.RU

1.2. Природа движений - Формирование физической активности человека часть II педагогика двигательной активности.


^ 1.2. Природа движений


      1. 2. 1. Н. А. Бернштейн и его «физиология активности»




Выдающийся ученый, создатель нового направления в науке, которое он назвал «физиология активности» (хотя оно охватывает не только физиологию, но биологию и психологию активности [5,12,67]), Н. А. Бернштейн в основу своего творчества положил новое, отличное от своих современников понимание жизнедеятельности организма человека. Он считал, что человеческий организм не является пассивной реактивной системой, отвечающей на внешние воздействия и приспосабливающейся к условиям среды, а является активной, созданной в процессе эволюции, целеустремленной системой, непрерывно преодолевающей эту среду в направлении «модели потребного будущего», а процесс жизни направлен не на сохранение статуса, а на движение в сторону родовой программы развития и самообеспечения. Таким образом, живой организм есть противящаяся энтропии негэнтропийная система [25, 26, 39, 40]. Именно поэтому он считал необходимым жизнедеятельность организма изучать не в лабораторных, а в естественных условиях. С помощью созданной им методики-киноциклограммы - Н. А. Бернштейн, по словам А. А. Ухтомского, совершил «…новый поворот в естествознании … подобно Левенгуку и Мальпигу, создавшим микроскоп».

Исследования Н. А. Бернштейна показали, что по команде мозга мышцы не только что-то «делают», но и сами посылают в мозг сигналы о выполнении команды, а затем снова получают команды, уже корректирующие движения (при наличии неточностей в последних). Таким образом, процесс построения движений с помощью мозга и периферийной нервной системы имеет прямую и обратную связь. Кроме того, он в процессе исследований определил наличие сложной системы команд (в зависимости от сложности движений), а также наличие прямой связи верхних и нижних уровней нервной системы при автоматизации движений в процессе их многократных повторений.

Кроме того, одинаковых движений нет! Это явление Н. А. Бернштейн назвал «повторение без повторения», а это значит, что даже для одинаковых движений нужны разные команды. То есть, нет однозначного соответствия движений и команд, а есть соответствие между результатом движения и «образом потребного будущего», закодированного в нервной системе.

Основные научные труды Н. А. Бернштейна (1896–1966), равные трудам Сеченова, Ухтомского, Павлова, изложены в монографиях «О построении движений» и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности». Они переиздаются в серии «Классики науки» и переведены на английский и немецкий языки.

Человеческий организм – «хозяйство» чрезвычайно сложное, непрерывно изменяющееся и непрерывно перемещающееся в окружающей его среде. При этом движения его в окружающей среде могут быть пассивными, но могут быть активными, тогда мы уже говорим о физической активности. В соответствии с гипотезой Н. А. Бернштей-

на физическая активность в сфере физической культуры требует четырех психофизиче-

ских качеств – силы, быстроты, выносливости и ловкости.

Сила – почти целиком физическое качество, которое зависит в основном от объема и качества мышечной массы.

Быстрота – более сложное качество, определяемое еще и физиологическими, а также психологическими процессами в организме.

Значительно более комплексным является качество выносливости, определяемое, как минимум, тремя условиями: иметь большой запас энергии, в нужный момент мощно ее отдавать и иметь ресурсы «на черный день», т. е. для неучтенных дополнительных затрат.

Еще сложнее и комплекснее качество ловкости, которая, по сути своей, функция управления, а в связи с этим главным элементом ее является центральная нервная система. Качество ловкости гибче, разностороннее, универсальнее трех предыдущих качеств. Она всегда выходит победительницей. Второе свойство ловкости – ее доступность. Небольшой и не очень мощный человек за счет ловкости может победить гиганта. Сколько существуют мифы, сказания и история (как архив событий), столько воспевается ловкость – победительница (Давид и Голиаф). В-третьих, ловкость поддается управлению, ее можно выработать в себе или существенно повысить ее уровень. И наконец, в-четвертых, она в силу своей природы образует мостик к настоящей умственной деятельности «…В ней есть мудрость, она – концентрат жизненного опыта по части движений и деятельности. Недаром ловкость нередко повышается с годами и, как правило, удерживается у человека дольше всех других его психофизических качеств. Затем, как всякое качество, связанное уже с психикой, она несет на себе отпечаток индивидуальности… Ловкость всегда качественна и неповторима. Именно поэтому для нее… до сих пор не нашлось количественных измерителей» [40].

Что же такое ловкость? Двигательная ловкость – это своего рода двигательная находчивость, сплошь и рядом переходящая в умственную находчивость, в изобретательность, в техницизм.

По В. Далю, «…ловкий» – это значит «складный в движениях». Иными словами, ловкость определяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности и гибкости. Всегда и везде суть ловкости в том, чтобы суметь двигательно выйти из любого положения, двигательно найтись при любых обстоятельствах. Спрос на ловкость создается обстановкой, и чем сложнее двигательная задача, чем больше требуется двигательной находчивости, тем больше «спрос на ловкость».



^ Происхождение движений



Во вселенной все живет и изменяется. При этом все изменения в природе есть непрерывное развитие и движение вперед в условиях жесточайшей борьбы за жизнь. В интересующей нас области движений эта борьба идет в направлении возрастающей двигательной ловкости.

Эволюция живых существ на Земле требует естественного отбора, все время выдвигала вперед все более двигательно-совершенных особей, обогащая их в направлении сложности, согласованности, сенсорности и, наконец, разумности двигательных действий. С появлением млекопитающих возник принцип мозговой коры с ее неограниченными возможностями как в области действия, так и в области накопления опыта. В конечном счете теплокровные млекопитающие съели всех «холодных» гадов.

Последнее время (примерно 150–300 тыс. лет [40]) на троне Земли восседает человек, который все более и более утверждает свое реальное господство над миром, и все

это благодаря наиболее совершенным обдуманным двигательным действиям.

^ Управление движениями


Сложность и многообразие человеческого тела, имеющего огромное количество видов подвижности, которые (ходьба, бег, метание и т. п.) обязаны протекать совместно в виде стройных и дружных синергий (содружественных действий), ставят перед хозяином этого тела ряд весьма сложных задач.

Первая из них – если бы все элементы сложного движения тела стояли под сознательным контролем и управлением, то мы бы просто запутались в очередности операций.

Вторая трудность – огромное число степеней свободы нашего тела.

Третья трудность – упругие свойства мышц. Мышечная ткань, состоящая из параллельных пучков тончайших нитей, могущих (каждая в отдельности!) сокращаться по сигналу от нервов. Кроме того, мышцы только сокращаются и только тянут кости, но не могут их толкать. Обратное движение осуществляется мышцами – антагонистами. Управление подобной системой оказывается возможным только при посредстве непрерывного контроля какого-либо «органа чувств», оборудованного необходимой сигнализацией. Этот случай в некоторой мере схож со вторым моментом избытка степеней свободы, только там они кинематические, а здесь динамические.

Как же решить эти три сверхсложные задачи? Как сделать эти немыслимые по количеству степеней свободы кинематические и динамические системы подвластными разуму и управляемыми?

Природа предусмотрела и это, наделив нас координацией движений.

^ Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения и превращения их в управляемые системы. Она основана на непрерывном контроле движений с помощью органов чувств и непрерывном внесении поправок в движения на основании «донесений» от органов чувств. Этот принцип носит название принципа сенсорных (опирающихся на чувствительность) коррекций. Непрерывный поток импульсов из мозга в мышцы и обратно образует замкнутый кольцевой процесс или, как говорят физиологи, рефлекторное кольцо.

Ведущей и основной системой управления движениями в преобладающем большинстве случаев является мышечно-суставная чувствительность. Вся совокупность органов этого типа чувствительности называется в физиологии проприоцептивною системой («сама себя воспринимающая»). Ее чувствительные окончания – рецепторы – рассеяны повсеместно по всему телу и непрерывно сигнализируют мозгу о положениях звеньев тела, о суставных углах, о напряжениях мышц и т. д.

Вся эта система возглавляется верховным органом чувства равновесия – вестибулярным аппаратом [39, 40]. Любое нарушение проприоцептивной системы, играющей главную роль в организации сенсорных коррекций, сразу разрушает координацию движений.

У человека, практически, нет ни одного вида чувствительности, не «нагруженного» проприоцептивной службой. А уж потом центральная нервная система, исходя из присущей ей целесообразности, даст соответствующую коррекционную команду по управлению тем или иным движением.

У человека все виды чувствительности «работают» проприорецепторами в широком или функциональном смысле этого слова.

Зрение – главенствующий орган чувств у человека. Оно участвует в сенсорном управлении огромным количеством движений, в особенности, требующих прицела и

точности (метание в цель, стрельба, футбол, теннис и т. п.).

Слух – трудится в меньшей мере, нежели зрение, обслуживая специфические виды

деятельности человека (музыканты, забойщики, настройщики, механики-мотористы и т. п.). Тогда как у многих животных слух имеет первостепенное значение (кошки, зайцы, совы, летучие мыши, дельфины и другие).

Обоняние – у человека задействовано примерно наравне со слухом. У ряда живых существ, наоборот, оно самое главное (дикие животные, собаки).

Осязание – соучаствует со зрением в большинстве движений тела. В комплексе – это непрерывный союз, корректирующий абсолютно все движения.

Естественно, каждое движение будет сначала определяться особенностями его осуществления, у слепых, например, осязание выдвигается на первый план.

      ahmet-bajtursinov.html
      ai-selkov-ea-selkova-prodvizhenie-rossijskih-tovarov-i-uslug-na-mirovoj-rinok-s-ispolzovaniem-sredstv-i-metodov-informacionnoj-ekonomiki.html
      aids-in-africa.html
      aimga-eimcara-sush-moment-podhodyashij-aimga-eimcara-ihi-iarhani-a8en5ir-dkil8eit-uluchiv-moment-on-viprignul-v-okno.html
      airport-traffic-problems-essay-research-paper-in.html
      ajvanhov-polnoe-sobranie-sochinenij-tom-xii-kosmicheskie-zakoni-morali-1975-g-stranica-15.html
    1. kolledzh.bystrickaya.ru/4-postroenie-integralnih-pokazatelej-socialnoj-effektivnosti-socialnij-proekt.html
    2. shkola.bystrickaya.ru/skrzhizhanovskij-uchebnoj-i-nauchnoj-literaturi.html
    3. paragraph.bystrickaya.ru/menedzher-innovacionnoj-deyatelnosti-v-nauchno-tehnicheskoj-i-proizvodstvennoj-sferah-stranica-2.html
    4. essay.bystrickaya.ru/dushi-molodih-puteshestviya-dushi.html
    5. literature.bystrickaya.ru/drevnij-rim-kak-tema-tvorchestva-shekspira.html
    6. zadachi.bystrickaya.ru/razdel-chetvertij-obobshenie-rezultatov-issledovaniya-socialnoe-planirovanie-socialnie-pokazateli-73-glava-chetvertaya.html
    7. institute.bystrickaya.ru/glava-6-sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe.html
    8. abstract.bystrickaya.ru/2-svyatoj-martin-i-pozitivnoe-mishlenie-3-storona-zheniha-storona-nevesti-4-voprosi-bogosloviya-i-samozashiti.html
    9. uchit.bystrickaya.ru/stilisticheskie-figuri-i-tropi-chast-4.html
    10. lecture.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-ooo-veha-region.html
    11. literatura.bystrickaya.ru/reglament-provedeniya-konkursa.html
    12. doklad.bystrickaya.ru/vopros-kak-organizuetsya-rabota-vipolnyaemaya-v-poryadke-tekushej-ekspluatacii-otvet.html
    13. nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-russkoj-literaturi-drevnerusskaya-literatura.html
    14. literatura.bystrickaya.ru/ris7-proizvodstvo-osnovnih-vidov-produkcii-koncepciya-razvitiya-lesnogo-hozyajstva-rossijskoj-federacii-na-2003.html
    15. studies.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-zao-andreevskoe-yurevpolskogo-rajona-vladimirskoj-oblasti.html
    16. uchebnik.bystrickaya.ru/vo-vladivostoke-proshla-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-po-metodam-neinvazivnoj-diagnostiki.html
    17. shkola.bystrickaya.ru/recenziya-na-knigu-eduarda-salmanovicha-kulpina-gubajdullina-zolotaya-orda.html
    18. klass.bystrickaya.ru/apelsin-citrus-aurantium-dmitrievskaya-liliya-obmanivaya-vozrast-praktika-omolozheniya.html
    19. znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-teoreticheskaya-mehanika-napravlenie-podgotovki.html
    20. urok.bystrickaya.ru/poryadok-i-usloviya-vstupleniya-v-vto-rossijskij-gosudarstvennij-socialnij-universitet.html
    21. znanie.bystrickaya.ru/aspirantskaya-programma-po-kletochnoj-dinamike-i-zabolevaniyam-universiteta-myunstera-i-instituta-molekulyarnoj-biomedicini-imeni-maksa-planka-konechnij-srok-podachi-zayavki.html
    22. shkola.bystrickaya.ru/sovremennie-napravleniya-razvitiya-sistem-ctp-dlya-malih-i-srednih-predpriyatij.html
    23. control.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-v-red-postanovleniya-pravitelstva-novosibirskoj-oblasti-stranica-11.html
    24. notebook.bystrickaya.ru/imya-sushestvitelnoe-uchebniku-russkij-yazik-6-klass-avtori-s-i-lvova-v-v-lvov-kniga-dlya-uchashihsya.html
    25. thescience.bystrickaya.ru/i-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xvi-v.html
    26. books.bystrickaya.ru/denis-dubrovskij-put-demona-iz-bezdni-k-svetu-stranica-8.html
    27. reading.bystrickaya.ru/loren-vajsberger-dyavol-nosit-prada-stranica-9.html
    28. laboratory.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-radio-rsn-novosti-30-10-2008-bogdanov-yurij-12-00-13.html
    29. holiday.bystrickaya.ru/naredba-za-usloviyata-i-reda-za-izvrshvane-na-ekologichna-ocenka-na-planove-i-programi-zagl-izm-dv-br-3-ot-2006-g.html
    30. universitet.bystrickaya.ru/tematika-soveshanij-pri-direktore-na-2010-2011-uchebnij-god-publichnij-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
    31. essay.bystrickaya.ru/blok-pitaniya-stranica-6.html
    32. student.bystrickaya.ru/2214-rasshifrovivayushie-konstrukcii-strukturno-semanticheskaya-klassifikaciya-konstrukcij-realizuemih-v-predvibornih-teledebatah.html
    33. znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-uchitelskogo-potenciala-analiz-raboti-fakulteta-po-voprosam-vzaimodejstviya-s-obrazovatelnimi-uchrezhdeniyami.html
    34. notebook.bystrickaya.ru/httpcentant-pu-rucentrumpublikfrolovfrol001f-htm-stranica-23.html
    35. tetrad.bystrickaya.ru/urok-grazhdanstvennosti-tema-kuban-moya-stepnaya-doch-rossii.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.