: “Георг Зиммель”
.RU

: “Георг Зиммель”

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Реферат: “Георг Зиммель”.

Студентки II курса д/о гр. 201

Футорян А.Л.

Научный руководитель:

Радул Д.Н.

Москва 2005

1. Путь жизни и творчества.

Георг Зиммель (1858-1918) уже при жизни был популярным философом. Тонко чувствующий феноменолог, диалектик по складу ума, он глубоко интересовался судьбой личности и вместе с тем разрабатывал широкомасштабные философско-исторические проблемы культуры, остро переживал и пытался осмыслить кризис европейской цивилизации. Вебер, Сорокин, Дюркгейм и другие философы высоко ценили изощренность мысли, обилие идея Зиммеля. Но и упрекали: во фрагментарности, отсутствии системы и ясного философского мировоззрения. Называли "блестящим дилетантом".

Творчество Зиммеля, опубликовавшего более тридцати книг и несколько сотен статей, не укладывается в рамки одной научной дисциплины. Элементы этики, эстетики, психологии, социологии переплетаются в его размышлениях. Именно поэтому его можно считать культурологом по преимуществу.

Зиммель увлекался построением социологической теории, выдвинул много плодотворных идей. Но, чувствуя интуитивную неприязнь к "социологическим фикциям" - гиперболизированным системным построениям - он часто предпочитал жанр философского этюда, выбирая для исследования такие, казалось бы, малозначительные темы, как "Лень", "Мотовство", "Благодарность", "Кокетство", "Мода". От них он протягивал нити к фундаментальным вопросам философии и теории культуры.

В период между двумя мировыми войнами социологи редко обращались к творчеству Зиммеля. Но в 60-е годы, в связи с кризисом социологии и наступлением эпохи постмодернизма, Зиммель оказался очень современен. Его фрагментарность созвучна духу времени второй половины ХХ века. Сегодня в числе его достоинств отмечают разработку "понимающей социологии", микросоциологию, конфликтологию, персонологию, теорию коммуникации, идею множественности культурных миров и многое другое. На фоне прогрессирующего "дробления" социологии и отказа от построения общей социологической теории тексты Зиммеля не кажутся уж столь фрагментарными. За его подчеркнутым субъективизмом и скептицизмом просматривается философское видение культуры.

Георг Зиммель родился 1-го марта 1858 года в Берлине, в семье еврейского коммерсанта, крещеного в лютеранской церкви, был младшим из семи детей. Отец его рано умер. Друг отца - владелец музыкального издательства - взял на себя заботу о талантливом юноше. Георг сам пробивал себе дорогу в жизни. Закончил классическую гимназию, затем - философский факультет Берлинского университета. Его учителями были Моммзен, Лацарус, Штейнталь, Бастиан.

Докторская диссертация Зиммеля посвящена Канту. Он рано стал приват-доцентом, но в академических кругах к нему относились настороженно, не захотели избирать штатным профессором, каковым он стал лишь за четыре года до смерти. Почти всю жизнь Зиммель не получал регулярного жалованья и жил на гонорары с лекций и студенческие взносы. Он являл собой тип философа-публициста и салонного оратора. Часто выступал перед театральной богемой, прославился, как блестящий лектор. Умел мыслить вслух и проникновенно говорить о наболевших вопросах. Возбуждая слушателей энергией своей мысли, Зиммель писал и говорил одновременно для двух аудиторий - профессиональных ученых и любопытствующих интеллектуалов. Интерес к экзотическим темам и склонность к импровизации дали повод Ортеге и Гассету сравнить Зиммеля с белкой, прыгающей с ветки на ветку и откусывающей понемногу от каждого орешка.

Зиммель был "маргиналом" еще и потому, что не желал занять определенной политической и мировоззренческой позиции, не примыкал ни к одной партии или философской школе. Он чувствовал себя как рыба в воде в потоке новейших проблем, был одновременно романтиком и позитивистом, либералом и социалистом, националистом и космополитом. Когда во время лекции ему приходила в голову хорошая идея, он "на ходу" менял точку зрения и разворачивал цепь своих ассоциаций в новом направлении. Зиммель был скептиком, аналитиком. Его лекции захватывали, будили мысль, но не содержали какого-либо положительного кредо, веры, убеждений, которых он не смог выработать, или же тщательно скрывал. Безверие, "всеядность" Зиммеля подрывали его репутацию. Он охотно беседовал с театралами, учеными, поэтами, политиками. Повсюду блистал, срывал аплодисменты и везде чувствовал себя чужаком. Эта стратегия жизни соответствовала его представлениям о характере эпохи, ее главных тенденциях: обогащении общечеловеческой "объективной культуры", освобождении индивида от групповых, корпоративных связей и его прогрессирующей дифференциации, размывании единой самоидентичности на множество самостоятельных "я".

Увлечение социологией, не значившейся в списке академических дисциплин, также не прибавляло ему научного веса. В Германии сложились прочные научные традиции в области социальных и гуманитарных наук, каждая из которых имела свой конкретный предмет и методы исследования. Попытки Зиммеля создать социологию как самостоятельную методологическую науку об обществе, воспринимались как сумасбродство.

Источником творческих импульсов и благодарной аудиторией была для Зиммеля "неформальная берлинская культура". Так называлось сообщество ученых, поэтов, политиков, юристов, воодушевленных победным пафосом естествознания и предчувствием великих перемен.

Новые идеи в Германию приходили из-за рубежа. Особенно популярны были русские - Толстой, Достоевский; скандинавы - Стриндберг, Ибсен, Гамсун; французы - Золя, Мопассан.

Духовный разброд, плюрализм мировоззрений, падение авторитетов - все это имело, однако, и положительное значение для науки. Идейные течения разного рода: позитивизм, кантианство, марксизм, социальный дарвинизм, расизм, идеалистическая философия истории мирно уживались и плодотворно взаимодействовали, пока оставались в рамках научного сообщества. В разные периоды жизни Зиммеля привлекали разные проблемы и разные методы исследования. Изначальным был у него интерес к общению, социальности в ее непосредственных проявлениях. Неловкость при встрече, конфликт, любовь, соблазн, близость, внутренние барьеры между людьми, тайна личности - чужой и своей - вот что возбуждало его и толкало к исследованию общества. При этом Зиммель хотел следовать девизу Спинозы: "Не плакать, не смеяться, но понимать". Он думал, что для достижения успеха социологу следует отказаться не только от оценок, но и от какой-то определенной роли или позиции в обществе.

В методологии Зиммель сначала склонялся к позитивизму: спенсерианству и дарвинизму. Затем стал искать априорные формы социального познания, опираясь на Канта. Тогда-то и родилась его "формальная социология". Одновременно произошел "прорыв" в феноменологию культуры, в которой диалектика формы и содержания находятся в центре внимания. Последний - культурно-философский период жизни - окрашен в эстетико-романтические, трагические тона. Отталкивание от буржуазности и рационализма сочетаются теперь у Зиммеля с консервативным патриотизмом и даже пафосом милитаризма. Отчаяние оттого, что жизнь казалась неудавшейся, а история - не оправдавшей надежд, порождало внутренний разлад. Глубокий скепсис позднего Зиммеля сочетается, тем не менее, с восторженным гимном вечно молодой, бурлящей Жизни.

Умер Зиммель 26 сентября 1918 года.

2. Философия жизни и культуры.

В своей философии Зиммель опирается на идеи Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, предвосхищает более поздние идеи экзистенциалистов, добавляя к этому свойственные ему самому психологизм и скептицизм. Категории, которые наиболее глубоко и содержательно определяют, по его мнению, Бытие, это Природа, Жизнь, Дух, Общество, Культура.

Жизнь - исходное, самое глубокое понятие. Она иррациональна, самодостаточна, способна мобилизовать и преобразовать любые природные объекты. Только через нее может актуализироваться дух. Жизнь - это непрерывный поток бытия. В ее стремительном напоре различаются действительность и долженствование. Жизнь стремится к должному, идеальному, к тому, что выше, значительней ее самой.

В каждый данный момент духовное содержание жизни противостоит ей как долг, идеал, ценность, значение. Достигнув их, жизнь сбрасывает с себя материальные, идеальные и социальные оболочки, формы, которые служили ступенями на пути к свободе, и утверждается в чистой духовности. Общество и культура оказываются, таким образом, продуктами и инструментами жизни, а животная витальность и дух - ее низшей и высшей сущностями. Такова общефилософская картина бытия по Зиммелю.

Культура делится на объективную и субъективную. Первая есть продукт труда и мысли многих поколений, которые жили и творили, не зная, во что, в конце концов, выльется суммарный результат их деятельности. Идеи, вещи, социальные нормы приумножаются с каждой новой эпохой, сливаются друг с другом в силу непонятного для нас закона, стремясь к чему-то целостному. Объективная культура вырастает как бы по воле некоего Абсолютного Субъекта, который пользуется людьми как временными "наемными рабочими" для реализации неведомых нам целей. Но человек имеет свои требования к культуре. Отдельный индивид усваивает знания, нормы, художественные образы для того, чтобы проявить и развить собственный "кусочек" природы, данный ему от рождения. Так возникает субъективная культура, которая оформляет, организует и гармонизирует личность изнутри, определяя место всех ее склонностей и дарований, давая простор каждому из них. В момент творчества культурные явления соответствуют жизни, но, по мере ее обогащения и утверждения становятся ей чуждыми, даже враждебными. Примеров тому - множество: астрономия, служившая потребностям земледелия и мореплавания, начинает развиваться как самостоятельная наука; социальные роли, лишаясь практического содержания, становятся театральными персонажами; политическая и экономическая борьба становится игрой; войны постепенно заменяются спортивными состязаниями; любовь принимает форму кокетства и т.д. Культурная форма воплощает некое постоянство бытия. Поток жизни сносит устаревшую форму и заменяет ее новой. Причем, процесс этот повторяется вновь и вновь. Жизнь, сама по себе, бесформенна, но целесообразна. Культура - оформлена, но чередование ее форм не имеет цели помимо самой жизни.


13-pokazateli-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
13-prichini-migracii-genocida-1991-2009-psevdoreform-i-eto-ekonomicheskij-terrorizm-protiv-ukrainskogo-naroda.html
13-problematika-idei-tipichnost-harakterov-osobennosti-kompozicii-poemi-myortvie-dushi-nv-gogolya.html
13-realizaciya-prav-zhitelej-kraya-v-socialno-kulturnoj-sfere-zakonodatelnoe-obespechenie-promishlennoj-politiki.html
13-sistema-investicionnogo-prava-investicionnoe-pravo.html
13-socialnie-i-psihologicheskie-problemi-vinuzhdennih-migrantov-i-problema-migracii-i-ee-sovremennoe-sostoyanie-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-pedagogiko-ergonomicheskie-trebovaniya-k-sozdaniyu-i-ispolzovaniyu-modelej-dlya-izucheniya-stroeniya-veshestva.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-potemkinskoj-lestnice-povest-o-chekiste.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-predmet-izobrazitelnoe-iskusstvo-1-klass-programma.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelnie-mashini.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-ekspluatacii-avtokrana-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-zapasi-poleznih-iskopaemih-sovetom-direktorov-oao-uralkalij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-povedencheskij-regulyator-dejstvij-rossijskih-gosudarstvennih-sluzhashih.html
  • school.bystrickaya.ru/istoricheskij-muzej-goroda-kurorta-belokuriha-ekspozicionno-vistavochnaya-deyatelnost-chast-7.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-bazovih-znanij-prikaz-ot-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-lakshinskoj-srednej.html
  • literature.bystrickaya.ru/dom-veteranov-sistema-kalyagina-ili-zdravstvujte-ya-vasha-tetya-fontankaru-17112007.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-shemotehnika-izmeritelnih-ustrojstv.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-antikrizisnoe-upravlenie-predpriyatiem-dlya-specialnosti-080105-finansi-i-kredit-programma-rassmotrena-na-zasedanii-kafedri-ekonomiki-i-menedzhmenta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obshie-rekomendacii-po-provedeniyu-zakalivayushih-i-vodnih-procedur-stranica-9.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-k-uchebniku-anglijskij-yazik-dlya-vii-klass-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/lizing-421finansov-lizing-otchet-za-dohodite-62.html
  • composition.bystrickaya.ru/plennikkoron-i-po-motivam-beauty-and-the-beast-disney.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-sredstva-primenyaemie-pri-sosudistoj-nedostatochnosti-a-v-grishin-zav-kafedroj-farmacii-omgma-doktor-far.html
  • notebook.bystrickaya.ru/knigata-e-izdadena-s-konkurs-na-nacionalniya-centr-za-knigata-s-g-jung-stranica-12.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klimchenya-lyudmila-sergeevna-feut-kafedra-upravleniya-predpriyatiyami-torgovli.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-iiiprostranstvo-i-vremya-talbot-majkl-golograficheskaya-vselennaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dlya-studentov-vkursa-i-i-ii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agentstvo-kulturi-administracii-krasnoyarskogo-kraya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rami-negzg-blm-blm-salasindai-menedzhmentt-damui.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sokrashayu-znaki-sokrasheniya-i-uprosheniya-notnogo-pisma-abbreviatura-ispolzuetsya-dlya-oboznacheniya-povtoreniya-chastej-pesi-ili-otdelnih-taktov-grupp-not-stranica-14.html
  • predmet.bystrickaya.ru/section-4-automation-and-electrical-equipment.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kompleksnogo-mezhdisciplinarnogo-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-050400-68-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-utverzhdeno.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sistema-zapadnoj-slovesnosti-dlya-napravleniya-020200-politologiya-podgotovki-bakalavra.html
  • student.bystrickaya.ru/3-tablica-svyazi-korpuskulyarnih-i-volnovih-parametrov-fotona-formula-planka-dlya-rascheta-parametrov-teplovogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/hyu-lori-stranica-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhizn-vzajmi-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/3-1-drs-sabatarini-mazmni-050717-mamandiina-1-tairip-1-6-drster.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-u-sebya-odna-ili-vereteno-vasilisi-stranica-10.html
  • literatura.bystrickaya.ru/restrukturizaciya-vneshnego-dolga-rossii.html
  • writing.bystrickaya.ru/evolyuciya-mirovoj-valyutnoj-sistemi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-elektrogorskij-nauchno-issledovatelskij-centr-po-bezopasnosti-atomnih-elektrostancij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.