.RU

: “Георг Зиммель”

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Реферат: “Георг Зиммель”.

Студентки II курса д/о гр. 201

Футорян А.Л.

Научный руководитель:

Радул Д.Н.

Москва 2005

1. Путь жизни и творчества.

Георг Зиммель (1858-1918) уже при жизни был популярным философом. Тонко чувствующий феноменолог, диалектик по складу ума, он глубоко интересовался судьбой личности и вместе с тем разрабатывал широкомасштабные философско-исторические проблемы культуры, остро переживал и пытался осмыслить кризис европейской цивилизации. Вебер, Сорокин, Дюркгейм и другие философы высоко ценили изощренность мысли, обилие идея Зиммеля. Но и упрекали: во фрагментарности, отсутствии системы и ясного философского мировоззрения. Называли "блестящим дилетантом".

Творчество Зиммеля, опубликовавшего более тридцати книг и несколько сотен статей, не укладывается в рамки одной научной дисциплины. Элементы этики, эстетики, психологии, социологии переплетаются в его размышлениях. Именно поэтому его можно считать культурологом по преимуществу.

Зиммель увлекался построением социологической теории, выдвинул много плодотворных идей. Но, чувствуя интуитивную неприязнь к "социологическим фикциям" - гиперболизированным системным построениям - он часто предпочитал жанр философского этюда, выбирая для исследования такие, казалось бы, малозначительные темы, как "Лень", "Мотовство", "Благодарность", "Кокетство", "Мода". От них он протягивал нити к фундаментальным вопросам философии и теории культуры.

В период между двумя мировыми войнами социологи редко обращались к творчеству Зиммеля. Но в 60-е годы, в связи с кризисом социологии и наступлением эпохи постмодернизма, Зиммель оказался очень современен. Его фрагментарность созвучна духу времени второй половины ХХ века. Сегодня в числе его достоинств отмечают разработку "понимающей социологии", микросоциологию, конфликтологию, персонологию, теорию коммуникации, идею множественности культурных миров и многое другое. На фоне прогрессирующего "дробления" социологии и отказа от построения общей социологической теории тексты Зиммеля не кажутся уж столь фрагментарными. За его подчеркнутым субъективизмом и скептицизмом просматривается философское видение культуры.

Георг Зиммель родился 1-го марта 1858 года в Берлине, в семье еврейского коммерсанта, крещеного в лютеранской церкви, был младшим из семи детей. Отец его рано умер. Друг отца - владелец музыкального издательства - взял на себя заботу о талантливом юноше. Георг сам пробивал себе дорогу в жизни. Закончил классическую гимназию, затем - философский факультет Берлинского университета. Его учителями были Моммзен, Лацарус, Штейнталь, Бастиан.

Докторская диссертация Зиммеля посвящена Канту. Он рано стал приват-доцентом, но в академических кругах к нему относились настороженно, не захотели избирать штатным профессором, каковым он стал лишь за четыре года до смерти. Почти всю жизнь Зиммель не получал регулярного жалованья и жил на гонорары с лекций и студенческие взносы. Он являл собой тип философа-публициста и салонного оратора. Часто выступал перед театральной богемой, прославился, как блестящий лектор. Умел мыслить вслух и проникновенно говорить о наболевших вопросах. Возбуждая слушателей энергией своей мысли, Зиммель писал и говорил одновременно для двух аудиторий - профессиональных ученых и любопытствующих интеллектуалов. Интерес к экзотическим темам и склонность к импровизации дали повод Ортеге и Гассету сравнить Зиммеля с белкой, прыгающей с ветки на ветку и откусывающей понемногу от каждого орешка.

Зиммель был "маргиналом" еще и потому, что не желал занять определенной политической и мировоззренческой позиции, не примыкал ни к одной партии или философской школе. Он чувствовал себя как рыба в воде в потоке новейших проблем, был одновременно романтиком и позитивистом, либералом и социалистом, националистом и космополитом. Когда во время лекции ему приходила в голову хорошая идея, он "на ходу" менял точку зрения и разворачивал цепь своих ассоциаций в новом направлении. Зиммель был скептиком, аналитиком. Его лекции захватывали, будили мысль, но не содержали какого-либо положительного кредо, веры, убеждений, которых он не смог выработать, или же тщательно скрывал. Безверие, "всеядность" Зиммеля подрывали его репутацию. Он охотно беседовал с театралами, учеными, поэтами, политиками. Повсюду блистал, срывал аплодисменты и везде чувствовал себя чужаком. Эта стратегия жизни соответствовала его представлениям о характере эпохи, ее главных тенденциях: обогащении общечеловеческой "объективной культуры", освобождении индивида от групповых, корпоративных связей и его прогрессирующей дифференциации, размывании единой самоидентичности на множество самостоятельных "я".

Увлечение социологией, не значившейся в списке академических дисциплин, также не прибавляло ему научного веса. В Германии сложились прочные научные традиции в области социальных и гуманитарных наук, каждая из которых имела свой конкретный предмет и методы исследования. Попытки Зиммеля создать социологию как самостоятельную методологическую науку об обществе, воспринимались как сумасбродство.

Источником творческих импульсов и благодарной аудиторией была для Зиммеля "неформальная берлинская культура". Так называлось сообщество ученых, поэтов, политиков, юристов, воодушевленных победным пафосом естествознания и предчувствием великих перемен.

Новые идеи в Германию приходили из-за рубежа. Особенно популярны были русские - Толстой, Достоевский; скандинавы - Стриндберг, Ибсен, Гамсун; французы - Золя, Мопассан.

Духовный разброд, плюрализм мировоззрений, падение авторитетов - все это имело, однако, и положительное значение для науки. Идейные течения разного рода: позитивизм, кантианство, марксизм, социальный дарвинизм, расизм, идеалистическая философия истории мирно уживались и плодотворно взаимодействовали, пока оставались в рамках научного сообщества. В разные периоды жизни Зиммеля привлекали разные проблемы и разные методы исследования. Изначальным был у него интерес к общению, социальности в ее непосредственных проявлениях. Неловкость при встрече, конфликт, любовь, соблазн, близость, внутренние барьеры между людьми, тайна личности - чужой и своей - вот что возбуждало его и толкало к исследованию общества. При этом Зиммель хотел следовать девизу Спинозы: "Не плакать, не смеяться, но понимать". Он думал, что для достижения успеха социологу следует отказаться не только от оценок, но и от какой-то определенной роли или позиции в обществе.

В методологии Зиммель сначала склонялся к позитивизму: спенсерианству и дарвинизму. Затем стал искать априорные формы социального познания, опираясь на Канта. Тогда-то и родилась его "формальная социология". Одновременно произошел "прорыв" в феноменологию культуры, в которой диалектика формы и содержания находятся в центре внимания. Последний - культурно-философский период жизни - окрашен в эстетико-романтические, трагические тона. Отталкивание от буржуазности и рационализма сочетаются теперь у Зиммеля с консервативным патриотизмом и даже пафосом милитаризма. Отчаяние оттого, что жизнь казалась неудавшейся, а история - не оправдавшей надежд, порождало внутренний разлад. Глубокий скепсис позднего Зиммеля сочетается, тем не менее, с восторженным гимном вечно молодой, бурлящей Жизни.

Умер Зиммель 26 сентября 1918 года.

2. Философия жизни и культуры.

В своей философии Зиммель опирается на идеи Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, предвосхищает более поздние идеи экзистенциалистов, добавляя к этому свойственные ему самому психологизм и скептицизм. Категории, которые наиболее глубоко и содержательно определяют, по его мнению, Бытие, это Природа, Жизнь, Дух, Общество, Культура.

Жизнь - исходное, самое глубокое понятие. Она иррациональна, самодостаточна, способна мобилизовать и преобразовать любые природные объекты. Только через нее может актуализироваться дух. Жизнь - это непрерывный поток бытия. В ее стремительном напоре различаются действительность и долженствование. Жизнь стремится к должному, идеальному, к тому, что выше, значительней ее самой.

В каждый данный момент духовное содержание жизни противостоит ей как долг, идеал, ценность, значение. Достигнув их, жизнь сбрасывает с себя материальные, идеальные и социальные оболочки, формы, которые служили ступенями на пути к свободе, и утверждается в чистой духовности. Общество и культура оказываются, таким образом, продуктами и инструментами жизни, а животная витальность и дух - ее низшей и высшей сущностями. Такова общефилософская картина бытия по Зиммелю.

Культура делится на объективную и субъективную. Первая есть продукт труда и мысли многих поколений, которые жили и творили, не зная, во что, в конце концов, выльется суммарный результат их деятельности. Идеи, вещи, социальные нормы приумножаются с каждой новой эпохой, сливаются друг с другом в силу непонятного для нас закона, стремясь к чему-то целостному. Объективная культура вырастает как бы по воле некоего Абсолютного Субъекта, который пользуется людьми как временными "наемными рабочими" для реализации неведомых нам целей. Но человек имеет свои требования к культуре. Отдельный индивид усваивает знания, нормы, художественные образы для того, чтобы проявить и развить собственный "кусочек" природы, данный ему от рождения. Так возникает субъективная культура, которая оформляет, организует и гармонизирует личность изнутри, определяя место всех ее склонностей и дарований, давая простор каждому из них. В момент творчества культурные явления соответствуют жизни, но, по мере ее обогащения и утверждения становятся ей чуждыми, даже враждебными. Примеров тому - множество: астрономия, служившая потребностям земледелия и мореплавания, начинает развиваться как самостоятельная наука; социальные роли, лишаясь практического содержания, становятся театральными персонажами; политическая и экономическая борьба становится игрой; войны постепенно заменяются спортивными состязаниями; любовь принимает форму кокетства и т.д. Культурная форма воплощает некое постоянство бытия. Поток жизни сносит устаревшую форму и заменяет ее новой. Причем, процесс этот повторяется вновь и вновь. Жизнь, сама по себе, бесформенна, но целесообразна. Культура - оформлена, но чередование ее форм не имеет цели помимо самой жизни.


13-pokazateli-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
13-prichini-migracii-genocida-1991-2009-psevdoreform-i-eto-ekonomicheskij-terrorizm-protiv-ukrainskogo-naroda.html
13-problematika-idei-tipichnost-harakterov-osobennosti-kompozicii-poemi-myortvie-dushi-nv-gogolya.html
13-realizaciya-prav-zhitelej-kraya-v-socialno-kulturnoj-sfere-zakonodatelnoe-obespechenie-promishlennoj-politiki.html
13-sistema-investicionnogo-prava-investicionnoe-pravo.html
13-socialnie-i-psihologicheskie-problemi-vinuzhdennih-migrantov-i-problema-migracii-i-ee-sovremennoe-sostoyanie-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tvardovskij-a-t-frontovaya-hronika-rasskaz-tankista-a-t-tvardovskogo.html
  • klass.bystrickaya.ru/63tehnicheskoe-obespechenie-uchebnogo-processa-otchet-o-deyatelnosti-kemerovskogo-oblastnogo-centra-nit.html
  • bukva.bystrickaya.ru/podzemnie-inzhenernie-seti.html
  • desk.bystrickaya.ru/ohrana-truda-zhenshin-na-predpriyatiyah-tatarstana-v-konce-1940-h-1960-hgg.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-a-altuhov-kompleksnoe-razvitie-selskogo-i-lesnogo-hozyajstva-monografiya-pod-obsh-red-i-a-altuhova-n-novgorod-izd-vo-vvags-2005-s-4-84.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-podgotovki-voditelej-transportnih-sredstv-kategorii-v-moskva.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vtornik-13-sentyabrya-2011-g-sreda-14-sentyabrya-2011-g-programma-saratov-12-15-sentyabrya-2011-g-nauchnij-sovet.html
  • tasks.bystrickaya.ru/38-razrabotka-proekta-tekstovoj-chasti-proekta-zakona-sankt-peterburga-o-byudzhete-sankt-peterburga-na-ocherednoj-finansovij-god-i-na-planovij-period.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-pervij-god-realizacii-programmi-razvitiya-bilo-zaplanirovano-izuchenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gruppa-detej-rannego-vozrasta-programma-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-voprosu-obosnovaniya-neobhodimosti-razrabotki-proekta-fz-o-standartizacii.html
  • college.bystrickaya.ru/31-obshij-algoritm-rascheta-potrebnosti-v-medicinskoj-pomoshi-programma-razvitie-zdravoohraneniya-zubcovskogo-rajona.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igra-umniki-i-umnici-5-klass-po-skazam-p-p-bazhova-celi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-kniga-xi-apokalipsis-novoj-energii-m-ooo-izdatelstvo-sofiya-2008-416-s-predislovie-kerrolla.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-17-organizaciya-deyatelnosti-gosudarstvennoj-protivopozharnoj-sluzhbi.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnie-processi-planirovanie-processa-poiska-56-osnovnie-metodi-poiska-v-seti-i-ih-ispolzovanie-59.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennie-kommunikativnie-praktiki-v-prostranstve-rossijsko-kitajskogo-mezhkulturnogo-vzaimodejstviya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-politika-v-respublike-belarus-chast-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vii-kapital-i-pribavochnaya-stoimost-proletarii-vseh-stran-soedinyajtes.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchenie-karen-horni.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nazemnij-radiolokacionnij-zaproschik-il24.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-festivalya-narodnih-tradicij-obshie-polozheniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/x-rezultati-vospitaniya-uchashihsya-i-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-dume-zagovorili-o-smerti-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obraz-chackogo-v-gore-ot-uma.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-soderzhit-kompleks-uprazhnenij-prednaznachennij-dlya-sovershenstvovaniya-navikov-perevoda-udk-802-0-075-8-stranica-6.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/radi-blizhnego-svoego-etot-i-drugie-voprosi-stali-temoj-obsuzhdenij-uchastnikov-kruglogo-stola-pod-nazvaniem-tverskaya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoreferat-obyazatelnie-rubriki-obrazec-trebovaniya-vak-stranica-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnie-rascheti-i-valyutno-kreditnie-otnosheniya-dlya-studentov-4-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-po-napravleniyu-menedzhment-fakulteta-vneshnetorgovogo-menedzhmenta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-ekonomiki-protokol-ot-26-yanvarya-2011-goda-5-recenzent-cherednichenko-l-g-doktor-ekonomicheskih-nauk-professor-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispitaniya-elektrodvigatelej-pri-polnoj-smene-vsipnih-obmotok-obem-i-normi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nalog-na-pribil-investicionnij-bank-finam.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-kandidatskomu-ekzamenu-rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-filosofii-naimenovanie-disciplini-po-otrasli.html
  • tests.bystrickaya.ru/kogda-ehal-v-mantuyu-nahoditsya-ona-primerno-v-soroka-milyah-k-vostoku-ot-kremoni-razmishlyal-o-tom-chto-tak-blizko-raspolozhennih-drug-k-drugu-znamenitih-goro-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xx-vek-hronika-neobyasnimogo-gipoteza-za-gipotezoj-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.