.RU

2.10. Резюме - Методика исследования с применением качественной методологии 14 Методика количественного исследования 15


2.10. Резюме
Кардинальные социально-экономические и политические преобразования в современной России обозначили острую необходимость в использовании новых междисциплинарных концептуальных моделей, которые в конечном итоге должны обеспечить включение разнообразных «потенциалов» для обеспечения развития, безопасности и конкурентоспособности общества.

В нашем исследовании феномена патриотизма изучается с позиций социальной динамики. Патриотизм рассматривается как некоторое свойство общности (группы) людей, объединенных по тому или иному принципу.

Для российской науки и культуры традиционно широк диапазон философской, научной, религиозной, нравственной и художественной рефлексии патриотизма. Он колеблется от националистически окрашенного национал-шовинизма до самоуничижительного отказа от своеобразия своего народа и уникальности его роли в общей судьбе человечества. Однако именно для России характерна «русская версия» понимания патриотизма не как бездумной любви к отечеству, смыкающейся с национализмом и шовинизмом, а как осознанной и бескорыстной любви к родине, в основе которой лежит стремление сделать свою страну достойной любви и уважения не только ее собственных граждан, но и других народов.

При этом отсутствует рефлексия формационно-стадиального характера патриотизма, который в условиях постиндустриального мира опирается на новые типы общностей.

В настоящее время российская элита рассматривает патриотизм как любовь к государству и носит выраженный милитаристический характер. В этой парадигматике строятся государственные и муниципальные программы и патриотического воспитания. При этом приходит подмена понятий Родины и Отечества государством, отношение к которому широких слоев населения весьма неоднозначно.

В историческом прошлом количество идентичностей было весьма ограничено и человек в своей жизни сталкивался с весьма ограниченным набором социальных (сословных) ролей, миграция между которыми была крайне затруднена. Мир был стабильным и предсказуемым. Даже в эпоху модернити, всеобщей модернизации и индустриальных и научно-технических революций, мир сохранял значительные элементы устойчивости и предсказуемости (за исключением локальных событий революционного типа). В современные условия мира постмодерна в чем-то напоминают ситуацию «перманентной революции», когда непрерывно, на протяжении жизни одного поколения возникает множество новых идентичностей, по отношении к которым человек вынужден самоопределяться. Доминирующие в историческом прошлом идентичности в значительной мере демонтированы, что приводит к общей дезориентации как отдельных людей, так и целых социальных институтов. Ведущую роль теперь играют процессы и механизмы самоопределения, характер которых недостаточно изучен.

Патриотизм перестает быть выраженной любовью к Родине, Отечеству или государству, а основывается на проявленности какой-либо (достаточно случайно) актуализированной произвольной идентичности.

Нам представляется, эпоха «классического» патриотизма, основанная на общности национальной либо национально-этнической постепенно замещается иными типами патриотизма, не основанными на принципе «крови и почвы» или гражданства.

Для российской истории характерна периодическая смена мессианской национальной идеи (Москва – III Рим, мировой революции) и государственнической. Масштабная актуализация патриотизма обычно связана с тотальными онтологическими вызовами, угрожающим физическим или метафизическим основам существования цивилизационной модели.

Метафизический мобилизационный ресурс российского патриотизма играл значительную роль в модернизации страны при условии понимания и понимания национальной идеи и стоящих за ней вызовов как элитой страны, так и ее народом.

Актуальные вызовы постепенно переходят из области геополитики и военно-политического соперничества в к соревнованию в области геоэкономики и геокультуры. Конкуренция в области геокультуры, основанная на различных цивилизационных моделях, и здесь патриотизм является важнейшим условием конкурентоспособности.

Современный мир переусложнен, он не доступен для понимания отдельной личностью. Одним из фактором возрождения и востребованности патриотизма в глобализирующемся мире является необходимость самоидентификации индивида и социального субъекта, обеспечивающей «стабилизирующее» влияние этнических и культурных факторов, и компенсацию стремительно увеличивающегося разрыва между поколениями, что быстро обесценивает социальных опыт «старших», прерывая классические формы передачи традиции.

Современное общество заменяет физическое принуждение индивида к патриотическому поведению (с помощью органов власти, полиции, армии) принуждением морального порядка, что в значительно большей мере нарушает естественный ход становления патриотической личности и превращает его духовно-нравственные аспекты в предмет политической конкуренции. В условиях отсутствия прямой угрозы безопасности России пропаганда патриотизма преследует уже не утилитарные цели, а является способом утверждения определенной «картины мира», следствием которой становится определенный социальный порядок. В этом смысле феномен патриотизма тесно связан с политическим мифом и религией, формирующих представления о первичных, онтологических основаниях и духовно-нравственном содержании бытия.

Патриотический потенциал-это фактор жизнеспособности индивида, социальной группы и общества, интегрально характеризующий их ресурсы как субъекта собственного воспроизводства и развития. Патриотический потенциал общества может рассматриваться как совокупность физических и духовных сил граждан, определяемая уровнем их патриотизма, которая может быть использована для достижения индивидуальных и общественных целей, инструментальных и экзистенциальных, включая расширение самих потенций человека, общества и возможность их самореализации.

Патриотическое сознание, как и российское общество в целом, переживает кризисное состояние, выражающееся в чрезмерной и криминальной коммерциализации сознания больших социальных групп, в попытках искажения отечественной истории и принижения роли государства на мировой арене, формирования националистических настроений средствами массовой информации, политиками, деятелями культуры. Оно в значительной мере «расщеплено» - для различных социальных групп характерно различное содержания.

Чтобы найти свое место, создаются и развиваются новые формы идентичностей, как «Я-идентичностей», обеспечивающих человеку свою уникальность, так и «МЫ-идентичностей», реализующих потребность человека в социальной (групповой) принадлежности. Исторически такого рода группы строились на основании «крови и почвы», а позднее – на принципе «общей судьбы». Высшей формой развития таких общностей было формирование нации и образование отдельного национального государства.

Под коллективной идентичностью (МЫ-идентичностью) в данной работе понимается формирующееся в процессе социального взаимодействия осознание группой своей отличительности от «Чужих» и солидарности «Своих» на основе общности интересов и ценностей, включающее групповой (осознание и переживание группой своей целостности и самотождественности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидами своей принадлежности к группе) уровни. При помощи процесса категоризации, создания границ, организации социальной иерархии, установлений отношений власти - подчинения не только конструируется ядро коллективной идентичности, но сама оппозиция «Свои/Чужие» порождает новую социальную реальность.

Современной государственный патриотизм, который носит в значительной мере милитаристский оттенок, связан лишь с одним типом идентичности – национальной (гражданской), хотя и апеллирует, по большей части, к героическому прошлому несуществующих государств – Российской Империи и СССР. Он отвечает на геополитические вызовы, характерные для индустриальной эпохи и не способен отвечать на современные вызовы геоэкономики и геокультуры. Справедливости ради нужно заметить, что эти вызовы слабо рефлектируются российской элитой вообще.

Необходимо учитывать, что в своей основе классический патриотизм содержит в себе любовь (к Отечеству, или иной общности), а это иррациональное чувство.

Сейчас происходит постепенное снижение ценности гражданской (государственной) идентичности, и освободившееся место занимает широкий спектр идентичностей – от архаических (кланово-этнических) до постиндустриальных (сетевых).

Следует предположить, что если на фоне вновь актуализированных архаических идентичностей вновь наблюдаются признаки этногенеза (вплоть до формирования нации и попыток обретения государственной самостоятельности), то и на базе иных актуальных идентичностей, возможны формирование квазиэтнических общностей, обладающих значительной социальной энергетикой (пассионарностью) – квазиэтносов.

Именно на базе этих новых общностей (квазиэтносов) будет идти дальнейшее развитие современного общества и государства, возникать и развиваться новые формы современного патриотизма.

Исторический анализ развития национального самосознания России позволяет выдвинуть гипотезу о возможности существования не только формационно-стадиальной типологии развития патриотизма, но и цивилизационной (в рамках «православной цивилизации» по Хантингтону). Именно пример России наглядно показывает, что движение общественного сознания через ступени добуржуазного (патриархального, аграрного, народного), буржуазного и социалистического патриотизма принимает специфическую цивилизационную, национальную окраску. Так, особенности российской модернизации ХУШ - XIX веков привели к своеобразной переходной форме патриотизма, сочетавшей в себе элементы крестьянского архаичного мышления, сословного самосознания, государственного патриотизма и буржуазного национализма. Другим, ярким примером влияния особенностей российской модернизации на общественное сознание является советский патриотизм, объединивший в единый комплекс коммунистическое мессианство, возвышенный порыв к инженерно-индустриальному переустройству мира, архитипические черты русского православия и базовые положения русской идеи, сформулированной в свое время славянофилами.

Таким образом, наиболее масштабной общностью, в отношении которой возможно построение общей идентичности, является цивилизационная.



bileti-po-mezhkulturnoj-kommunikacii-chast-22.html
bileti-po-mezhkulturnoj-kommunikacii-chast-28.html
bileti-po-mezhkulturnoj-kommunikacii-chast-7.html
bileti-po-organizacii.html
bileti-po-politologii.html
bileti-po-predmetu-metodika-prepodavaniya-inostrannogo-yazika-za-vesennij-semestr-2001-goda-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vii-shini-i-shinnie-izdeliya-iz-zhurnala-kauchuk-i-rezina-2-1979.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-po-referatam-konkretnie-srok-sdachi-referatov-do-1-dekabrya-funkcii-i-zadachi-cb.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-v-ramkah-predprofilya-podrostok-i-zakon.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-odin-odin-sovsem-odin-ekonomicheskoe-polozhenie-izolirovannogo-individa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/finansirovanie-partij-iz-byudzheta-uvelichivaetsya-v-chetire-raza-deputati-gosdumi-soberutsya-na-poslednee-v-vesennyuyu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-mediapsihologiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/gomeopatii-stranica-9.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-28-dekabrya-2010-goda.html
  • university.bystrickaya.ru/fursov-nd-tarasov-konstantin-nikolaevich-rodilsya-v-1919-godu-v-s-vedrec-permskoj-obl-v-krestyanskoj-seme.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-statuta-na-obshata-psihologiya-predmet-statut-i-metodi-na-psihologiyata-7.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osnovi-pedagogicheskoj-samoregulyacii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-mikrobiologiya-vozduha-vodi-po.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-zhariyalanadi-memlekettk-sayasatti-ltti-mekteb-memlekett-sayasi-strategiyasi-kafedrasini-professori-1-brlk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azastandi-patriotizmn-negzder-men-aliptastiru-zholdari-t-b-begaliev-taraz-memlekettk-pedagogikali-instituti-taraz-.html
  • books.bystrickaya.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-zdorove-cheloveka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/95rinochnaya-korrektirovka-cen-strategicheskoe-planirovanie-44-planirovanie-celej-predpriyatiya-45-strategiya-razvitiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nasledovanie.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-orezultatah-samoobsledovaniya-priladozhskogo-filiala-gou-vpo-petrgu-po-sostoyaniyu-na-01-06-2008-goda-stranica-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-anatol-frans-vosstanie-angelov.html
  • studies.bystrickaya.ru/formirovanie-gumanisticheskih-otnoshenij-v-kollektive-u-mladshih-shkolnikov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/reakciya-zdorovya-cheloveka-na-vneshnie-vozdejstviya-so-storoni-treh-okruzhayushih-sred-sopostavitelnij-analiz.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-organizacii-shkol-po-pravam-cheloveka-stranica-13.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/shema-kompleksnogo-podhoda-k-okazaniyu-medicinskoj-pomoshi-na-etapah-lecheniya-i-reabilitacii-postradavshih-s-travmami-chelyustno-licevoj-oblasti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/interfaks-moskva-13022009-nur-otan-predlagaet-partiyam-i-obshestvennim-obedineniyam-zaklyuchit-memorandum-o-podderzhanii-v-kazahstane-stabilnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/-damita-oitu-rds-arili-oushilardi-logikali-ojlau-abletn-damitu-bala-damuini-e-sharitau-sheg-bl-tl-men-ojdi-shiarmashilii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azati-ltti-ojindarini-pedagogikali-mn-esrkepov-zh-m.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-himicheskoj-obstanovki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/virezano-virezano-biznes-plan-investicionnogo-proekta-po-priobreteniyu-proizvodstvennoj-linii-dlya-vipuska.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-gorodskie-novosti-v-birzhevie-novosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskih-kuharenko-v-a-k95-interpretaciya-teksta-ucheb-posobie-dlya-studentov-ped-in-tov-po-spec-2103.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-22-12-2005-kokorekina-olga-12-00-13.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/anglo-russkie-otnosheniya-v-kontekste-sistemnoj-transformacii-mezhdunarodnih-otnoshenij-na-rubezhe-xviii-xix-vekov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shtefan-zajdenic-ben-barkou.html
  • report.bystrickaya.ru/i-slavyan-i-mahatmov-i-atlantid-i-shumera-svidetelstva-svidetelstva-21-voprosi-shekochushie-24-grammatika-zhizni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-ocenka-effektivnosti-ispolzovaniya-optimalnih-metodov-zashiti-cheloveka-ot-vozdejstviya-prioritetnih-pollyutantov-na-primere-orenburgskoj-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.