.RU

§ 7. Пунктуация - Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное...


§ 7. Пунктуация


Урок 35. Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о разделах русской пунктуации; 2) отрабатывать пунктуационные умения учащихся, связанные с постановкой знаков препинания внутри простого предложения.

^ I. Разделы русской пунктуации (задания на с. 104, упр. 263)

Выполняя задания на с. 104, учащиеся отметят, что пунктуационные знаки необходимы не только для того, чтобы отделять одно высказывание от другого в письменной речи, без чего письменное общение стало бы невозможным, но и позволяют выразить цель высказывания, передать его интонационные особенности, эмоциональную окраску; отделить части предложений или однородных синтаксических элементов; выделить те члены предложения, которые несут особую смысловую нагрузку, или границы конструкции, оформляющей чужое высказывание, или слова, грамматически не связанные с членами предложения, например выражающие отношение говорящего в своему высказыванию или называющие того, к кому обращаются с речью, и т. д.

Предоставим учащимся время для работы с заданием упражнения 263 и выслушаем сообщение одного из учеников. По своему усмотрению учитель может потренировать зрительную память ребят, предложив закрыть учебники и ответить на следующие вопросы: Какие фигуры использованы в схеме? Какого цвета эти фигуры? Что написано в центре жёлтого круга (в оранжевом шестиугольнике, на розовом фоне, на зелёном фоне)?

^ II. Знаки препинания внутри простого предложения (упр. 264, 266, 268)

Рекомендуем учащимся после устного пунктуационного анализа каждого предложения текста в упражнении 264 графически объяснить постановку знаков препинания: подчеркнуть грамматические основы сложных предложений и члены, осложняющие структуру и семантику простых предложений, а также составить соответствующие схемы.

Поможем семиклассникам понять назначение многоточия в конце первого предложения: оно указывает на недосказанность мысли – автор подчёркивает, что прекрасные явления и реалии природы можно перечислять бесконечно.

В процессе текстоведческого анализа подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания: «В тексте автор рассуждает о красоте воды и доказывает мысль о том, что вода – это самое прекрасное, что есть в природе. В заголовок можно вынести утверждение автора «Вода – это жизнь». Тип речи текста – рассуждение с элементами описания. Описание автор использует для подтверждения своей мысли о том, что в природе нет ничего прекраснее воды.

Этот текст художественного стиля. Описывая озеро, автор стремится воздействовать на читателя, передать своё чувство восхищения красотой воды. Стилевые черты текста – конкретность, субъективность, эмоциональность и выразительность. Автор описывает конкретное озеро в разное время суток, выражая при этом свои чувства. С этой целью использованы различные языковые средства выразительности: лексические (эпитеты – суровая (северная ель), рябоватым (просторам); метафоры – потеплели (и) краски озера; олицетворения – лишайник карабкается, оно (озеро) манило к себе, лучи солнца заиграли); морфологические (отвлечённые имена существительные -- живость, прелесть, очарование, прозрачность, яркие прилагательные); синтаксические (предложения с однородными членами, риторический вопрос (Но что может по живости, прелести и очарованию сравниться с водой?); пунктуационные (многоточие для указания на недосказанность мысли).

Предложим семиклассникам вспомнить правила, регулирующие постановку тире в простом предложении, и для своего высказывания воспользоваться опорной записью, предварительно сделанной на доске учителем, например:

1) Детство – это смех и радость. 2) Жить – Родине служить. 3) Небо, море, леса и горы – всё прекрасно в природе.

Предоставим возможность ученикам при составлении схем предложений из упражнения 266 использовать образец: сущ. в им. п. – сущ. в им. п. Обратим внимание ребят на пунктуационную особенность предложений с тире между главными членами предложения: повышение тона при произнесении слова перед тире и паузу на месте этого отделяющего знака препинания.

Отведём десять минут на письменное объяснение смысла одного из афоризмов (задание 2 упражнения 266), а затем попросим отдельных учащихся (по желанию) прочитать свои сочинения-миниатюры. Предложим тем ученикам, которые хотели бы более развёрнуто выразить свои мысли, продолжить работу дома.

Напомним ребятам при обсуждении задания упражнения 268, что название тематической группы слов может состоять не из одного, а из двух или более слов (например, пассажирский транспорт). Попросим учащихся составить два предложения с обобщающим словом, ставя его перед или после ряда однородных членов, и составить соответствующие схемы.

Д. з.: 1) упр. 263 повторить; 2) упр. 267.

Резерв -- упр. 265.

Рекомендуем учащимся при составлении предложений в соответствии с заданием 1 упражнения 265 воспользоваться этимологическим словариком, а при доказательстве того, что слово мантия является многозначным, -- толковым.

Ученикам слабого класса предложим заполнить пропуски в предложениях: 1) Атмосфера -- ... оболочка Земли. 2) Гидросфера -- ... оболочка Земли. 3) Литосфера -- ... оболочка Земли.


^ Урок 36. Предложения с обособленными членами

Цели урока: 1) повторить условия обособления определений, выраженных причастными оборотами, и обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и тренировать учащихся в правильном пунктуационном оформлении простых предложений, осложнённых этими конструкциями; 2) формировать представление о пунктуационном оформлении простых предложений со сравнительным оборотом и об изобразительной функции сравнительных оборотов в художественной речи.

^ I. Разделы пунктуации (повторение – проверка домашнего задания)

Учащиеся делают сообщение на тему «Разделы русской пунктуации» и перечисляют знаки препинания, называя примеры конструкций, в которых они могут быть использованы (упр. 263).

После этого ученики выразительно читают текст из упражнения 267 и составляют высказывание примерно следующего содержания: «Это повествование с элементами описания, автор рассказывает о своей встрече с медведем и описывает его действия. Возможный заголовок – «Ловкий лакомка»».

^ II. Предложения с обособленными членами (упр. 269, 270 (1 – 3))

Прежде чем учащиеся приступят к выполнению задания 1 упражнения 269, предложим им назвать условия обособления определений, выраженных причастными оборотами, и обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

Обсуждая содержание задания 2 упражнения 269, напомним, что обособленные члены выделяются не только в смысловом, но и интонационном отношении. Поможем учащимся услышать и воспроизвести интонационные особенности обособленных членов: перед обособленными членами происходит повышение тона, делается пауза, они выделяются фразовым ударением. Рекомендуем использовать эти сведения при прочтении стихотворения в упражнении 270.



Отвечая на вопрос задания 1 упражнения 270, ребята обратят внимание на повтор слов в начале каждой строки стихотворения Виктора Лунина. В сильном классе сообщим, что такой повтор носит название анафоры (единоначатия). Предоставим учащимся сильного класса три минуты для подготовки к записи стихотворения под диктовку, а после диктанта предложим проверить свою работу по учебнику.


^ III. Предложения со сравнительными оборотами (упр. 274)

Попросим ребят вспомнить, с помощью каких союзов присоединяются сравнительные обороты (как, будто, как будто, словно, точно) и каково их пунктуационное оформление, а затем провести пунктуационный анализ приведённых в упражнении 274 предложений.

В процессе наблюдения над изобразительно-выразительными возможностями сравнительных оборотов, использованных в поэтических строках, семиклассники приходят к выводу, что эта синтаксическая конструкция является средством создания ярких художественных образов.

Д. з.: 1) упр. 272; 2) по желанию – упр. 273, 275; 3) индивидуальное задание – упр. 276.


^ Урок 37. Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью

Цели урока: 1) совершенствовать умение учащихся проводить пунктуационный анализ сложносочинённых предложений и простых предложений, осложнённых однородными членами; 2) повторить и расширить сведения о пунктуационном оформлении предложений с прямой речью и тренировать учащихся в применении этих сведений на письме.

^ I. Предложения с обособленными членами (повторение – проверка домашнего задания, упр. 277)

Предоставим возможность сделать сообщения учащимся, выполнившим упражнения 273 и 275 (по желанию), а затем выслушаем ученика, подготовившего в качестве индивидуального задания упражнение 276, и попросим его продиктовать одноклассникам два-три предложения с использованием вводных слов и объяснить их значение, а также интонационные и пунктуационные особенности.

Рекомендуем ученикам сопровождать запись текста из упражнения 277 подробными объяснениями выбора написания и постановки знаков препинания.


После выразительного чтения восстановленного искусствоведческого текста предложим ученикам слабого класса перечитать его, заменяя местоимения 1-го лица местоимениями 3-го лица, а затем подготовить пересказ (задание 2).

В сильном классе усложним задание 3: попросим ребят использовать в составе предложений обособленные члены.

^ II. Постановка знаков препинания перед союзом и (упр. 278 (1))

Проследим, чтобы учащиеся грамотно выстраивали ответы при пунктуационном анализе сложносочинённых предложений и простых предложений, осложнённых однородными членами. В слабом классе предложим ребятам образец ответа: «1. Пахнет липа душистая мёдом, и шумит полный сумрака лес. (Н. Греков) Это предложение сложное, состоит из двух частей. Грамматическая основа первой части -- липа пахнет, грамматическая основа второй части -- лес шумит. Это сложносочинённое предложение, его части соединены сочинительным союзом и, перед которым ставим запятую. 2. Ветер осенний в лугах поднимается, шумно по чащам идёт, мёртвые листья срывает и весело в бешеной пляске несёт. (И. Бунин) Это простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми: ветер (что делает?) поднимается, идёт, срывает и несёт. Первые три члена ряда связаны только интонацией перечисления, поэтому мы разделяем их запятыми, последний член ряда присоединяется с помощью интонации и одиночного союза и, перед которым запятую не ставим».

^ III. Предложения с прямой речью (упр. 281, текст на с. 111, упр. 282)

Конкурс. Предоставим учащимся время для выполнения упражнения 281, а затем проведём конкурс на самое интересное по содержанию (смешное, познавательное и т. д.) предложение, составленное в соответствии с приведёнными в упражнении схемами.


Учащиеся внимательно читают текст на с. 111 и после выразительного чтения и обсуждения содержания текста в упражнении 282 (задание 1) выписывают предложения, соответствующие указанным в задании 2 схемам, и объясняют постановку знаков препинания.


Учащимся сильного класса предложим записать предложения, соответствующие схемам, под диктовку, а затем проверить свои записи по учебнику.


В процессе обсуждения содержания текста Феликса Кривина поможем учащимся понять, что заголовок текста соответствует его содержанию, поскольку автор использует прилагательное научный не в прямом его значении: автор выражает ироническое отношение к высказываниям участников спора, употребляя это прилагательное в значении, противоположном буквальному (ирония – «отрицание под видом утверждения»).

^ Д. з.: 1) упр. 278 (2); 2) упр. 279 (1); 3) по желанию – упр. 280; 4) индивидуальное задание – упр. 283.

Резерв – упр. 279 (2).


Урок 38. Изложение с творческим заданием (упражнение 284).

Цели урока: 1) тренировать учащихся в подробном изложении текста художественного стиля; 2) совершенствовать умение создавать описание и рассуждение.

^ I. Подготовка к написанию изложения (упр. 284)

Учащиеся выразительно читают текст В. Сухомлинского, определяют его тему («Этот текст о том, как маленький мальчик научился понимать и беречь красоту») и идею («Слово помогает нам осознавать красоту окружающего мира, и это осознание не позволяет наносить ей вред»), называют возможные заголовки, например «Растите, ландыши!».

Один из возможных вариантов плана текста может быть таким.

I. Рождение ландыша.

II. Сохранение красоты.

1. Первое желание.

2. Очарованность красотой.

3. Спасительное слово.

^ II. Подробное изложение текста с творческим заданием

Обсудим с учащимися, в какую часть текста может быть включено описание ландыша, и подведём их к мысли о том, что это уместно сделать после первой части, так как в микротемах второй части описывается прежде всего душевное состояние мальчика и описание ландышей даётся через его восприятие и восприятие рассказчика. Посоветуем ребятам при составлении описания использовать иллюстрацию к тексту, помещённую на с. 112.

После этого предложим внимательно перечитать задание упражнения и вынесем его вторую часть на доску. Предоставим учащимся возможность прочитать текст, запоминая использованные автором лексические и синтаксические средства, а также особенности его орфографического и пунктуационного оформления.

Ученики закрывают учебники и выполняют задание упражнения.

Д. з.: упр. 285.


§ 8. Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи


Урок 39. Правильное употребление имён существительных

Цели урока: 1) повторить сведения о группах языковых норм; 2) тренировать навык использования орфоэпического словаря для определения правильного произношения имён существительных; 3) совершенствовать умение учащихся составлять словосочетания на основе согласования с главным словом – несклоняемым именем существительным.

^ I. Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью (повторение – проверка домашнего задания к уроку 38)

Определим авторов наиболее интересных предложений, составленных в соответствии со схемами в задании 2 упражнения 278, и попросим их продиктовать один-два примера одноклассникам, а затем выслушаем сообщение ученика, подготовившего упражнение 283 (индивидуальное задание).

Предоставим возможность ученикам перечитать текст на с. 111, после чего предложим им закрыть учебники и записать приведённые в этом тексте примеры предложений с прямой речью под диктовку. Свои записи ребята проверят самостоятельно.

^ II. Языковые нормы (эпиграф, вопросы на с. 113)

В процессе обсуждения высказывания Л. И. Скворцова (эпиграф к параграфу) подведём учащихся к выводу, что правильность -- необходимая характеристика речи, так как неправильная речь не может быть использована для общения.

В ходе беседы по первому вопросу на с. 113 отметим: «В разделе культура речи изучаются языковые нормы (правила), обеспечивающие правильность речи, но не всякая правильная речь является хорошей. Хорошей можно считать речь не только правильную, но и точную, ясную, чистую (свободную от засоряющих её элементов), логичную, уместную, богатую и выразительную. Чтобы овладеть хорошей речью, необходимо наблюдать за использованием языковых средств мастерами слова (писателями, деятелями культуры и искусства) и тренироваться в использовании богатств родного языка в собственной речи».

^ III. Орфоэпические нормы. Свойства русского ударения (упр. 286 – 292)

Выполняя задание упражнения 286, учащиеся должны вспомнить следующее:

1) помета ... и ... указывает на равноценность вариантов произношения;

2) помета ... и доп. ... указывает на допустимость второго варианта (менее желательного варианта нормы, который находится в пределах правильного) и предпочтительность первого;

3) помета ... не рек. ... является запретительной, варианты, сопровождаемые этой пометой, находятся за пределами нормы;

4) помета ... нельзя ... является запретительной, варианты, сопровождаемые этой пометой, являются нарушением нормы.

По усмотрению учителя можно организовать хоровое проговаривание несклоняемых существительных иноязычного происхождения из упражнения 287 (по рядам или всем классом).

После того как ребята затранскрибируют приведённые в упражнении 288 термины, нацелим их на составление доказательного высказывания по теме задания 2. Важно, чтобы в ответах прозвучало указание на то, что тире является пунктуационным знаком, в то время как дефис – особый графический знак в виде короткой (в отличие от тире) горизонтальной чёрточки -- используется для орфографически правильного оформления слов (юго-восток, пол-Москвы, из-за, из-под, по-хорошему, кто-нибудь), между элементами слов при сокращённом написании (30-ый участник, г-н Петров) между двумя словами (плащ-палатка, врач-терапевт); графический знак дефис используется также как знак переноса.

Организуем многократное хоровое орфографическое проговаривание вынесенных на плашку слов (с. 114): громко, с обычной интенсивностью, тихо, шёпотом – а затем рекомендуем запомнить графическое начертание этих слов и записать их в тетрадь. После выполнения задания 2 определим автора наиболее интересного по содержанию предложения.

Чтобы очевидными стали различия в произношении падежных форм омофонов груздь и грусть (упражнение 290), предложим поставить эти существительные в форму родительного падежа единственного числа. Ученики обратят внимание на то, что согласные д и т в слабой позиции (на конце слова) обозначают один звук -- [т'] (мягкость согласного обозначена мягким знаком), а оказавшись в сильной позиции (перед гласной), обозначают разные звуки -- [д'] и [т'] соответственно.

Попросим семиклассников вспомнить и назвать основные свойства русского ударения (разноместность и подвижность) и определить его роль (различение слов и форм одного слова). Предоставим возможность воспользоваться при ответе записью, предварительно составленной на доске учителем, например: сόлнце – земля – жалюзѝ – распределѐние; язык -- языкά, прыжόк – прыжкѝ; кружки – кружкѝ, άтлас – атлάс, рѐки -- рекѝ.

Ознакомившись с содержанием текста на с. 114 – 115, ребята заполняют таблицу в упражнении 292 пятью примерами, выбирая их из приведённого списка слов, и показывают на этих примерах смыслоразличительную роль русского ударения.

^ III. Грамматические нормы (упр. 295, 296, 298)

Попросим семиклассников объяснить, для чего необходимы грамматические нормы, и в случае необходимости в слабом классе напомним, что грамматические нормы включают морфологические нормы, регулирующие правильное изменение слов – образование различных грамматических форм, и синтаксические нормы, регулирующие правильное соединение слов в словосочетании и предложении.


Предоставим возможность учащимся самостоятельно выполнить упражнение 295, а затем проведём совместную проверку.


^ В слабом классе напомним, что имя прилагательное обычно согласуется со сложносокращённым словом (аббревиатурой) в том роде, к которому относится главное слово словосочетания, из начальных букв или звуков которого это сложносокращённое слово (аббревиатура) составлено.

По своему усмотрению учитель может предложить ребятам слова для справок, например: продемонстрировать, пригласить, распределить, выпустить, разработать, участвовать, выразить, показать, запрограммировать, осуществить, поместиться.

Распределим задание 2 упражнения 298 по вариантам: ученики I варианта устно составят предложения с первой группой форм, ученики II варианта поработают со второй группой. По истечении отведённого на эту работу времени (2 – 3 минуты) ребята дают свои ответы.

^ Д. з.: 1) упр. 294, 299; 2) индивидуальные задания – упр. 293, 297.


Урок 40. Правильное употребление имён существительных (продолжение)

Цели урока: 1) повторить и расширить сведения о типах лексических ошибок; 2) совершенствовать умение учащихся определять характер лексических ошибок и редактировать текст.

^ I. Правильное произношение имён существительных. Грамматические нормы (проверка домашнего задания, текст на с. 117, упр. 300, 301)

Несколько учащихся поочерёдно правильно произносят слова из упражнения 294, а затем по предварительно сделанной на доске учителем записи – слова из упражнения 287 без помет произношения и ударения. После этого семиклассники выслушают сообщения учеников, подготовивших индивидуальные задания (упражнения 293 и 297), и прочитают составленные в соответствии с заданием упражнения 299 предложения.

После того как ребята внимательно прочитают текст на с. 117, определим объём задания упражнения: предложим поставить указанные существительные только в форму творительного падежа и на основании этого сделать вывод об особенностях образования этой формы у перечисленных слов.

Проследим, чтобы в процессе анализа примеров с нарушениями синтаксических норм учащиеся строили свои ответы правильно, например: «1) Нарушены грамматические (морфологические) нормы: неправильно образована форма винительного падежа единственного числа существительного туфля, правильно -- одну туфлю; 2) Нарушены синтаксические нормы: прилагательное авторитетный должно быть согласовано с несклоняемым существительным жюри в среднем роде -- авторитетное жюри; глагол-сказуемое признать также должен стоять в среднем роде; 3) Нарушены морфологические нормы: неправильно образована форма множественного числа родительного падежа существительного патрон; правильно – патронов; 4) Нарушены морфологические нормы: неправильно образована форма множественного числа творительного падежа разносклоняемого существительного пламя; правильно – за пламенем; 5) Нарушены нормы согласования (синтаксические нормы): прилагательное вкусный должно быть согласовано с существительным картофель в мужском роде; правильно – вкусный картофель; 6) Нарушены нормы согласования (синтаксические нормы): прилагательное новый должно быть согласовано с существительным шампунь в мужском роде; правильно – новым шампунем; 7) Нарушены морфологические нормы: неправильно образована форма творительного падежа существительного овощ, причиной чего оказалась ошибочная отнесённость этого существительного к женскому роду – на это указывает использование в придаточном предложении местоимения она; правильно: Любым овощем нужно заниматься, чтобы он вырос на грядке».

^ II. Лексические нормы (задания на с. 117, упр. 302, 305, 306)

После того как ребята выполнят задания на с. 117, привлечём их внимание к иллюстрациям на с. 118 и 119 и попросим определить характер допущенной в приведённом примере ошибки.



Предоставим возможность учащимся сильного класса самостоятельно определить, какие лексические ошибки допущены в предложениях, показать это в тетрадях с помощью цифр, ориентируясь на нумерацию ошибок в тексте на с. 118, а затем сверить с записью на доске, сделанной учителем: неправильный выбор слова (1) – предложения 2, 3, 5, 7, 8; нарушение требования лексической сочетаемости (2) – 1; тавтология (3) -- 9; неоправданное использование однокоренных слов (4) – 4; употребление слов-паразитов (6) – 6. После того как ребята сверят записи, предложим им самостоятельно внести редакторскую правку и затем проведём совместную проверку.


Распределим задание упражнения 305 между группами учащихся (по три предложения для каждого ряда) и в ходе проверки предложим провести устный анализ предложений ученикам, которые с ними работали, а остальным – записать те предложения, которые будут анализировать представители других рядов. В результате у каждого ученика будет примерно такая запись: 1) Мне бы хотелось совершить подвиг. 2) Природа – это волшебный мир. 3) Илья Муромец набрался сил и пошёл на врага. 4) За кустом что-то забелело. 5) На картине В. Серова изображена девушка. 6) Музыка П.И. Чайковского до сих пор притягивает сердца людей. 7) Недалеко от парка расположился дворец. 8) Раздался сигнал, и рабочие пошли обедать. 9) Миша встал, надел рубашку и штаны.

Задание упражнения 306 также можно распределить по группам: учащиеся I варианта работают с первой строкой, учащиеся II варианта – со второй, а затем выслушивают сообщения друг друга и записывают подготовленные одноклассниками примеры в тетради.

^ Д. з.: 1) пересказ текста на с. 118; 2) упр. 303.

Резерв – упр. 304.

Предложим семиклассникам в процессе совместной работы последовательно анализировать предложения ученического сочинения, приведённого в упражнении 304, и записывать их, внося редакторскую правку, например: Арина каждый день делала гимнастику у открытого окна. Она очень хотела стать фигуристкой, но даже не подозревала, что фигурное катание требует упорной тренировки. Девочка прекрасно танцевала и отлично каталась на коньках. Но когда она решила записаться в секцию, оказалось, что детей тренируют с пяти лет, а ей было уже тринадцать. Она обиделась, тряхнула чёлкой и ушла.


^ Урок 41. Правильное употребление имён прилагательных

Цели урока: 1) тренировать навык использования орфоэпического словаря для определения правильного произношения имён прилагательных; 2) совершенствовать умение учащихся образовывать формы степеней сравнения имён прилагательных; 3) тренировать умение учащихся определять характер лексических ошибок и редактировать текст.

^ I. Правильное употребление имён существительных (повторение – проверка домашнего задания, упр. 307 -- 309)

Попросим учащихся перечислить основные типы лексических ошибок и назвать способы их устранения, а затем предложим рассмотреть фотографии к упражнению 307 и ответить на вопрос задания. По своему усмотрению учитель может напомнить, что однокоренные слова, сходные в звучании, но различающиеся значением и употреблением в речи, называются паронимами.

В процессе анализа примеров из упражнения 308 ещё раз подчеркнём важность различения паронимов, необходимость использования слова в соответствии с его точным лексическим значением с учётом требования лексической сочетаемости.

В случае необходимости поможем ребятам понять, что для устранения двусмысленности, вызванной использованием лексических омонимов (упр. 309), нужно использовать соответствующие согласованные или несогласованные определения, например: 1) Это крепкий брак. – Это настоящий брак в работе. 2) Увидеть ключ от двери. – Увидеть бьющий из-под земли ключ. 3) На столе лежит зелёный лук. – На столе лежит искусно сделанный лук. 4) Наконец я рассмотрел норку бурундука. – Наконец я рассмотрел эту юркую норку.

^ II. Правильное употребление имён прилагательных. Орфоэпические нормы (упр. 311, 312)

После того как ученики выполнят задание 1 упражнения 311, попросим их ещё раз прочитать слова на плашке про себя, запоминая графический облик, затем отчётливо произнести все три слова, адресуясь к соседу по парте, записать в тетрадь и проверить написание по учебнику.

Обратим внимание семиклассников на то, что С. Есенин и С. Городецкий стремятся в своих стихотворениях воспроизвести особенности народной поэзии: напевность, проникновенный лиризм, и с этой целью используют различные языковые средства, в том числе слова и выражения, которые использовались в произведениях устного народного творчества и в дальнейшем были освоены литературным языком, -- народно-поэтические эпитеты. К числу таких слов относится и эпитет шелкόвый, который в современном литературном языке имеет другие нормы произношения.

^ III. Грамматические нормы (упр. 313)


Рекомендуем учащимся сильного класса в процессе работы с приведёнными в упражнении 313 прилагательными давать подробные объяснения, например: «При образовании простой формы сравнительной степени прилагательного громкий происходит чередование к/ч: громкий – громче».


После того как будут образованы формы степеней сравнения всех приведённых в упражнении 313 прилагательных, попросим ребят ещё раз прочитать эти формы вслух «по цепочке».

Задание 2 упражнения 313 распределим между группами учащихся (по вариантам), а через минуту выслушаем соответствующие сообщения.

^ IV. Лексические нормы (упр. 314, 315)


Предложим ученикам слабого класса в случае затруднения при определении характера нарушения норм в приведённых в упражнении 314 примерах, воспользоваться текстом на с. 118.

Учащихся сильного класса подведём к ответам примерно следующего содержания: «1) Допущена грамматическая ошибка в образовании прилагательного. От основы существительного письмо прилагательное образуется с помощью суффикса -енн-: письменный. 2) Нарушены лексические нормы – допущена тавтология («сильный проливной дождь»). Значение прилагательного проливной – «очень сильный», поэтому использование прилагательного сильный в этом предложении избыточно. Правильно: Неожиданно начался проливной дождь». 3) Нарушены лексические нормы – допущена тавтология («со сладким сахаром»). В толкование значения существительного сахар уже входит прилагательное сладкий – «кристаллическое питательное сладкое вещество белого цвета», поэтому использование при нём определения, выраженного прилагательным сладкий, избыточно. Правильно: Мы пили чай с сахаром и булочками. 4) Допущена грамматическая словообразовательная ошибка в образовании прилагательного («подлизливой (девочкой)»). От существительного общего рода подлиза не может быть образовано имя прилагательное. Правильно: Оля была подлизой. 5) Нарушены лексические нормы: не учтено требование лексической сочетаемости прилагательного единогласный («единогласен с нами»), которое в данном контексте требует замены синонимом единодушный. Правильно: Папа был единодушен с нами.

6) Нарушены лексические нормы: прилагательное приплюснутый использовано без учёта его точного лексического значения и требования лексической сочетаемости («приплюснутые глаза»). В данном случае использование этого определения настолько затрудняет понимание, что нельзя утверждать определённо, в чём заключалась мысль автора.

Предоставим возможность учащимся сильного класса самостоятельно выполнить упражнение 315 и по истечении отведённого на эту работу времени сделать соответствующее сообщение. В слабом классе проведём совместную работу по уточнению значений паронимов враждебный – вражеский и анализу их использования в приведённых примерах.

^ Д. з.: 1) упр. 310; 2) упр. 316;


Урок 42. Правильное употребление имён числительных

Цели урока: 1) тренировать навык использования орфоэпического словаря для определения правильного произношения имён числительных; 2) совершенствовать умение учащихся образовывать падежные формы числительных.

^ I. Правильное употребление имён прилагательных (повторение – проверка домашнего задания, упр. 317, {ф}упр. 318)

Предложим отдельным учащимся произнести правильно прилагательные из упражнения 310, а затем организуем хоровое проговаривание этих слов по рядам. После этого ребята объяснят значения использованных в предложениях упражнения 316 паронимов и особенности их употребления.

Распределим задание упражнения 317 между тремя группами учащихся (по рядам), а затем попросим представителей каждого ряда объяснить значение паронимов, с которыми они работали, и продиктовать одноклассникам составленные словосочетания. По итогам работы ещё раз подведём ребят к выводу о необходимости использовать слова в точном соответствии с их значениями и с учётом требования лексической сочетаемости.

{ф}В процессе рассмотрения репродукции картины С. Ю. Жуковского «Перед террасой» проведём беседу по вопросам, приведённым в упражнении 318, и поможем ребятам устно описать изображённые на ней предметы с использованием приведённых пар однокоренных слов.

^ II. Правильное употребление имён числительных. Орфоэпические нормы (упр. 319, 320)

Учитель отчётливо произносит несколько раз приведённые в упражнении 319 числительные, предварительно нацелив учеников на внимательное отношение к их звучанию, и предлагает им произнести эти числительные, а затем затранскрибировать и сверить с транскрипцией, приведённой в словарике «Говорите правильно», и с записями, сделанными на доске отдельными учащимися: [шэс'т'], [с'эм'], [вос'им'], [шыснάцът'],

[шыс'д'ис'άт], [шысот], [с'им'сот].



^ В слабом классе вынесем на доску падежные формы числительных 60, 600, 700 и организуем их отчётливое хоровое проговаривание, а затем оставим названия падежей и попросим отдельных учеников просклонять каждое из приведённых числительных (по одному слову).


Распределим задание упражнения 320 между группами учеников (по рядам): каждая группа (ряд) составляет предложения, используя правильные варианты падежных форм числительных в сочетании с одним из числительных.


^ III. Грамматические нормы (упр. 321 (1), 322, 323 (1) устно, 324 (предложения 1 – 5))

Прежде чем учащиеся приступят к выполнению задания 1 упражнения 321, обратим их внимание на информацию в задании 2 и также напомним, что при обозначении словами чисел, начинающихся с тысячи, слово «один» не произносится: тысяча двести одиннадцать (а не «одна тысяча двести одиннадцать»). По своему усмотрению учитель может предложить ребятам не только чётко и правильно устно просклонять приведённые в упражнении числительные, но и записать их в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежа.



В случае затруднения учащихся слабого класса при склонении приведённых в упражнении 321 порядковых числительных напомним, что при склонении составных порядковых числительных изменяется только последняя часть: в две тысячи шестом году.

В сильном классе дополним задание упражнения 322 заданием просклонять устно и письменно число, называющее год рождения ученика.


Выслушаем высказывания учащихся по заданию 1 упражнения 323 и в случае необходимости подведём ребят к выводу о том, что лингвистический смысл рисунка состоит в указании на сложность склонения составных количественных числительных.

Прежде чем семиклассники приступят к работе с упражнением 324, попросим их вспомнить, в чём состоят особенности употребления числительных оба, обе. В слабом классе в случае необходимости напомним, что в сочетании с существительными мужского и среднего рода употребляется числительное оба, а в сочетании с существительными женского рода – числительное обе. Объясним, что в связи с такими особенностями эти числительные не могут сочетаться с существительными, которые не имеют единственного числа (например, ворота, ножницы).


Д. з.: 1) упр. 321 (2); 2) упр. 324 (предложения 6 – 9); 3) по желанию – упр. 323 (2).

^ Урок 43. Правильное употребление местоимений

Цели урока: 1) отрабатывать навык правильного произношения падежных форм местоимений, трудных в орфоэпическом отношении; 2) совершенствовать умение учащихся образовывать падежные формы местоимений и правильно использовать их в речи; 3) формировать умение правильно использовать притяжательные местоимения в речи.

^ I. Правильное употребление числительных (повторение – проверка домашнего задания)

Организуем хоровое проговаривание по рядам форм творительного падежа числительных 888, 1211, после чего попросим отдельных учеников прочитать предложения, составленные в соответствии с заданием 2 упражнения 321, и восстановленные предложения из упражнения 324. Ученикам, выполнившим упражнение 323 (2) – по желанию, предоставим возможность прочитать свои сочинения.

^ II. Правильное употребление местоимений. Орфоэпические нормы (упр. 326 – 328)


Поможем учащимся слабого класса сформулировать правила орфоэпии, регулирующие произношение приведённых в упражнении 326 слов: «Сочетание букв чт в местоимениях произносится как [шт], исключение составляет неопределенное местоимение нечто, в котором это сочетание произносится как [ч'т]»; «В окончании родительного падежа единственного числа прилагательных и местоимений в мужском и среднем роде буква г обозначает звук [в], например [й'ивό], [май'ивό]».

Учеников сильного класса попросим составить транскрипции падежных форм его и моего.

Прежде чем ученики слабого класса приступят к составлению предложений в соответствии с заданием упражнения 327, организуем хоровое проговаривание словосочетаний, предварительно записанных на доске учителем, например:

Р. Скόльких девочек, стόльких мальчиков, нѐскольких взрослых.

Д. Скόльким девочкам, стόльким мальчикам, нѐскольким взрослым.

П. О скόльких девочках, о стόльких мальчиках, о нѐскольких взрослых.

После этого распределим задание между группами учащихся (по рядам): 1 ряд составляет предложение с падежной формой местоимения столько, 2 ряд – с падежной формой местоимения сколько, 3 ряд – с падежной формой местоимения несколько. Через две минуты предоставим возможность желающим прочитать составленное предложение и попросим двух-трёх авторов наиболее интересных предложений продиктовать их одноклассникам.

В случае необходимости поможем ученикам слабого класса сделать обобщение об особенностях произношения падежных форм местоимения сам: «При изменении местоимения сам по падежам, родам и числам ударение переходит с основы на окончание. Исключение составляют формы множественного числа именительного и винительного (если местоимение сочетается с неодушевлённым существительным) падежа, в которых ударение сохраняется на основе».

^ II. Грамматические нормы (упр. 329, 330)

В процессе работы с упражнением 329 сообщим ребятам, что н не добавляется к притяжательным местоимениям, образованным от личных, а также к падежным формам личных местоимений, если эти местоимения употреблены с предлогами благодаря, вопреки, согласно, навстречу и с некоторыми другими, например: вопреки ему, согласно ей, навстречу им. Также н не добавляется, если местоимение стоит после простой формы сравнительной степени прилагательного и наречия: больше его, лучше её. На основе этого учащиеся сделают вывод, что ошибок нет в предложениях 4, 7.


В слабом классе проведём совместную работу с упражнением 330, указывая ребятам на возможные способы устранения двусмысленности, вызванной неправильным использованием личных местоимений в рамках предложения и в качестве средства связи предложений в тексте (использование вместо личных местоимений форм слова, языковых и контекстных синонимов, описательных оборотов, синонимов), например: «1) Я взял рыбу из корзины и передал эту рыбу (эту корзину) маме. 2) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся на соседа, а велел содрать с убитого зверя шкуру. 3) У Троекурова был сын Саша, для которого помещик (отец) взял учителя. 4) Кирила Петрович и его гости пошли на псарный двор. Троекуров имел 500 гончих и борзых. Хозяин и гости (помещики) разговаривали между собой. Только один Дубровский ничего не говорил».

^ IV. Лексические нормы (упр. 331)

Проведём совместную работу с упражнением 331, помогая учащимся определить возможность или невозможность указанной замены и дать соответствующее обоснование. Обратим внимание учащихся на то, что когда в предложении говорится о предмете, лице, свойстве, качестве, принадлежащем производителю действия, то для указания на эту принадлежность вместо притяжательных местоимений 1-го и 2-го лица предпочтительнее употреблять притяжательное местоимение свой. В процессе анализа поэтических строк отметим, что местоимение мой в единицах описанной структуры используется для усиления эмоциональности высказывания, а также при подчёркивании принадлежности предмета, лица, свойства, черты характера кому-либо или личной причастности говорящего к чему-либо.


^ Д. з.: 1) упр. 332 (см. примечание); 2) упр. 325.

Примечание. Готовя семиклассников к выполнению упражнения 332, предложим им вспомнить правило написания отрицательных местоимений, пользуясь опорной записью, предварительно сделанной на доске, например: ни с кем не разговаривал, ничем не интересовался; не у кого узнать, некого спросить.


Урок 44. Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий

^ Цели урока: 1) отрабатывать навык правильного произношения глаголов, деепричастий и причастий, трудных в орфоэпическом отношении; 2) тренировать в правильном образовании форм глагола и использовать их в словосочетаниях со связью управление.

^ I. Правильное употребление местоимений (повторение – проверка домашнего задания, словарный диктант)

Предложим учащимся прочитать восстановленные предложения из упражнения 332 и объяснить написание отрицательных местоимений, а затем продиктуем для записи следующие словосочетания: ни о чём не могу спросить, ни в чём не виноваты, ничем не смогу помочь, не жалеют ни о ком, некому руку подать; обеспечение жизнедеятельности, комфортабельная гостиница, клеящий карандаш, неизгладимое впечатление, приобрести популярность. После этого попросим ребят обменяться тетрадями и проверить записи друг друга.

^ II. Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий. Орфоэпические нормы (упр. 334 (1), 335, 337, 339 -- 341)

В слабом классе, прежде чем ребята приступят к выполнению упражнения 334, попросим их вспомнить, что такое спряжение (изменение глагола по лицам и числам) и сколько форм лица существует у глагола. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам воспользоваться опорной таблицей, предварительно подготовленной на доске, например:




1 лицо

я



1 лицо

мы

Единственное число

2 лицо

ты

Множественное число

2 лицо

вы




3 лицо

он, она, оно




3 лицо

они



Можно сначала организовать хоровое проговаривание личных форм глаголов, а затем предоставить возможность потренироваться отдельным ученикам.

После того как учащиеся самостоятельно выполнят задание 1 упражнения 334, предложим прочитать приведённые формы глаголов отдельным ученикам, а затем организуем взаимотренировку в парах.

Поможем ребятам понять, что произношение слов, образованных от данных с помощью приставок (кроме вы-), регулируется теми же правилами, что и произношение исходных слов: забралά (ударение смещается с основы на окончание), забрало, забрали (ударение остаётся на основе).

Организуем многократное орфографическое проговаривание указанных на плашке (с. 129) слов (задание 1 упражнения 337), а затем проведём совместную работу с заданием 2.



В слабом классе рекомендуем использовать в качестве основы для составления предложений приведённые в словарных статьях слов компрометировать и констатировать примеры.


Предложим ребятам использовать в ответе по заданию упражнения 339 следующий образец: «Занять – занявший, начáть – начáвший».

Одна из форм работы с упражнением 341 – многократное проговаривание приведённых в упражнении деепричастий «по цепочке» (по одному слову).

Предоставим семиклассникам возможность использовать для заполнения таблицы в упражнении 340 соответствующие формы следующих прилагательных и причастий: краткий, целый, бедный, важный, верный; зáнятый, нáчатый, прѝнятый, зáпертый, созданный. Укажем, что прилагательные бедный, важный, верный в краткой форме множественном числе имеют варианты ударения: бѐдны и бедны, вáжны и важны, вѐрны и верны. Предложим с формами прошедшего времени глаголов поработать устно: ещё раз произнести правильно приведённые в упражнении 335 примеры.

^ III. Грамматические нормы (344 – 348)

Прежде чем учащиеся ознакомятся с заданием упражнения 344, попросим их объяснить, в чём заключаются особенности спряжения глаголов победить, убедить, пропылесосить (какие личные формы указанных глаголов не могут быть образованы без использования вспомогательных глаголов).

Поможем ребятам определить различия в значении вспомогательных глаголов: хочу – «имею желание, ощущаю потребность»; сумею – «окажусь достаточно умелым, способным»; стремлюсь – «настойчиво добиваюсь»; могу – «имею возможность».


В слабом классе проведём совместно предварительную работу по составлению списка слов, которые могут быть использованы для составления предложений (упражнение 344), например: соревнование, состязание, олимпиада, конкурс, игра, турнир, матч.


Предложим ученикам составить и произнести одно предложение с образованным в соответствии с заданием упражнения 345 деепричастием и попросим авторов наиболее интересных примеров продиктовать их одноклассникам, объясняя постановку знаков препинания.

В ходе работы с упражнением 346 заострим внимание учащихся на том, что глагол оплатить может управлять только беспредложными формами существительных.

Предоставим возможность всем желающим назвать свои варианты словосочетаний (упражнение 347), и, таким образом, многократно произнести соответствующие формы, например: поезжай вперёд, поезжайте быстрее, поезжайте прямо, поезжайте по дороге, поезжайте за этой машиной и т. п.

По своему усмотрению учитель может предложить ребятам самостоятельно выполнить задание упражнения 348, а затем провести совместную проверку или дать возможность ученикам сверить свои записи со списком форм, вынесенных отдельными учениками на доску: увлечёшься, не завишу, дано, ошибся, поезжай, нагибай, порванный, проголодавшегося, прохаживаясь, протекая.

^ Д. з.: 1) упр. 336 (см. примечание 1); 2) упр. 333; 3) индивидуальные задания – упр. 338 (см. примечание 2), 342 (см. примечание 3).

Примечания. 1. Нацелим учеников на составление интересных по содержанию и форме предложений. 2. Распределим задание упражнения между четырьмя учениками, предложив каждому поработать с одной из схем и затем образовать в соответствии с этой схемой форму приведённых в задании 2 глаголов. 3. Предложим ученику поработать с первым – третьим глаголами, используя орфоэпический словарик.

Резерв – упр. 334 (2), 343.


Урок 45. Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий (продолжение). Подведение итогов первой учебной четверти

^ Цели урока: 1) тренировать учащихся в правильном образовании форм глагола и использовать их в словосочетаниях со связью управление; 2) формировать умение предупреждать и устранять ошибки в предложениях, включающих деепричастный оборот; 3) тренировать в правильном использовании в речи паронимов и стилистически окрашенных слов.

^ I. Орфоэпические нормы (повторение – проверка домашнего задания)

Предложим учащимся прочитать составленные дома предложения (упражнение 336), правильно произнося соответствующие формы глагола, и определим авторов наиболее интересных предложений.

После этого предоставим слово ученикам, подготовившим индивидуальные задания, и попросим их продиктовать образованные формы одноклассникам, акцентируя внимание на месте ударения.

Обратим внимание ребят на особенности произношения кратких форм страдательного причастия рόзданный: рόздан, разданá и доп. рόздана, рόздано, рόзданы.

По своему усмотрению на этом уроке учитель может проверить орфоэпические умения семиклассников и одновременно потренировать их в произношении самостоятельных частей речи. Одна из форм такой проверки (тренировки) -- работа учащихся с карточками, содержание которых может быть следующим.

Карточка 1.

Пюре, ждала, ждало, ждали, перспективный, конечный, глядя, кое-что, тире, названа, названо, названы, сидя, процент, кратка, кратко, кратки, пустячный, занятá, занято, заняты, этого, скольким, стольким, одышка.

Карточка 2.

Констатировать, купе, жила, жило, жили, мозаичный, принята, принято, приняты, ожив, детектив, бутерброд, статуя, цела, цело, целы, прибыв, копеечный, столькими, сколькими, издана, издано, изданы, молочный, эксперт.

Карточка 3.

Скольких, стольких, девиз, подана, подано, поданы, подождала, подождало, подождали, приняв, чрезвычайный, начата, начато, начаты, обняв, бедна, бедно, бедны, брала, брало, брали, берёста, всего, ничто, фонетика.

Карточка 4.

Стоя, продана, продано, проданы, компрометировать, клала, клало, клали, бессребреник, обычный, купейный, начав, облачный, важна, важно, важны, нечто, всякого, резюме, взяла, взяло, взяли, заперта, заперто, заперты.

Карточка 5.

Прервана, прервано, прерваны, дефис, заняв, звала, звало, звали, депо, гречневый, порядочный, прецедент, скучный, в избу, верна, верно, верны, дерматиновый, создана, создано, созданы, ничто, послала, послало, послали.

^ II. Грамматические нормы (продолжение – упр. 349 – 351)

Попросим семиклассников вспомнить особенности конструкции, в которой может быть использован глагол оплатить, и записать одно-два словосочетания с этим глаголом, а затем выполнить упражнение 349.


По своему усмотрению учитель может предложить учащимся слабого класса при выполнении упражнения 349 воспользоваться готовым лексическим материалом (слова даём не по порядку): звуки и буквы, покупка, невнимание, гласные и согласные, проезд, знакомство, подготовка, знание, красота, бабушка, братишка, знаки, мастерство, опыт, встреча.


Выполнив задание упражнения 350, ученики сделают вывод, что в современном русском языке предпочтительной является форма, образованная с помощью суффикса -в, а приведённые формы с суффиксом -вши являются устаревшими.


Постараемся, чтобы в ходе работы с упражнением 351 семиклассники вспомнили: при построении предложений с деепричастным оборотом необходимо учитывать, что основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием, должны соотноситься с одним действующим лицом.

Потренируем учеников в использовании разных способов устранения синтаксических ошибок в предложениях с деепричастным оборотом: замена деепричастного оборота придаточным предложением; сказуемым, распространённым дополнением и/или обстоятельством; второстепенными членами. Варианты правки могут быть, например, такими:

1) По пути домой Александр встретил своего друга, с которым не виделся уже целый год. 2) Когда я возвращался домой, пошёл сильный дождь, и я вымок до ниточки. 3) Герои прочитанной книги надолго остаются в нашей памяти. 4) Я закрыл книгу и старался по памяти восстановить текст стихотворения. 5) Когда Балуев вошёл в комнату, лицо его было безразличным и непроницаемым. -- Лицо вошедшего в комнату Балуева было безразличным и непроницаемым. 6) Константин вошёл в комнату, осмотрелся, подошёл к креслу и сел.

^ III. Лексические нормы (упр. 352 (1), 353, 354 (устно)



Проведём совместную работу с упражнением 352. Учеников сильного класса попросим вспомнить, как называются однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся значениями и лексической сочетаемостью.


Заострим внимание учащихся на абсурдности проиллюстрированной на с. 134 ситуации, вызванной ошибкой в употреблении глагола одеть, и предложим составить схему, показывающую особенности употребления глаголов одеть и надеть (одеть кого во что/чем; надеть что/что на что). Рекомендуем использовать в качестве образца схемы на с. 132 и поможем ученикам в этой работе.

^ Одеть + сущ. в вин. п. без предлога + сущ. в вин. п. с предлогом в -- ребёнка в комбинезон, бабушку в шубу, сестрёнку в пижаму.

Одеть + сущ. в тв. п. без предлога – одеялом, ковром, покрывалом.

Надеть + сущ. в вин. п. без предлога + сущ. в вин. п. с предлогом на – комбинезон на ребёнка, шубу на бабушку, пижаму на сестрёнку.

После этой части работы с упражнением учащиеся самостоятельно выполняют задание 3, после чего проводится совместная проверка.

Выполняя задание 1 упражнении 354, ребята определят сферу употребления приведённых в стилистических синонимов, после чего попросим их устно составить предложения с одним из синонимических рядов (на выбор).

Чтобы закрепить правильное произношение слова баловать (задание 2 упражнения 354), предложим отдельным ученикам проспрягать этот глагол.

^ IV. Подведение итогов первой учебной четверти

Учитель характеризует проведённую в течение учебной четверти работу отдельных учеников и класса в целом, объявляет оценки, выражает пожелания.


^ Резерв – упр. 352 (1), 356, 357.


II четверть

(35 часов -- 7 недель)


Текстоведение


119992-moskva-luzhneckaya-nab-8-komn-203-296-tel-faks.html
11osnovanie-dlya-organizacii-cnit-kemgu-otchet-o-deyatelnosti-kemerovskogo-oblastnogo-centra-nit.html
11socialnaya-sfera-doklad-o-razvitii-chukotskogo-municipalnogo-rajona-za-period-2008-2010-godi-podgotovlen-na.html
12-administrativnie-bareri-programma-razvitie-konkurencii-v-primorskom-krae.html
12-bratchenko-i-rajprodkomissar-anton-semenovich-makarenko.html
12-energeticheskie-sootnosheniya-v-prostejshej-cepi-postoyannogo-toka-v-i-braginskij-v-p-bazhenov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-podgotovka-obektov-hozyajstvovaniya-i-zhilishnogo-fonda-k-osenne-zimnemu-periodu-2010-2011gg-spravochnij-material-po-voprosam-volnuyushim-zhilcov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obraz-mira-internet-polzovatelej-s-raznoj-stepenyu-vovlechennosti-v-internet-stranica-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhegodnij-professionalnij-konkurs-luchshij-restoran-petropavlovska-2011-nachalo-konkursa-25-maya-2011-goda-podvedenie-itogov-10-iyulya-2011-goda-osnovnie-celi-konkursa.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-organizacii-uchastnika-dempoletov.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-v-raitina-uchitel-nachalnih-klassov-mou-sosh-2-s-aleksandrovskoe-aleksandrovskogo-rajona.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-russkaya-literatura-xviii-v.html
  • crib.bystrickaya.ru/guk-yao-yaroslavskij-hudozhestvennij-muzej-spravochnik-telefonov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-tem-dlya-ustnih-soobshenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-02-inostrannij-yazik-vtoroj-kod.html
  • college.bystrickaya.ru/21-novoe-v-teorii-i-praktike-russkoj-leksikografii-1-russkij-yazik-v-sovremennom-slavyanskom-mire-osnovnie-problemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/savchik-natalya-vladimirovna-data-rozhdeniya-07-68-g-mob-tel-375-29-557-98-71.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-itogovaya-attestaciya-vipusknikov-ix-klassov-rezultati-uchastiya-uchashihsya-v-olimpiadah-i-konkursah-34.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/praktikum-po-obshej-eksperimentalnoj-i-prikladnoj-psihologii-seriya-praktikum-po-psihologii-stranica-38.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-kadrovaya-politika-programma-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-dlya-organizacij-narodnogo-hozyajstva-rossijskoj.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionno-kompyuternih-tehnologij-planirovanie-zhiznennogo-puti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dogovor-podryada-i-ego-vidi-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/eh-bien-mon-prince-gknes-et-lucques-ne-sont-plus-que-des-apanages-stranica-11.html
  • college.bystrickaya.ru/14-neznajka-v-ya-propp-istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki.html
  • learn.bystrickaya.ru/frukti-i-rak-zakon-dvojnogo-effekta-19.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zao-avtotransportnoe-upravlenie-osnovanie-dlya-vklyucheniya-v-plan-srok-ispolneniya-ispolniteli.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kvalifikacionnogo-spravochnika-stranica-8.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalogovie-prestupleniya-v-biznese.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/administraciya-rostovskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-25.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/edinim-raschlenennim-krasochnim-v-harakterah-celim-lekcij-1-otvet-na-voprosi-dornah-10-aprelya-1921otvet.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yurij-andreevich-andreev-iscelenie-cheloveka-stranica-12.html
  • letter.bystrickaya.ru/ne-sushestvuet-idealnoj-absolyutnoj-dieti-kormyashej-materi-t-k-vse-deti-raznie-vse-mami-raznie-u-vseh-razlichnaya-mikroflora-v-kishechnike-i-sledovatelno-vsas.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-chto-takoe-partizanshina-ili-kak-yasha-ohotnikov-ohranyal-tovarisha-posvyashayu-pamyati-moego-otca.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/piter-druker-zadachi-menedzhmenta-v-xxi-veke-stranica-9.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-bezopasnij-trud-informacionno-analiticheskij-byulleten-yavlyaetsya-odnim-iz-elementov-sistemi-organizacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/operacionnie-dohodi-i-rashodi-otchet-o-finansovom-polozhenii-otchet-o-sovokupnoj-pribili.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podgotovka-k-provedeniyu-proverki-administrativnij-reglament.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-konkurse-nauchnih-rabot-molodih-uchenih-i-studentov-konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-sostoyanie-vodnih-resursov-v-novgorodskoj-oblasti-ekologo-ekonomicheskaya-ocenka-ispolzovaniya-i-ohrani-vodnih-resursov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-upravlencheskoe-konsultirovanie-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment-magisterskaya-programma-upravlenie-chelovecheskimi-resursami-podgotovki-magistra.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-i-bileti-za-pervij-semestr-2001-goda-po-predmetu-buhuchet-v-byudzhetnih-organizaciyah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-fondi-predpriyatiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.