.RU

Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов

Московский институт права

Юридический факультет

Дисциплина: логика

Курсовая работа

Студента

На тему: «Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов»

Москва 2003 Содержание

Введение

1. Понятие в логике

1.1. Сущность понятия в логике

1.2. Определение понятий, их содержание и объем

2. Классификация понятий в логике

2.1. Виды понятий

2.2. Типы отношений между понятиями

3. Практика логического обобщения выводов

Заключение

Список литературы


Введение

Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или слышим предложения и высказывания, мы, прежде всего, обмениваемся с другими тем, что находится у нас в голове. Язык - посредник в обмене мыслями. Однако уже давно было замечено, что передача наших внутренних интимных переживаний и впечатлений с помощью речи не всегда бывает адекватной. При превращении мыслей в предложения что-то утрачивается, а что-то, наоборот, добавляется. Именно поэтому иногда какую-нибудь идею или образ точнее передает, скажем, художник картиной или балерина танцем. В этом смысле говорят о других, неречевых языках, относя к ним, помимо жестов и изображений, даже чертежи и цвета светофора, а также множество иных сигналов и знаков...Слова часто имеют шатко определенные смысловые границы, к тому же еще и зависящие от предметной области.

Для логики подобное обращение со словами недопустимо. В каждое понятие должно быть вложено одно единственное значение, оно должно соответствовать только одному предмету или одному классу предметов. В противном случае, понятие не сможет выполнить свои логические функции. Причем приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении важнее. Если бы однозначность всегда выражалась в соответствии понятия только одному единственному предмету, явлению, свойству, признаку, если бы абсолютно для каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие, то тогда не существовало бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякий смысл.

В вопросе об адекватности мышления и речи гораздо важнее то, что логика оперирует не словами, она превращает слова в понятия.

1. Понятие в логике

1.1. Сущность понятия в логике

Итак, как стало понятно из вышесказанного, понятие отличается от слов, обыденных представлений об определениях. Чтобы охарактеризовать сущность понятия в логике необходимо найти различия между понятием и всем остальным.

Первое, что отличает понятие от слова или выражения, - это однозначность, четко заданный смысл. Слова часто имеют шатко определенные смысловые границы, к тому же еще и зависящие от предметной области. Многие слова имеют вообще по несколько значений. Для логики подобное обращение со словами недопустимо. В каждое понятие должно быть вложено одно единственное значение, оно должно соответствовать только одному предмету или одному классу предметов. В противном случае, понятие не сможет выполнить свои логические функции. Причем приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении важнее. Если бы однозначность всегда выражалась в соответствии понятия только одному единственному предмету, явлению, свойству, признаку, если бы абсолютно для каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие, то тогда не существовало бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякий смысл.

Понятия потому и необходимы, что они сокращают нашу речь, а стало быть, и мышление. Они полезны тем, что охватывают множество однородных предметов. Но при этом границы самого данного множества должны быть заданы определенно. В них нельзя включать то, что к делу не относится. Только тогда, когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно, можно говорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур, разработанных в логике.

Обозначение предметов требует выделения в них каких-то определенных признаков, которых, вообще говоря, в любой вещи бесконечно много. Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны. Как правило, в учебной литературе говорят о выделении существенных признаков, оставляемых в содержании понятия. В общем-то, это правильно в том смысле, что к этому надо стремиться. Но надо помнить, что выделение именно существенных признаков, свойств, черт не всегда выполняется на деле и даже в иных случаях неосуществимо вообще. Сущность тех или иных предметов, процессов, явлений определяется наукой, да и тут нередки неразрешимые споры. В обиходной же практике нам чаще всего достаточно указать на признаки, по которым обсуждаемые предметы или явления однозначно отличаются от всего остального, так, чтобы при назывании не возникло путаницы. Наряду с существенными признаками вполне допустимо поэтому использование при формировании понятия также признаков, достаточных для отличия; они позволяют задать предмет достаточно однозначно, чтобы его можно было не спутать с другими, хотя они могут не быть существенными для данной вещи. На практике использование именно таких признаков для образования понятий встречается даже чаще. Обращение к сущности характерно и неизбежно для научных текстов и рассуждений. За пределами научного знания чаще всего обходятся без них.

Только тогда, когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно, можно говорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур, разработанных в логике.

Среди всего этого многообразия надо выбирать свойства наиболее типичные, характерные для данного рода вещей. От остальных отвлекаются. Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны.

Но надо помнить, что выделение именно существенных признаков, свойств, черт не всегда выполняется на деле и даже в иных случаях неосуществимо вообще. Сущность тех или иных предметов, процессов, явлений определяется наукой, да и тут нередки неразрешимые споры. В обиходной же практике нам чаще всего достаточно указать на признаки, по которым обсуждаемые предметы или явления однозначно отличаются от всего остального, так, чтобы при назывании не возникло путаницы. Наряду с существенными признаками вполне допустимо поэтому использование при формировании понятия также признаков, достаточных для отличия; они позволяют задать предмет достаточно однозначно, чтобы его можно было не спутать с другими, хотя они могут не быть существенными для данной вещи. На практике использование именно таких признаков для образования понятий встречается даже чаще. Обращение к сущности характерно и неизбежно для научных текстов и рассуждений. За пределами научного знания чаще всего обходятся без них.

Обозначение предметов требует выделения в них каких-то определенных признаков, которых, вообще говоря, в любой вещи бесконечно много.

Понятием мы будем называть такую форму мышления, с помощью которой отображаются существенные (достаточные для отличения) признаки предметов, явлений, процессов.

Существенно, чтобы признаки, положенные в основу понятия, не просто принадлежали данному виду вещей, но чтобы они сверх того отличали эту разновидность вещей от других. Игнорирование такого требования довольно часто ведет к ошибкам, к необоснованным выводам.

Для того, чтобы наиболее точно определить понятие необходимо выявить его место в системе абстрактного мышления человека (см. рис. 1).

Также важной характеристикой, необходимой для анализа видов понятияявляется признак понятия.Понятия в психологии получаются из сравнений сходных представлений. Представления в свою оче­редь складываются из отдельных элементов. Составные элемен­ты представления или понятия принято называть признаками. Признаки есть то, чем одно представление или понятие отли­чается от другого.

Признаки понятийсо времени Аристотеля принято делить на следующие 5 классов[1] :

1. Родовой признак. Если мы скажем, что химия есть наука, то наука будет родовым признаком для понятия «химия»; в числе других признаков, присущих понятию «химия», есть и признак «наука»; этот признак отличает химию от всего, что не есть наука. Род (genus) или родовой признак есть понятие класса, в который мы вводим другое рассматриваемое нами понятие.

2. Видовое различие. Если сказать, что химия есть наука, занимающаяся изучением строения вещества, то прибавление признака — «занимающаяся изучением строения вещества» будет служить для обозначения того, чем эта наука отличается от дру­гих наук. Такой признак, который служит для того, чтобы выде­лять понятие из ряда ему подобных понятий, называется видо­вым различием (differentiaspecifica)..

3. Вид (species). Если к родовому признаку присоединить видо­вое различие, то получится вид. Например, «здание для склада оружия» == арсенал; «здание для склада хлеба» = амбар. В этом случае «здание» есть род, «для хранения оружия» есть видовое различие; присоединение к роду видового различия даёт вид «арсе­нал». Присоединение к понятию «здание» видового признака «служащее для хранения хлеба» даёт вид «амбар». Вид может быть Признаком, потому что его можно приписать понято. На­пример, «эта наука есть химия».

4.Собственный признак (proprium). Собственный признак — это такой признак, который присущ всем вещам данного класса, кото­рый не содержится в числе существенных признаков, но кото­рый может быть выведен из них. Например, существенным призна­ком человека является его «разумность». Из этого свойства выте­кает его способность владеть речью. Этот последний признак есть собственный признак. Основной признак треугольника — это прямолинейная плоская фигура с тремя сторонами. Что же ка­сается того признака треугольника, что сумма углов его рав­няется двум прямым, то это есть его собственный признак, потому что вытекает или выводится из основных при­знаков.» Мы этого признака не мыслим, когда думаем о треуголь­нике, поэтому он является выводным.


art-museums-and-galleries.html
artemisij-polnoe-nazvanie-tureckaya-respublika-na-segodnyashnij-den-turciya-strana-po-poseshaemosti-rossijskimi.html
artikl-stranica-22.html
artinov-aleksandr-yakovlevich.html
arts.html
artur-chester-alan.html
  • education.bystrickaya.ru/33-serdechno-sosudistie-zabolevaniya-profilaktika-i-pomosh-pri-lechenii-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2006.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-sovremennih-opticheskih-tso-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-blogov-v-sovremennih-media-resursah.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mi-zhelaem-schastya-vam-blagotvoritelnij-fond-informacionnij-byulleten-samara-2011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-12-sovremennij-algoritm-lechebno-diagnosticheskoj-taktiki-vedeniya-bolnih-s-opuholyami-bpdz-oslozhnennimi-mehanicheskoj-zheltuhoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-2-gosudarstvennij-zakazchik-a-e-surinov-28-iyulya-2009-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-tehnicheskih-nauk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-podramene-generalnij-plan-prigorodnogo-selskogo-poseleniya-obosnovivayushie-materiali.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/opeka-i-popechitelstvo-v-grazhdanskom-prave-rf.html
  • lesson.bystrickaya.ru/narod-ne-uspokoitsya-vedomosti-ivanova-svetlana-nikolaeva-anna-14012005-4-str-a2.html
  • klass.bystrickaya.ru/ash-tak-vi-eshe-i-avantyurist-po-nature-iz-rasskazov-shturmbanfyurera.html
  • uchit.bystrickaya.ru/subekti-upravleniya-glava.html
  • learn.bystrickaya.ru/falanster-fure-bernard-verber-enciklopediya-otnositelnogo-i-absolyutnogo-znaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zh-zhelatinol-557-zheleza-zakisnogo-sulfat-328-332-333-zhidkost-petrova-557-z.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/marsh-entuziastov-rasskazi-1941-1945-izdatelstvo-pravda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/volzhskaya-16-selekciya-volzhskih-pshenic-na-kachestvo-zerna-8.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-po-specialnomu-kursu-pravovoe-regulirovanie-rinka-cennih-bumag.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-dvuh-morej.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-masonskih-idej-na-razvitie-otechestvennoj-zhurnalistiki-chast-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistemi-utepleniya-zdanij-perspektivi-eta-skandalnaya-stroitelnaya-teplofizika.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhasushalardi-trshlk-reketter-sabati-masattari.html
  • student.bystrickaya.ru/-161-laborant-elektroakustik-spravochnika-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-1.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gorodskoe-i-selskoe-rasselenie-v-rossii-processi-urbanizacii-znachenie-i-funkcii-gorodov-razn.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gzhelskaya-keramika.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-kachestva-produkcii-na-konkurentosposobnost-predpriyatiya-chast-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-171-ot-31-08-2010g-protokol-1-ot-30-08-2010g-po-mou-sosh-22-predsedatel-direktor-mou-sosh-22-stranica-14.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschetnij-rashod-vodi-na-naruzhnoe-pozharotusheniena-odin-pozhar.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervij-opit-rossijskogo-parlamentarizma-k-k-karimov-bashkirskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-sistemi-zakonodatelstva-federativnogo-gosudarstva-chast-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soglashenie-po-primeneniyu-sanitarnih-i-fitosanitarnih-mer.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-ya-rikova-seriya-literaturnie-pamyatniki-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekonstrukciya-i-tehnicheskoe-perevooruzhenie-predpriyatiya-dlya-obespecheniya-remonta-apl-tretego-pokoleniya-stranica-5.html
  • student.bystrickaya.ru/11-razvitie-socialnoj-sferi-poyasnitelnaya-zapiska-k-prognozu-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kletskogo-municipalnogo-rajona.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-specializacii-obespechenie-prav-lichnosti-v-ugolovnom-sudoproizvodstve.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-etiologiya-i-patogenez-rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-vnutrennie-bolezni-fakultetskaya-terapiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.