспериментатора, ведущего работу, неизбежную «прозрачность» жизни, поступков членов семьи, не­обходимость все время контролировать себя, что нанесет вред самочувствию испытуемых. Поэтому в исследованиях, посвящен­ных обсуждаемой проблеме, ученые активно привлекают родите­лей к экспериментальной работе, которая ведется в детском саду и нуждается в продолжении, подкреплении в условиях семьи.

Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали социологические методы: социологические опросы, интервью­ирование и анкетирование. Метод интервью требует создания ус­ловий, располагающих к искренности респондентов. Продуктив­ность интервью возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке, контакты ученого и испытуемых окрашены личными симпатиями.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих ученого. Этот метод отличается из­вестной гибкостью по возможности получения и обработке полу­ченного материала. Используются разные виды проведения анке­тирования: контактное (сам исследователь организует анкетирова­ние и собирает опросные листы), заочное (в основе - корреспон­дентские связи, анкеты с инструкциями рассылаются разным рес­пондентам, а потом возвращаются к исследователю).

В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, а также особенностей семей (респондентов) возможны разные типы анкет: открытая (содержит вопросы, на которые предстоит ответить ис­пытуемому); закрытая (к вопросам даются возможные варианты ответов); смешанная (предлагаются возможные ответы, и одновре­менно дается право сформулировать некоторые ответы по-своему, особенно когда они выходят за пределы вопросов).

При изучении семьи социологами преобладает заочное анкети­рование с закрытым типом анкет. Педагоги чаще прибегают к очно­му анкетированию и отдают предпочтение открытым и смешанным типам анкет. При изучении опыта домашнего воспитания конк­ретных семей более продуктивны анкеты, подписанные респонден­тами, но следует учесть, что ответы могут быть не совсем правди­выми. Например, родители, часто прибегающие к физическому наказанию детей, вряд ли выберут соответствующий ответ в закры­той анкете; они, вероятнее всего, подчеркнут ответы «никогда не прибегаем к физическим наказаниям» или остановятся на ответе «иногда прибегаем к физическим наказаниям».

Усилия современных исследователей направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т.д.

Поиски путей объективного изучения семей привели к разра­ботке таких психологических, педагогических, социологических методов, которые углубляют и расширяют представления о совре­менной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходи­мостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного, попробовать новые для себя способы взаимодействия с ребенком т.д. Так, например, исследова­тель специально вовлекает родителей в совместную с ребенком дея­ тельность с тем, чтобы показать способы оптимизации эмоциональ­ного взаимодействия посредством использования народных игр, произведений фольклора, театрали­зованных игр, чтобы подсказать пути совер­шенствования игр детей. Во многих педагогиче­ских, психологических исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно и изучается, и корректируется педа­гогическая позиция родителей . В результате такого подхода исследователя к респондентам (родителям) они рассмат­ривают предлагаемые нововведения как собственный вклад в про­блему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашнего воспитания. Такое сотрудничество исследователей и родителей предопределяет не только решение поставленных задач, но и принятие новых норм поведения, способов воздействия на де­тей. Таким образом, можно говорить о том, что при изучении се­мьи наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов.

Подобную роль играет и такой метод исследования семьи, как психолого-педагогический тренинг. Им обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Участникам предлагаются разные задания, выполнение и совместное обсуждение которых помогает выработке определенных умений, корректируют взгляды и позиции, активизируют рефлексивную деятельность. Темами психолого-пе­дагогического тренинга могут быть «Знаю ли я своего ребенка», «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Если ребенок отстает в развитии», «Как воспитывать ребенка без отца» и др. При умелом руководстве исследователя группа участников тренинга превра­щается в своего рода группу самопомощи и взаимопомощи. Иск­лючаются критика, осуждение, создаются условия для откровенного обсуждения проблемы, обмена опытом, знаниями, выражения пе­реживаемых чувств. Регулярность встречи - не реже одного раза в неделю - обеспечивает чувство общности, целостности структуры. Член группы должен руководствоваться собственными соображе­ниями и представлениями и одновременно слушать и слышать дру­гого, сопереживать ему, вырабатывая чувство общности, выражая невербально свои эмоции. Деятельность группы полностью конфи­денциальна и закрыта для посторонних. В результате групповых встреч участники тренингов, собеседований повышают свою компе­тентность, культуру общения, что благотворно сказывается на семей­ном воспитании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- Т.А. Куликова, «Семейная педагогика и домашнее воспитание», Москва, 2000

- Б.Г. Корнилов, «Воспитание в первобытном обществе», Москва, 1993

- Ф. Хофман, «Мудрость воспитания. Очерк первый», Москва, 1979

- Т.Е. Шураковский, «Очерки по истории отечественной педагогики», Москва, 1988

- А.Н. Джуринский, «История зарубежной педагогики», Москва, 1998


gosduma-rassmotrit-zakonoproekt-ob-uzhestochenii-nakazaniya-za-terrorizm-26-maya.html
gosduma-rf-monitoring-smi-13-noyabrya-2006-g-stranica-28.html
gosduma-rf-monitoring-smi-7-9-oktyabrya-2006-g-stranica-26.html
gosduma-v-sredu-rassmotrit-proekt-zayavlenie-o-situacii-v-gruzii-grizlov-boris-grizlov-monitoring-smi-4-oktyabrya-2006-g.html
gosekzamen-shpori-specialnost-marketing.html
gosi-po-pedagogike-shpargalka-chast-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-predstavlyaet-soboj-zafiksirovannie-na-bumazhnom-nositele-pozicii-vzglyadi-studenta-na-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-konkretnih-problem-ogovorennih-variantom-zadaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru
  • notebook.bystrickaya.ru/keywords-sbornik-statej-po-materialam-mezhdunarodnoj-internet-konferencii.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskvichka-16062010-monitoring-smi-god-uchitelya-18-iyunya-25-iyunya-2010-.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-provodimih-v-municipalnom-obrazovanii-gorodskoe-poselenie-zarajsk-v-mae-2012-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/funkcionalnaya-anatomiya-centralnoj-nervnoj-sistemi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kak-vizivat-katastrofi-konspekt-knigi-taleb-nassin-nikolas-chernij-lebed-pod-znakom-nepredskazuemosti-m.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kvantovie-kompyuteri-na-ionah-v-mnogozonnih-lovushkah.html
  • report.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nestidlivij-perevodchik.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-6-gosudarstvennoe-regulirovanie-rinka-konspekt-lekcij-po-kursu-ekonomicheskaya-teoriya-tema-predmet-i-metod.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sherbakulskij-licej-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izmenenie-socialnogo-sostava-uchashihsya-zhenskoj-srednej-shkoliministerstva-narodnogo-prosvesheniya-vo-vtoroj-polovine-xix-v-v-.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/balet-na-visshem-urovne-segodnya-v-kinoteatre-hudozhestvennij-projdet-gorodskoe-blagotvoritelnoe-meropriyatie-moya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tekst-vzyat-s-psihologicheskogo-sajta-stranica-35.html
  • turn.bystrickaya.ru/poeziya-v-reklame-isklyuchitelnaya-privilegiya-izvestnih-torgovih-marok-vojni-brendov-devid-d-alessandro.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovoditel-proekta-n-kulagina-literaturnij-redaktor-v-pahalyan-hudozhnik-e-dyachenko-korrektori-v-makosij-n-shelkovnikova-verstka-b-fajzulin-bbk-88-42ya7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/novij-pdhd-modelyuvannya-zavantazhenost-sql-serverv.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vlozheniya-v-cennie-bumagi-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-3-kvartal-2007g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proizvoditelnost-truda-v-rossii-i-krupnejshih-stranah-mira-2006-g-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk.html
  • essay.bystrickaya.ru/chelovek-chitayushij-chelovek-uspeshnij-.html
  • composition.bystrickaya.ru/oni-borolis-s-narkotikami-novosti-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-povedeniya-v-klasse.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhat-dannie-svyazannie-s-predpolyotnoj-podgotovkoj-zapuskom-dvigatelej-i-ruleniem-vklyuchaya-rulenie-v-neblagopriyatnih-pogodnih-usloviyah-opisanie-vsego-polyota-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2121-otchet-plenarnomu-zasedaniyu-po-punktu-3-ssilkai.html
  • letter.bystrickaya.ru/normi-ocenki-znanij-umenij-i-navikov-uchashihsya-po-russkomu-yaziku.html
  • writing.bystrickaya.ru/2-obshie-funkcionalnie-trebovaniya-k-oborudovaniyu-i-programmnomu-obespecheniyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-6-rassmotrennie-sudebnie-dela-i-prinyatie-sudebnie-akti-otchet-o-deyatelnosti-regionalnogo-otdeleniya-federalnoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-119-kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroka-anglijskogo-yazika-v-8-a-klasse-shkoli-12-goroda-ishima-na-temu-who-is-a-successful-person.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ob-ktivna-storona-skladu-zlochinu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-obshestvoznanie-profilnij-naimenovanie-kursa-predmeta-disciplini-10-klass-stranica-12.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-lot-82-dokumentaciya-ob-aukcione-sovmestnie-torgi-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/betoni.html
  • control.bystrickaya.ru/class-team-crew-police-committee-audience-family-band-cattle-the-press-faculty-public-jury-congress-government-army.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.