.RU

1.2. Природа движений - Формирование физической активности человека часть II педагогика двигательной активности.


^ 1.2. Природа движений


      1. 2. 1. Н. А. Бернштейн и его «физиология активности»




Выдающийся ученый, создатель нового направления в науке, которое он назвал «физиология активности» (хотя оно охватывает не только физиологию, но биологию и психологию активности [5,12,67]), Н. А. Бернштейн в основу своего творчества положил новое, отличное от своих современников понимание жизнедеятельности организма человека. Он считал, что человеческий организм не является пассивной реактивной системой, отвечающей на внешние воздействия и приспосабливающейся к условиям среды, а является активной, созданной в процессе эволюции, целеустремленной системой, непрерывно преодолевающей эту среду в направлении «модели потребного будущего», а процесс жизни направлен не на сохранение статуса, а на движение в сторону родовой программы развития и самообеспечения. Таким образом, живой организм есть противящаяся энтропии негэнтропийная система [25, 26, 39, 40]. Именно поэтому он считал необходимым жизнедеятельность организма изучать не в лабораторных, а в естественных условиях. С помощью созданной им методики-киноциклограммы - Н. А. Бернштейн, по словам А. А. Ухтомского, совершил «…новый поворот в естествознании … подобно Левенгуку и Мальпигу, создавшим микроскоп».

Исследования Н. А. Бернштейна показали, что по команде мозга мышцы не только что-то «делают», но и сами посылают в мозг сигналы о выполнении команды, а затем снова получают команды, уже корректирующие движения (при наличии неточностей в последних). Таким образом, процесс построения движений с помощью мозга и периферийной нервной системы имеет прямую и обратную связь. Кроме того, он в процессе исследований определил наличие сложной системы команд (в зависимости от сложности движений), а также наличие прямой связи верхних и нижних уровней нервной системы при автоматизации движений в процессе их многократных повторений.

Кроме того, одинаковых движений нет! Это явление Н. А. Бернштейн назвал «повторение без повторения», а это значит, что даже для одинаковых движений нужны разные команды. То есть, нет однозначного соответствия движений и команд, а есть соответствие между результатом движения и «образом потребного будущего», закодированного в нервной системе.

Основные научные труды Н. А. Бернштейна (1896–1966), равные трудам Сеченова, Ухтомского, Павлова, изложены в монографиях «О построении движений» и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности». Они переиздаются в серии «Классики науки» и переведены на английский и немецкий языки.

Человеческий организм – «хозяйство» чрезвычайно сложное, непрерывно изменяющееся и непрерывно перемещающееся в окружающей его среде. При этом движения его в окружающей среде могут быть пассивными, но могут быть активными, тогда мы уже говорим о физической активности. В соответствии с гипотезой Н. А. Бернштей-

на физическая активность в сфере физической культуры требует четырех психофизиче-

ских качеств – силы, быстроты, выносливости и ловкости.

Сила – почти целиком физическое качество, которое зависит в основном от объема и качества мышечной массы.

Быстрота – более сложное качество, определяемое еще и физиологическими, а также психологическими процессами в организме.

Значительно более комплексным является качество выносливости, определяемое, как минимум, тремя условиями: иметь большой запас энергии, в нужный момент мощно ее отдавать и иметь ресурсы «на черный день», т. е. для неучтенных дополнительных затрат.

Еще сложнее и комплекснее качество ловкости, которая, по сути своей, функция управления, а в связи с этим главным элементом ее является центральная нервная система. Качество ловкости гибче, разностороннее, универсальнее трех предыдущих качеств. Она всегда выходит победительницей. Второе свойство ловкости – ее доступность. Небольшой и не очень мощный человек за счет ловкости может победить гиганта. Сколько существуют мифы, сказания и история (как архив событий), столько воспевается ловкость – победительница (Давид и Голиаф). В-третьих, ловкость поддается управлению, ее можно выработать в себе или существенно повысить ее уровень. И наконец, в-четвертых, она в силу своей природы образует мостик к настоящей умственной деятельности «…В ней есть мудрость, она – концентрат жизненного опыта по части движений и деятельности. Недаром ловкость нередко повышается с годами и, как правило, удерживается у человека дольше всех других его психофизических качеств. Затем, как всякое качество, связанное уже с психикой, она несет на себе отпечаток индивидуальности… Ловкость всегда качественна и неповторима. Именно поэтому для нее… до сих пор не нашлось количественных измерителей» [40].

Что же такое ловкость? Двигательная ловкость – это своего рода двигательная находчивость, сплошь и рядом переходящая в умственную находчивость, в изобретательность, в техницизм.

По В. Далю, «…ловкий» – это значит «складный в движениях». Иными словами, ловкость определяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности и гибкости. Всегда и везде суть ловкости в том, чтобы суметь двигательно выйти из любого положения, двигательно найтись при любых обстоятельствах. Спрос на ловкость создается обстановкой, и чем сложнее двигательная задача, чем больше требуется двигательной находчивости, тем больше «спрос на ловкость».



^ Происхождение движений



Во вселенной все живет и изменяется. При этом все изменения в природе есть непрерывное развитие и движение вперед в условиях жесточайшей борьбы за жизнь. В интересующей нас области движений эта борьба идет в направлении возрастающей двигательной ловкости.

Эволюция живых существ на Земле требует естественного отбора, все время выдвигала вперед все более двигательно-совершенных особей, обогащая их в направлении сложности, согласованности, сенсорности и, наконец, разумности двигательных действий. С появлением млекопитающих возник принцип мозговой коры с ее неограниченными возможностями как в области действия, так и в области накопления опыта. В конечном счете теплокровные млекопитающие съели всех «холодных» гадов.

Последнее время (примерно 150–300 тыс. лет [40]) на троне Земли восседает человек, который все более и более утверждает свое реальное господство над миром, и все

это благодаря наиболее совершенным обдуманным двигательным действиям.

^ Управление движениями


Сложность и многообразие человеческого тела, имеющего огромное количество видов подвижности, которые (ходьба, бег, метание и т. п.) обязаны протекать совместно в виде стройных и дружных синергий (содружественных действий), ставят перед хозяином этого тела ряд весьма сложных задач.

Первая из них – если бы все элементы сложного движения тела стояли под сознательным контролем и управлением, то мы бы просто запутались в очередности операций.

Вторая трудность – огромное число степеней свободы нашего тела.

Третья трудность – упругие свойства мышц. Мышечная ткань, состоящая из параллельных пучков тончайших нитей, могущих (каждая в отдельности!) сокращаться по сигналу от нервов. Кроме того, мышцы только сокращаются и только тянут кости, но не могут их толкать. Обратное движение осуществляется мышцами – антагонистами. Управление подобной системой оказывается возможным только при посредстве непрерывного контроля какого-либо «органа чувств», оборудованного необходимой сигнализацией. Этот случай в некоторой мере схож со вторым моментом избытка степеней свободы, только там они кинематические, а здесь динамические.

Как же решить эти три сверхсложные задачи? Как сделать эти немыслимые по количеству степеней свободы кинематические и динамические системы подвластными разуму и управляемыми?

Природа предусмотрела и это, наделив нас координацией движений.

^ Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения и превращения их в управляемые системы. Она основана на непрерывном контроле движений с помощью органов чувств и непрерывном внесении поправок в движения на основании «донесений» от органов чувств. Этот принцип носит название принципа сенсорных (опирающихся на чувствительность) коррекций. Непрерывный поток импульсов из мозга в мышцы и обратно образует замкнутый кольцевой процесс или, как говорят физиологи, рефлекторное кольцо.

Ведущей и основной системой управления движениями в преобладающем большинстве случаев является мышечно-суставная чувствительность. Вся совокупность органов этого типа чувствительности называется в физиологии проприоцептивною системой («сама себя воспринимающая»). Ее чувствительные окончания – рецепторы – рассеяны повсеместно по всему телу и непрерывно сигнализируют мозгу о положениях звеньев тела, о суставных углах, о напряжениях мышц и т. д.

Вся эта система возглавляется верховным органом чувства равновесия – вестибулярным аппаратом [39, 40]. Любое нарушение проприоцептивной системы, играющей главную роль в организации сенсорных коррекций, сразу разрушает координацию движений.

У человека, практически, нет ни одного вида чувствительности, не «нагруженного» проприоцептивной службой. А уж потом центральная нервная система, исходя из присущей ей целесообразности, даст соответствующую коррекционную команду по управлению тем или иным движением.

У человека все виды чувствительности «работают» проприорецепторами в широком или функциональном смысле этого слова.

Зрение – главенствующий орган чувств у человека. Оно участвует в сенсорном управлении огромным количеством движений, в особенности, требующих прицела и

точности (метание в цель, стрельба, футбол, теннис и т. п.).

Слух – трудится в меньшей мере, нежели зрение, обслуживая специфические виды

деятельности человека (музыканты, забойщики, настройщики, механики-мотористы и т. п.). Тогда как у многих животных слух имеет первостепенное значение (кошки, зайцы, совы, летучие мыши, дельфины и другие).

Обоняние – у человека задействовано примерно наравне со слухом. У ряда живых существ, наоборот, оно самое главное (дикие животные, собаки).

Осязание – соучаствует со зрением в большинстве движений тела. В комплексе – это непрерывный союз, корректирующий абсолютно все движения.

Естественно, каждое движение будет сначала определяться особенностями его осуществления, у слепых, например, осязание выдвигается на первый план.

      ahmet-bajtursinov.html
      ai-selkov-ea-selkova-prodvizhenie-rossijskih-tovarov-i-uslug-na-mirovoj-rinok-s-ispolzovaniem-sredstv-i-metodov-informacionnoj-ekonomiki.html
      aids-in-africa.html
      aimga-eimcara-sush-moment-podhodyashij-aimga-eimcara-ihi-iarhani-a8en5ir-dkil8eit-uluchiv-moment-on-viprignul-v-okno.html
      airport-traffic-problems-essay-research-paper-in.html
      ajvanhov-polnoe-sobranie-sochinenij-tom-xii-kosmicheskie-zakoni-morali-1975-g-stranica-15.html
    1. znanie.bystrickaya.ru/arkticheskaya-krugosvetnaya-ekspediciya-polyarnoe-kolco-startuet-17-fevralya-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-08022011.html
    2. universitet.bystrickaya.ru/stomatologiya-i-chelyustno-licevaya-hirurgiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2007-g.html
    3. nauka.bystrickaya.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-4-klass-po-teme-literaturnaya-skazka-xix-veka.html
    4. lecture.bystrickaya.ru/94istochnik-izmerenij-measurementsource-vdokumente-predstavleno-opisanie-profilya-edinoj-informacionnoj-modeli.html
    5. abstract.bystrickaya.ru/20-let-nezavisimosti-respubliki-kazahstan-v-svete-formirovaniya-grazhdanskogo-obshestva.html
    6. apprentice.bystrickaya.ru/valaamskij-monastir.html
    7. composition.bystrickaya.ru/pervichnimi-umstvennimi-potenciyami-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-uchashihsya-tehnikumov-dlya.html
    8. otsenki.bystrickaya.ru/specializaciya-obogashenie-poleznih-iskopaemih.html
    9. uchit.bystrickaya.ru/telepatiya-moskva-misl-stranica-5.html
    10. pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-rabochij-plan-po-napravleniyu-130500-neftegazovoe-delo-kvalifikaciya-stranica-2.html
    11. studies.bystrickaya.ru/kompyuternoe-matematicheskoe-modelirovanie-v-ekonomike.html
    12. write.bystrickaya.ru/fakultet-avtomatiki-i-elektromehaniki-fae.html
    13. lesson.bystrickaya.ru/obshie-predstavleniya-o-yazike-java-5.html
    14. thescience.bystrickaya.ru/istoriya-i-filosofiya-fiziki-i-matematiki-voprosi-i-programmi-kandidatskogo-ekzamena-literatura-i-rekomendacii-po-podgotovke-k-ekzamenu.html
    15. reading.bystrickaya.ru/lingvisticheskaya-i-pragmaticheskaya-cennost-edinic-semanticheskogo-polya-pisha-na-materiale-sovremennogo-russkogo-diskursa.html
    16. studies.bystrickaya.ru/apteker-gerbert.html
    17. apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-25.html
    18. teacher.bystrickaya.ru/glik-desyatij-nasedkin-nikolaj-nikolaevich.html
    19. literatura.bystrickaya.ru/respublikanskij-nauchnij-centr-ekstrennoj-medicinskoj-pomoshi-5-6-noyabrya-200-9-g-sbornik-tezisov-tashkent-2009-mundarizha.html
    20. spur.bystrickaya.ru/lazeri-osnovi-ustrojstva-i-primenenie-ih-v-voennoj-tehnike.html
    21. spur.bystrickaya.ru/mediagramotnost-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-taganrog-2007.html
    22. kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-razvitie-turistskogo-rinka-v-sankt-peterburge-chast-2.html
    23. prepodavatel.bystrickaya.ru/to-hsbp-ukr-net-iskusstvennaya-evolyuciya-transgennij-chelovek.html
    24. znanie.bystrickaya.ru/4-to-li-est-elementanie-chatici-to-li-net-kvantovij-paradoks-zenona.html
    25. lecture.bystrickaya.ru/avtorskaya-programma-kursa-zlnlentariayamatshatim-s-praktikumom-po-resheniyu-zadach-dlya-specialnosti-p-01-01-00.html
    26. institut.bystrickaya.ru/uchebnie-predmeti-professionalnogo-cikla.html
    27. prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-osnovnie-etapi-formirovaniya-vospriyatiya-muzikalnogo-proizvedeniya.html
    28. testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-nikolaevich-alyabev-stranica-14.html
    29. bystrickaya.ru/vii-pioneri-samoinstrumentalizacii-vida-habermas-yu-budushee-chelovecheskoj-prirodi-per-s-nem.html
    30. college.bystrickaya.ru/2010-god-god-uchitelya-prezentaciya-programmi-neprerivnogo-obrazovaniya-bibliotekarej-v-2010-godu-biblioteka-oknami-v-budushee.html
    31. shkola.bystrickaya.ru/soveti-devstvennikam-svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-1-2000.html
    32. thesis.bystrickaya.ru/prestuplenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-ugolovno-pravovih-disciplin.html
    33. shpora.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-pervij-kanal-28-10-2004-vremya-21-00-00-novosti-18-00.html
    34. thescience.bystrickaya.ru/istoriya-carstva-gruzinskogo-stranica-16.html
    35. institut.bystrickaya.ru/tehnologicheskie-processi-izgotovleniya-n-v-sherbakova-k-t-n-docent-kafedri-tik.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.