0 История Развитие концептуального базиса любой науки осуществляется не только за счет внутренних ресурсов, но и путем заимствования новых представлений из н
.RU

0 История Развитие концептуального базиса любой науки осуществляется не только за счет внутренних ресурсов, но и путем заимствования новых представлений из н


9 ВВЕДЕНИЕ

0. ВВЕДЕНИЕ

0.1. История

Развитие концептуального базиса любой науки осуществляется не только за счет внутренних ресурсов, но и путем заимствования новых представлений из наиболее развитых разделов других наук. Этим же способом совершенствуется методология литературоведения. Приведем отдельные примеры, иллюстрирующие это положение.

М.М.Бахтин, как известно, публиковался под разными фамилиями.

Его работы о фрейдизме и философии языка вышли под фамилией Воло­шинов, а по философии биологии . под фамилией Канаев. Последнее документально засвидетельствовал С.Г.Бочаров: <Наконец, я пользуюсь случаем обнародовать документ, имеющий отношение к делу. У меня хранится фотокопия журнального оттиска статьи И.И.Канаева .Современ­ный витализм. (.Человек и природа., 1926, N 1 . 2), на которой рукой подписного автора засвидетельствовано:

.Эта статья написана целиком М.М.Бахтиным, я только снабдил

его литературой и способствовал изданию в журнале, где меня знали

в редакции.

3 ноября 75 г. И.Канаев.

Устно Иван Иванович прибавлял еще, что М.М.Бахтин взялся

за такую работу, потому что .интересовался этими вопросами.. В са­мом деле, философские проблемы новой биологии своеобразно сопри­касались в те годы с литературной теорией. Десятилетием позже этот контакт породил бахтинскую теорию хронотопа, которую автор вводил со ссылкой на математическое естествознание и доклад А.А.Ухтомско­го о хронотопе в биологии, слышанный им летом 1925 г. в Петергофс­ком биологическом институте. ...слишком широк диапазон дис­циплин, чтобы быть под силу одному автору, хотя бы и Бахтину: психо­анализ, теоретическая лингвистика, методология литературоведения, сомневается Н.Васильев, .как-то не укладывается в его жизнь.. Но вот, оказывается, еще и философия биологии также укладывается> [16, c.74]. Важен и установленный Бочаровым факт и комментарий к нему. Этот факт станет еще более выразительным, если уточнить терминологию. Витализм . это одна из теорий индивидуального формообразова­ния, предложенная Г. Дришем для объяснения особенностей эмбриоге­неза человека и животных.Философскую окраску этой теории придает широта теоретических обобщений, несоразмерная с эмпирическим ос­нованием, но по смыслу это именно биологическая теория. Надо ска- Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций 10

зать, что проблема индивидуального развития организма остается одной из наиболее сложных в современной биологии и какой-либо общей теории онтогенеза не сформулировано по сей день. Возможно, Бахтина интересовала не только философская, но и методологичес­кая сторона концепции Дриша.

со времен Ламарка принято называть дру-

гой раздел теоретической биологии, посвященный проблемам истори­ческого развития организмов и рассматривающий теорию эволюции, а не теорию онтогенеза.

Сейчас трудно сказать, что такое . Речь идет, вероятно, о применении количественных методов в биологии, поскольку в других естественных науках . физике и химии . эти методы и соответствующие математические модели на­чали применяться гораздо раньше. Первые опыты применения новых методов всегда вызывают длительные дискуссии и привлекают вни­мание специалистов смежных наук. Не исключено, что, ссылаясь на , Бахтин предполагал возможность подобной формализации гуманитарного знания.

Ссылка на доклад Ухтомского о хронотопе в биологии указывает на

еще один раздел этой науки . физиологию высшей нервной деятель-

ности. Бахтин, следовательно, не только интересовался различными,

весьма специальными разделами биологии, но и практически исполь-

зовал полученные знания при разработке собственных литературовед­ческих концепций, в случае прямого заимствования не забывая упомя­нуть первоисточник.

Примечательно объяснение, которое предлагает Бочаров для оправ­дания сверхнормальной для филолога широты научных интересов Бах­тина. Он полагает, что проблемы новой биологии и литератур­ной теории . Можно подумать, что сейчас этого не наблюдается.

Почему же современные филологи не видят существующего естественно-научных и гуманитарных проблем и возможно­сти их разработки на единой методологической основе? Одна из очевид­ных причин . возросшая специализация наук, но не менее значима и другая: недооценка возможности пополнения методологического истру­ментария гуманитаристики путем заимствования новых представлений из наиболее продвинутых разделов естествознания. Бахтин, как мы ви­дим, не упускал этих возможностей.

Особенно показателен пример А.Белого, который не жалел никаких усилий для восполнения пробелов в своем естественно-научном образо­вании. Вот характерный отрывок на эту тему из его письма к Д.М.Пинесу: 11 ВВЕДЕНИЕ

<Вы подумайте только: за март месяц я не нюхал, а именно вдумчиво вникал вплоть до ныряния в формулы, до уразумения их не, так сказать, смысла, а воистину, in concreto . за март месяц я прочел: .Корпускуляр­ную теорию вещества. Томсона, 2 части книги Френкеля .Строение веще­ства., том .Лекции по молекулярной физике. акад. Иоффе, физику Михель­сона, ряд популярных книжек (между прочим о теории Бора, теории квант, .Эволюция физики. Пуанкаре) и ряд статей специальных по физике и хи­мии; мне надо было до отъезда в Батум разрешить один вопрос в связи с строением вещества; для этого надо было в спешном порядке прочесть сотни страниц с труднейшими для меня формулами; могу сказать: теперь разобрался; .путеводная нить. для будущего хода мысли о .материализ­ме. вполне ощупана мною до одобрения ее (на днях) шестью спецами (механики, инженеры . народ ученый): на днях в частном кружке сделал сообщение на тему: .Как согласовать электромагнитную теорию Лоренца с методом соответствия Нильса Бора?. Моими мыслями весьма заинтере­совались .спецы., а я, в итоге невероятных усилий 1) одолеть 25-летний пробел мой в физике и химии, 2) согласовать выводы науки с моей темой .Наука как культура., . лишил себя Ленинграда, куда хотел заехать, т.е. свидания с рядом друзей, к которым так тянуло, лишил себя .Детского Села. и многих минут радостей там и провалялся 10 дней с компрессом на голове.

Борис Бугаев> [11, c.90 . 91].

Думается, это признание Белого не нуждается в комментариях.

Но не все выдающиеся филологи прямо указывают, на концептуаль-

ный базис какой именно науки они опираются, разрабатывая свою тему. Примером отсылки к соответствующему разделу естествоз­нания служит работа В.Я.Проппа, озаглавленная [73]. Морфология, как известно . это наука о строении слов. Пропп об­наружил, что волшебные сказки, подобно однокоренным словам, пост­роены из одних и тех же элементов, расположенных в определенной последовательности. Он выделил, по существу, инвариантную структу­ру, характерную для определенного типа текстов, и показал, что их раз­нообразие создается вариантами воплощения этой структуры.

На что же опирался Пропп, разрабатывая эту методику? Источник пропповской методологии очевиден . это работа И.В.Гете . Пространные цитаты из этой работы служат эпиграфа­ми к основным главам книги Проппа.

Предисловию предшествует следующий эпиграф: <Морфология еще

должна легитимироваться как особая наука, делая своим главным пред­метом то, что в других трактуется при случае и мимоходом, собирая то, Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций 12

что там рассеяно, и устанавливая новую точку зрения, позволяющую

легко и удобно рассматривать вещи природы. Явления, которыми она занимается, в высшей степени значительны; те умственные операции, при помощи которых она сопоставляет явления, сообразны с человечес­кой природой и приятны ей, так что даже неудавшийся опыт все-таки соединит в себе пользу и красоту>.

Главу открывают слова: .

Эпиграф к предпоследней главе напоминает: .

И заключительную главу предваряет такой эпиграф: .

И.В. Гете . не только известный поэт, философ, общественный дея-

тель, но и крупный ученый своего времени, научные исследования кото­рого оставили заметный след в геологии и палеонтологии, анатомии и физиологии, ботанике и зоологии и других науках. Ботаники, в частно­сти, знают Гете как основателя новой науки . морфологии растений.

К решению морфологических задач в ботанике он подходил как линг­вист, выделяющий корень слова. Носитель языка легко справляется с этой задачей, но как найти корень слова, если мы имеем дело со слова­ми незнакомого нам языка? Именно в этом положении, по мысли Гете, находится ботаник, пытающийся понять строение растения. Видимые части . стебли, листья, цветки . это еще не морфологические элемен­ты. Морфологические элементы растений, подобно морфологическим эле­ментам слов, должны выделяться не визуально, а в системе . В качестве таких флексий он рассматривал различные преобразования формы органов . метаморфозы.

Изучение метаморфозов, полагал Гете, . ключ к пониманию проис­хождения формы растений, поскольку в ее основе лежит некая неиз­менная сущность, первоэлемент, превращения которого создают мор­фологическое разнообразие. Анализ метаморфозов должен открыть от­дельные операции преобразования и тот первоэлемент, по отношению к которому они применяются.

13 ВВЕДЕНИЕ

Исследуя разнообразие форм листьев растений, Гете выделил такие

операции, как рассечение и слияние, удаление и сближение, расшире-

ние и сжатие видимых частей. В дальнейшем он предполагал формали-

зовать эти операции до математических формул и описать на этой осно-

ве происхождение и развитие формы цветков и плодов.

Намеченная Гете программа развития морфологии растений как на-

уки о структурных элементах и правилах их преобразования остается нереализованной. Ботаников больше интересует практическая проблема распознавания видов растений, а не формальные возможности преобра­зования одного вида в другой. Но концептуальная значимость гетевской морфологии выходит за рамки ботаники. В ней заложена программа об­щенаучного подхода, которую и реализовал Пропп.

Близкие знакомые знали об увлечении Проппа ботаникой. Но, ока­зывается, его интересовала не только практика определения и гербари­зации растений, но и теория их строения. Основные методологические принципы, на которые опирается эта теория, можно с успехом исполь­зовать, как он наглядно продемонстрировал, для разработки теории строения и развития определенного типа текстов. Можно сказать, что Гете осуществил методологический перенос, применяя прин­ципы теории строения слов для разработки теории строения растений, а Пропп . , применяя принципы уже гетевской морфологии для анализа строения текстов.

Еще пример . Р.О.Якобсон, о необычайной широте научных интере-

сов которого писали многие. Приведем слова только одного свидетеля. [38, c.13].

В воспоминаниях о Якобсоне Вяч.Вс.Иванов упоминает и Ж.Пиаже.

Этого выдающегося психолога и лингвиста он называет <союзником Якоб-

сона по выработке структурных методов... чей подход к генезису логичес­ких категорий напоминает мысли Якобсона об усвоении ребенком разли- Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций 14

чительных признаков как едва ли не первой логической операции> [38, c.12]. [38, c.12].

Сходство возникает том случае, если при­держиваются одних и тех же методологических ориентиров. Пиаже разра­батывал генетическую психологию, опираясь на свой опыт естествоиспы­тателя. До начала исследований по лингвистике и психологии он несколь­ко лет с большим увлечением занимался морской гидробиологией и опуб­ликовал по этой теме десятки научных работ. О признании этих работ сви­детельствует предложение занять должность директора Зоологического музея, полученное им от французской Академии наук.

Нам почти ничего не известно о подобных увлечениях Якобсона. От­метим только, что до эмиграции он был близко знаком с Л.С.Бергом, который опубликовал в этот период две книги: (Тр. Географич. ин-та. Т.1. Петербург,

1922) и (Петербург: изд. , 1922), переиз­данные спустя более полувека [12]. Возможно, именно будущий акаде­мик Берг, крупный географ и зоолог (ихтиолог), пробудил устойчивый ин­терес Якобсона к проблемам биологической эволюции.

И последний пример . академик Б.Раушенбах, сначала . физик, а затем . искусствовед. По его собственному признанию, превращение в искусствоведа произошло в процессе решения сугубо практической за­дачи. Требовалось обеспечить стыковку космических аппаратов, а дос­тичь этого, опираясь на теорию линейной перспективы, не удавалось. Опытным путем было установлено, что наше восприятие пространства нелинейно, и попутно обнаружилось, что различные школы живописи предлагают свои приемы отображения этой нелинейности [75].

В свете вышеизложенного возникает вопрос: а способен ли филолог внести посильный вклад в совершенствование методологии гу­манитарных исследований? Пример Ю.М.Лотмана показывает, что спо­собен, и для этого не требуется особого увлечения какой-либо конкрет­ной естественной наукой. Достаточно обратиться к общенаучным пред­ставлениям об устройстве мира и существующем порядке вещей, но именно к научным, а не к основным положениям господствующего ве­роучения или догматам модной доктрины.

Наука, разумеется, не является истиной в последней инстанции. На­учная картина мира постоянно меняется, поскольку постоянно пересмат­ривается аксиоматика научных теорий. Это и позволяет строить все бо­лее адекватные модели действительности. Всякая же ревизия основ уче­ния рассматривается как покушение на авторитет его основателя, под именем которого оно обычно и выступает. А доктрина тем и отличается от учения и особенно от науки, что ее догматы даже не обсуждаются. 15 ВВЕДЕНИЕ

0.2. Теория (очерки)

К сожалению, нам не известна та аксиоматическая основа, на которую опирался Ю.М.Лотман, создавая . Оче­видно, это не марксистско-ленинское мировоззрение, но и ссылка на мало что объясняет. Структурный подход не представля­ет собой единого целого, а применяется в самых различных вариантах (cм., например, [8, 48, 51, 76, 97, 105]). Кроме того, разнообразие картин мира в сознании разных исследователей приводит к разнообразию пони­мания этих вариантов. Поэтому мы сочли необходимым изложить не толь­ко тот вариант структурного метода, которого мы придерживаемся, но и высказать ряд общетеоретических положений, явно или не- явно исполь­зованных в данной работе. Эти положения не составляют в совокупности какой-то целостной теории, а лишь очерчивают доступные нашему пони­манию фрагменты .

О реальности. Философы-марксисты подразделяют реальность на объективную и субъективную. Это подразделение принимают и многие гуманитарии, не знакомые с иными философскими воззрениями, и те естественники, которые не знают, как работают наши органы чувств.

Г.Гельмгольц еще в начале века показал, что , следует рассматривать не как объективную, а как субъективную, поскольку чувства могут нас обманывать. В результате последующих психофизических исследований было установлено, что стимул, воздействующий на анализаторы, не имеет ничего общего с вызываемым ощущением. Наши ощущения не действи­тельность, а конструируют ее по определенным правилам. Эти правила отчасти предопределены структурой анализатора, а отчасти являются продуктом воспитания и образования [59, 82]. По этой причине мы спо­собны, читая текст, ощущать себя зрителями или даже участниками описываемых событий, хотя единственный стимул, вызывающий эту реакцию, . линейная последовательность типографских знаков . не имеет с ними ничего общего.

Подобным же образом наши органы чувств и есте­ственные знаки окружающей действительности, конструируя из них то, что воспринимается как реальность. Другими словами, единственно доступная нам реальность . это реальность модельного отображения действительности. Мы воспринимаем не реальность, а нами же сконструированную ее модель, не осознавая при этом применяемых правил конструирования. Последнее особенно важно, поскольку из од­них и тех же элементов, меняя правила конструирования, можно постро­ить самые различные конструкции.

Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций 16

Одна модель реальности может отличаться от другой не только по на­бору использованных элементов и правил, но и по степени завершеннос­ти. В этом смысле можно говорить о различных видах и формах реально­сти и градации степеней их проявления, т.е. представить ее как один из признаков объекта, подобный его окраске. Аналогом разнообразия видов и форм реальности будет разнообразие спектральных линий, а аналогом градации степеней ее проявления . изменение их яркости.

О языке. Первый естественный язык . генетический код. Концеп­туальные следствия расшифровки генетического кода осознаны да­леко не всеми биологами, не говоря о филологах. Перечень этих след­ствий не входит в нашу задачу. Остановимся лишь на некоторых из них, значимых для нашей темы.

Первое следствие: информационные процессы являются конституци-

онным свойством биологических систем, начиная с молекулярного уров­ня их организации, а информационный обмен, наблюдаемый на социаль­ном уровне (например, в человеческом обществе), . дальнейшее эво­люционное развитие этого свойства.

Второе следствие: изоморфизм, присущий процессам кодирования, передачи и хранения информации, протекающих на молекулярно-гене­тическом и социальном (и всех промежуточных) уровнях биологической организации. Текст (его знаковую основу) можно рассматривать как ге­нотип, а образы, возникающие в сознании в процессе чтения, . как фенотип. Чтение . это процесс формообразования, подобный морфоге­незу. Различие только в том, что в органической форме фенотип высту­пает как своеобразная оболочка генотипа, а в интеллектуальной конст­рукции эти ее составляющие и разме­щены на различных по своей природе . текста является книга, а образ локализован в сознании читателя.

Третье следствие (связанное со вторым): литературное произведение проникает в сознание читателя и воссоздает в нем по определенной про­грамме свою , подобно тому, как вирус, проникая в клетку, подчи­няет себе внутриклеточные механизмы развития и производит с их помо­щью новые вирусные частицы. Филология в этом ракурсе сближается с вирусологией, что особенно заметно, если вспомнить задачи поэтики. Структурная поэтика . аналог теории строения вирусных частиц, а поэти­ка выразительности . аналог теории их (инфекционно­сти). По этой причине и возникают .

Четвертое следствие: хотя человеческий язык и восходит эволюци-

онно к генетическому коду, но его ближайшим прототипом является один из языков мозга. Мозг . это орган управления и связи, который на разных нейрогуморальных языках с печенью, почками, сердцем, легкими и другими органами организма [72]. Происхождение 17 ВВЕДЕНИЕ

языка связано не с изменением строения гортани или появлением подбо­родочного выступа, а с переносом одного из языков мозга на внешний носитель, что послужило предпосылкой установления связи с другим мозгом и открыло возможность манипулирования другим организмом. Развитие языка в этих условиях происходило, вероятно, как взаимное усложнение и совершенствование средств интеллектуального нападе­ния и защиты, что и превратило его в средство коммуникации.

О структуре. Структура, в структуралистском смысле слова, это

не то, что построено из элементов, а то, что расчленяется на них по тем

или иным концептуальным базисам. Элементы мыслятся не как априо-

ри существующие , а как фрагменты , на которые

оно может быть разложено. В качестве операций разложения системы

на элементы используются операции их взаимодействия, преобразова­ния и т.п. Элементы и операции их преобразования (выделения) со­ставляют одно целое.

Например, когда мы сворачиваем бумажный кораблик из целого лис-

та бумаги, аналогом структурных элементов будут линии сгиба или фраг­менты листа, ограниченные этими линиями. Эти элементы заданы прави­лами сгибания (правилами порождения), вне которых они не имеют смыс­ла. Этот же пример показывает, что практически невозможно выделить структурные элементы и правила их преобразования, рассматривая го­товую конструкцию. Но если перед нами серия бумажных корабликов в разной стадии сборки, то путем последовательного сопоставления эле­ментов этой серии можно обнаружить и правила ее порождения. Варьи­руя систему правил, из одного и того же листа бумаги можно получить самые различные конструкции.

Примером структурных элементов, выделяемых в реакциях взаимо­действия, служат химические элементы. Химический элемент . это не атом, а одно из его свойств, связанное со строением электронной обо­лочки. Помимо химических, атомы обладают и многими другими свой­ствами. Химические элементы (химические свойства атомов) можно упо­рядочить, как показал Д.И.Менделеев, в периодическую систему. Дру­гие свойства, например особенности пространственной , можно упорядочить в другую систему . кристаллографическую (систему групп пространственной симметрии Е.С.Федорова) и т.п.

Химические элементы встречаются в чистом виде только как симво-

лы, а в природе они обнаруживаются только в соединениях. Химически чистым именуется соединение, состоящее из однородных по свойствам атомов (атомов одного химического элемента). Форма соединения су­щественно зависит от условий его образования. Например, химически чистый углерод может принимать форму и алмаза, и графита. Это пока­зывает, насколько различный вид могут иметь структуры, если их рас- Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций 18

сматривать в другом ракурсе, не с химической, а с физической точки зрения. Подобный полиморфизм отличает и текстовые структуры, если концептуальный базис, по которому они расчленяются на элементы, оп­ределен недостаточно четко и точка зрения не зафиксирована.

О сходстве. Сходство ребенка с отцом и матерью . постоянный источник родительской радости и предмет законной гордости. Какие еще нужны доказательства, что он по праву является продолжателем рода? Поэтому с таким трудом укореняется мысль, что сходство мо­жет быть обусловлено негомофилетическими (не кровно-родственны­ми) причинами. Примеры негомофилетических сходств хорошо извест­ны: морозные узоры на стеклах, напоминающие листья растений, или спирально закрученные раковины моллюсков и спиральные галакти­ки. Причин негомофилетического сходства гораздо больше, чем гомо­филетического.

Согласно общей теории систем, между двумя любыми полиморфны-

ми множествами существует хотя бы одно изоморфное отношение (от­ношение сходства). Сходство, следовательно, само по себе еще не до­казывает существования каких-либо реальных связей между сопостав­ляемыми системами, не говоря об их родстве. Но обыденное сознание упорно сопротивляется внедрению общесистемных принципов анализа сходств, поскольку они противоречат и сложившейся практике, и глубо­ко скрытым инстинктам.

Текст, безусловно, есть полиморфное множество признаков, поэтому не составляет труда установить любое число отношений сходства как между двумя любыми текстами, так и внутри каждого из них. Общего решения этой проблемы не существует. В каждом конкретном случае требуется специально формулировать критерии сходства.

О поэтическом мире. Поэтический мир в нашем понимании . это

образ (набор образов) в сознании, формирующийся в результате прочте­ния текста. В свете вышеизложенного его можно назвать фенотипом ху­дожественного произведения, порождаемого генотипом (знаковой осно­вой текста). Если речь идет об отдельном произведении, то поэтический мир именуется его , а если о корпусе произведений одного автора . то . В общем случае поэтический мир . это еще одна , называемая или .

Одной из традиционных задач изучения поэтической реальности является реконструкция личной философии (мифологии) ее творца. По­мимо этой задачи, исходя из природы объекта исследования, можно сформулировать и другую: реконструкция авторских правил порожде­ния образов поэтического мира. Поясним эту задачу, опираясь не на биологическую, а на более понятную, благодаря компьютеризации, техническую аналогию.

19 ВВЕДЕНИЕ

Слово и возникающий под его воздействием образ в сознании мож-

но представить как два элемента системы, связанные между собой не как две стороны одной медали, а как запись на дискете и ее отображе­ние на дисплее. Очевидно, их связывает цепочка каких-то операций преобразования (программа визуализации), о строении которой нам ни­чего не известно. Но если мы сможем проследить пошаговую реализа­цию этой программы, то поймем, как именно слово превращается в соответствующий образ. Речь идет, разумеется, не о реконструкции реальной , встроенной в сознание, а о мо­дельном представлении процесса трансформации авторских образов и его описании на уровне . уровне структурных эле­ментов поэтического мира. Сходные по смыслу модели обсуждают и филологи, пытаясь представить себе механизм порождения речи [103], природу поэтической реальности [99], отдельный художественный об­раз [5, 37] или метафору [86].

О полноте описания. Согласно теореме Геделя [111], невозможно получить полное описание системы, оставаясь внутри нее.

0.3. Метод

Основные процедуры структурного подхода описаны и прокомменти­рованы в З-м издании БСЭ, в статье :

<1. Выделение первичного множества объектов, в которых можно предполагать наличие единой структуры. Расчленение объекта как сис­темы на элементарные фрагменты, в которых типичные, повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов.

2. Выявление в каждом элементе существенных для данного отно­шения реляционных свойств. Раскрытие отношений преобразования между элементами, их систематизация и построение абстрактной струк­туры путем непосредственного синтезирования, формально-логического или математического моделирования.

3. Выведение из полученной структуры всех теоретически возмож­ных следствий и проверка их на практике.

Понятие структуры характеризует не просто устойчивый скелет како­го-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. путем перестановки его элементов и с помощью других преобразований. Выявление единых структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается здесь не за счет отбрасывания их различий, а рассмотрением различий как пре­вращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций 20

инварианта. Правила дедуктивного выведения и превращения вариан-

тов черпаются из ряда разделов дискретной, .качественной. математи­ки . теории групп, теории графов, комбинаторики и др.

Поскольку при таком подходе центр тяжести падает на операции преобразования, применяемые к объектам самой различной природы, характерной чертой структурного метода является перенос внимания с элементов и их .природных. свойств на отношения между элементами и зависящие от них реляционные, т.е.системоприобретенные, свойства. В структурализме это формулируется как примат отношений над эле­ментами в системе.

Осуществление этих процедур предполагает, следовательно, нало-

жение определенных ограничений на объект, например, это может быть отвлечение от развития, от субстрата элементов и т.д., за счет чего и удается выявить абстрактную структуру как совокупность скрытых внут­ренних отношений, на пересечении которых находятся элементы . но­сители реляционных свойств. Если эти процедуры выполнены в логичес­ки завершенном виде, к полученной структуре могут быть применены логико-математические операции, дающие возможность достаточно стро­гого дедуктивного построения теории> [89, c. 601].

После Ю.М. Лотман опублико-

вал еще ряд работ, в которых продолжал пропаганду структурного под­хода и предпринял попытку адаптации его к изучению поэтического мира литературного произведения. В итоге были сформулированы следующие методологические принципы:

. исследование всего творчества (а не отдельных произведений) писателя как единого текста в целях описания инвариантной структуры его художественного языка;

. выявление фундаментальных противопоставлений, антитетичных оппозиций и системное их исследование;

. исследование форм художественного пространства и времени, пространственно-временных координат образов персонажей, в художественном мире [56, c.145 . 171].

Сопоставление этих принципов с процедурами структурного анализа показывает если не тождество, то чрезвычайную концептуальную бли­зость первых двух. Понятие представляет собой пере­формулированное специально для филологов понятие . Об этом говорит продолжение фразы: . А призыв выявлять и имеет смысл только в контек­сте последующего выявления и .

21 ВВЕДЕНИЕ

Б.В.Кондаков, современный исследователь проблемы <художествен-

ных миров> [46], говорит о работах Д.С.Лихачева [54 ] и Ю.М.Лотмана

на эту тему как о начале нового этапа ее разработки в ХХ веке, выделяет методологические принципы того и другого, но комментирует только Ли­хачева, отмечая своеобразную преемственность его принципов с тем пониманием задач изучения поэтической реальности, которые сформу­лировал еще В.С.Соловьев около века назад [87].

<При исследовании художественного мира, . пишет Кондаков, .

В.Соловьев прежде всего раскрывал культурный фон, контекст, в кото-

ром .мир. писателя возникает и существует. Это могли быть общие рели­гиозные принципы (христианство, мусульманство, буддизм), этические ценности, отдельные произведения искусства и т.п. Любой художествен­ный мир В.Соловьев стремился раскрыть как особый тип духовности, как определенное отношение к системе ценностей (например, к красоте или нравственности). Мир нравственных ценностей оказывался представ­лен как результат принципиального жизненного решения, личностного выбора, в процессе которого перед писателем (поэтом) открывалась выс­шая правда ...> [46, c. 44].

Лихачев сформулировал следующие методологические принципы изучения : . изучать художественное произведение как целое, а не ограничи­ваться поисками прототипов действующих лиц;

. учитывать отличие между фактами реальной и художествен­ной действительности;

. исследовать любые изменения, происходящие во внутреннем мире [54, с.71. 76].

Далее Кондаков приводит ряд работ, построенных на лихачевских принципах изучения художественного произве­дения, и не называет ни одной, в которой воплотились бы принципы лотмановской методологии.

Доверяя этому свидетельству, можно сказать, что во второй полови-

не ХХ века в исследовании проблемы поэтической реальности возникла методологическая развилка, но дальнейшее развитие пошло по соловь­евско-лихачевской линии, а идеи Лотмана остались невостребованны­ми. В данной работе, при описании поэтического мира Анны Ахматовой, мы придерживаемся линии Лотмана.

Совокупность лирических произведений А.Ахматовой мы рассмат­риваем как единый текст, порождающий в сознании читателя новую реальность . поэтический мир. Эта реальность воспринимается, и эстетически, и культурологически (в том числе и как [53]), и конструкционно, по модели восприя­тия окружающей действительности.

Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций 22

Наши эстетические представления сформировались под влиянием

работ С.С.Аверинцева [2], который как-то высказал мысль (в 1989 г. в частном разговоре), что эстетические оценки . вещь сугубо субъек­тивная, глубоко личная и не предназначенная для публичного обсуж­дения. Поэтому мы не касаемся в данной работе этих вопросов, и об­суждение культурологической стороны ахматовского творчества не вхо­дит в нашу задачу. Все внимание сосредоточено на конструкционном аспекте поэтического мира, на особенностях организации его и , а также на населяющих его персонажей.

К персонажам поэтического мира мы относим не только лирических героев, но и все составляющие его предметы и происходящие в нем яв­ления. Огонь или Ветер, например . это тоже . Каждый Персонаж, в свою очередь, подразделяется на Действую­щее лицо (Роль) и Исполнителя этой Роли. Тот же Огонь может высту­пать и как исполнитель своей собственной роли Огня, и как подразуме­ваемый исполнитель роли Солнца, Костра, Свечи и т.п. Один и тот же Исполнитель, следовательно, может играть различные Роли или различные . Центральный персонаж поэтического мира . лирическая героиня Анны Ахматовой . это исполнитель роли автора­повествователя, который может фигурировать и в других ролях (, , , , , Золушка, Джульетта и т.п.). По набору этих ролей можно реконструировать свойства Огня в поэти­ческом мире Анны Ахматовой или ее лирической геро­ини, но полученные реконструкции не имеют смысла за пределами поэти­ческого мира. Реконструкция автора текста ограни­чивается, таким образом, реконструкцией автора-повество­вателя (или лирического Ахматовой [69]). Вопрос о соотношении обра­за автора текста и образа автора-повествователя мы оставляем открытым.

2-obshie-polozheniya-posobie-k-metodike-opredeleniya-kriteriev-bezopasnosti-gidrotehnicheskih-sooruzhenij-rd-153-34-2-21-342-00.html
2-okruzhayushij-socium-uchebnij-plan-39-vii-osobennosti-organizacii-vospitatelnogo-processa-obshaya-harakteristika-46.html
2-organizacionno-ekonomicheskaya-harakteristika-riboloveckoj-korporacii-udil-i-analiz-organizacii-oplati-truda-na-rpz-habarovsk.html
2-osnovnie-zadachi-otdela-statya-43-polnomochiya-administracii.html
2-parizhskij-i-londonskij-klubi-kreditorov-konspekt-lekcij-burlachkov-v-k-d-e-n-prof-moskva.html
2-perednyaya-opora-shassi-uchebnoe-posobie-dlya-letnih-uchilish-grazhdanskoj-aviacii-m-transport-1978-s-illyustraciyami-i-tablicami.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/9-napolnennost-osho-prosvetlennij-indijskij-mistik-ne-prinadlezhashij-ni-k-odnoj-iz-organizovannih-religij-ego.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-dlya-uchastnikov-vserossijskogo-slyota-yunih-kraevedov-turistov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kukolnik-chast-shestaya-kukolnik-chast-pervaya-niji-senseimarina-m-ross-.html
  • education.bystrickaya.ru/3-rejting-vuzov-po-urovnyu-dostizhenij-vipusknikov-predstavitelej-biznes-eliti.html
  • tests.bystrickaya.ru/kognitivnaya-terapiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/ballistika-chast-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-9-garantii-prav-chlenov-profsoyuza-i-deyatelnosti-profsoyuznih-organov-rabochee-vremya-i-vremya-otdiha.html
  • letter.bystrickaya.ru/nifhi-90-stranica-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-poyasnitelnaya-zapiska-po-uchebnoj-programme-literaturnoe-chtenie-avtori-l-f-klimanova.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-generalnogo-sekretarya-o-rabote-organizacii-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovaniya-nauki-i-innovacij-stranica-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/ya-ispitala-lyubov-boga-otca-kniga-mozhet-znachitelno-pomoch-tem-u-kogo-est-poblemi-s-roditelyami-a-takzhe-tem.html
  • desk.bystrickaya.ru/paskal-tln-1968-1971-zhildari-shvecariyali-alim-niklaus-virt-oip-jrenuge-olajli-programmalau-tl-retnde-sindi.html
  • control.bystrickaya.ru/bgetsaj-mektep-gimnaziyasini-audanda-tken-zerde-ilimi-shiarmashili-zhoba-bajauini-anitamasi.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-centralnoj-komissii-po-socialnim-voprosam-prikaz-ot-24-sentyabrya-2007-g-n-824-ob-organizacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-iz-haosa-rozhdayutsya-zvezdi-vse-voznikaet-i-uhodit.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-avoprosi-mogut-bit-snachala.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-poryadke-razrabotki-utverzhdeniya-i-realizacii-standartov-kachestva-predostavleniya-municipalnih-uslug.html
  • school.bystrickaya.ru/afrikanskaya-chuma-loshadej.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya-predmet-aukciona-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-18.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sozdanie-informacionnoj-sistemi-uchebnie-plani-vichitka-chasov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-i-pavlyuchko-moskovskij-gosudarstvennij-stroitelnij-universitet.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-zhivopis-akvarelyu-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-zarubezhnoj-literaturi-xix-v-ch-i-romantizm-specialnost-031001-filologiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sroki-podachi-zayavleniya-dlya-sdachi-predmetov-po-viboru.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-bas-prokuraturasini-iti-statistika-zhne-arnaji-esepke-alu-zhnndeg-komitet-men-oni-aumati-basarmalari-shegnde-mraat-anitamalarin-zhnenemese-mraat-zhattarini-kshrmelern-beru.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-kachestve-formirovaniya-professionalnih-kompetencij-specialistov-svidetelstvuyut-sleduyushie-dannie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachami-kursa.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-rodov-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhenskij-trud-toni-kliff-otvetil-na-eti-i-drugie-voprosi-40-let-nazad-kogda-on-napisal-etu-knigu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-34.html
  • institut.bystrickaya.ru/testi-dlya-samokontrolya20-tematika-kontrolnih-rabot23.html
  • letter.bystrickaya.ru/nacionalnaya-biblioteka-respubliki-dagestan.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplom-proektirovanie-kotelnoj-chast-14.html
  • student.bystrickaya.ru/22-fiziko-geograficheskie-usloviya-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-inzhiniring-konstruirovanie-arhitektura.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.