.RU

§ 6. Устройство христианских общин в послеапостольское время - Учебник церковного права


^ § 6. Устройство христианских общин в послеапостольское время.
Для последующей истории определяющее значение получил не взгляд Игнатия на епископа, как занимающего место Христа, а взгляд другого, также весьма близкого ко времени апостолов, церковного писателя, св. Иринея лионского, который указал основу епископской должности, как отличной от пресвитерской, в апостольском преемстве. По Иринею, истинный смысл Св. Писания не может быть объясняем без помощи предания, т. е. Св. Писания не может быть истолковываемо произвольно аллегорически, как это делалось у еретиков-гностиков, но должно быть понимаемо так, как оно передано апостолами. Апостолы получили от Св. Духа истинное и совершенное знание ((***)), а не то лжезнание, которым хвалились люди; величавшие себя гностиками, т. е. людьми, имеющими знание, и комбинировавшие самым произвольным образом идеи христианства, а также ветхозаветного откровения, с идеями греческой мифологии и философии. Епископская должность есть учрежденное апостолами продолжение их собственной, апостольской, должности; поэтому епископы имеют харизму, т. е. дар истины, и к ним, как к хранителям предания, непрерывно идущего от апостолов, нужно обращаться для правильного истолкования смысла Св. Писания. Таким образом, епископы, удержав в своих руках важнейшие акты христианского богослужения, какова Евхаристия, вместе с администрацией церковного имущества, унаследовали весь авторитет провозвестников Слова Божия (апостолов, пророков и учителей). Их кафедры сделались центрами истинного христианского учения. Равным образом в руках же епископов сосредоточились крещение, дисциплинарный суд и обратное принятие в церковь исключенных из нее. Как совершитель Евхаристии в особенности, епископ на долгое время удержал за собой титул священника в собственном смысле ((***), sacerdos), предпочтительно пред пресвитерами. В новозаветных книгах Св. Писания не говорится об особом новозаветном священстве, которому бы принадлежала существенная священству функция - принесение жертвы; напротив всем вообще христианам усвояется церковное священство (1 Петр. II, 5. 9; Откров. V, 9), в том смысле, что каждый христианин приносит в жертву Богу свою полную преданность, молитву, хвалу и благотворение ближнему. Но как в ветхом завете, рядом с всеобщим священством всех сынов Израиля существовало особенное священство потомков Аарона и левитов, так и в христианстве со времен апостольских, наряду с всеобщим священством всех христиан, развилась идея особенного священства, в связи с идеей евхаристической жертвы. Евхаристия, которую Христос заповедовал творить в свое воспоминание, рассматривалась не только как благодарственная жертва Богу со стороны церкви за искупление, совершенное голгофским жертвоприношением Христа, но и как вечно продолжающееся повторение голгофской жертвы, совершаемое особым новозаветным священством. В половине III в. св. Киприан карфагенский (+ 258) засвидетельствовал уже закончившееся развитие епископской должности в христианской церкви, представляя епископа органом Св. Духа, преемником апостолов, пророком, учителем, первосвященником, судьей и администратором в делах общины. Епископ, по учению Киприана, есть фундамент христианской общины, так что тот, кто не состоит в общении с епископом, находится вне церкви, а кому церковь не мать, тому Бог не отец.

Под главенством епископов, к известным уже апостольскому времени пресвитерам, диаконам и диаконисам, во II и III вв. присоединились разные низшие должности, частью развившиеся из диаконской, частью независимо от последней. Римский епископ Корнелий в письме к антиохийскому епископу Фабию 250 г. (у Евсевия Церк. Ист. VI, 43, 11) дает видеть, что, в его время, в Риме, под главенством одного епископа, существовало 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколуфа, затем еще известное число заклинателей, чтецов и привратников. Так как в Риме крепко держалось предание о семи мужах иерусалимских, как родоначальниках диаконской должности, то, несмотря на громадную численность христианской общины в таком городе, как Рим, римская церковь не считала возможным увеличить число диаконов, а вместо того создала по совершению Евхаристии и по управлению церковным имуществом придала еще второе большее число (42) аколуфов, как низших служителей для вспоможения епископу при взимании жертвенных даров, приносившихся христианами за богослужение, и для поддержания в надлежащем порядке сосудов, предназначавшихся для жертвенных даров. Такими жертвенными дарами были в особенности хлеб и вино, но могли быть, как видно из позднейшего (IV в.) запретительного правила (т. н. апост. 3) колосья, виноград, медь, молоко, птицы, животные, овощи, вообще все то, что могло служить на пользу нуждающимся и поступало в распоряжение епископа. Привратники (ostiarii, (***)) вероятно также развились из диаконской должности, как лица, на обязанности которых лежало охранять место богослужебного собрания, следовательно, и совершения Евхаристии, во времена же гонений тайно извещать христиан о времени и месте богослужебного собрания. Напротив, должности чтеца ((***) lector) и заклинателя ((***), exorcista) выработались из воспоминаний обильного дарами Божией благодати апостольского времени, когда читать Св. Писание в богослужебном собрании мог только тот, кто чувствовал в себе необходимый для этого дар ((***)), и когда силой заклинания одаренного Духом Божиим лица изгонялись демоны и исцелялись больные. Заклинаниям (экзорцизмам) христиане придавали тем большее значение, что Сам Сын Божий пришел на землю чтобы, побороть сатану и его царство (Гарнак). Так как заклинание практиковалось над каждым крещаемым и сделалось составной частью священнодействия крещения, совершаемого епископом или пресвитером, то особые заклинания в восточной церковной практике исчезли очень рано; напротив, на Западе exorcista, как особая церковная степень, хотя и без соответствующей названию заклинательной должности, сохранился и доныне.

Вся совокупность церковно-должностных лиц, высших и низших, со II в. стала называться клиром ((***)), в отличие от народа ((***)). Слово: (***) означает собственно жребий или основанную на жребии долю участия в чем-либо, в переносном смысле - призвание, достающееся на долю человека (Лук. XXIII, 34; Деян. I, 17. 25-26), и отсюда известный разряд лиц, составляющих по своему призванию особый класс. На латинском Западе, кроме слова: "clerus", пользовались еще латинским термином: "ordo", в каковом термине выразилась идея привилегированного положения церковнодолжностных лиц в христианской общине, по аналогии с привилегированным положением сенаторов и всадников в Риме (ordo senatorius, ordo equester) и декурионов в муниципиях (ordo decurionum), по отношению к массе простых членов общины (plebs).

Вся христианская община, как целое, слагающееся из клира и народа, под главенством епископа, называла себя (***) или (***). Последнее название (от (***) - живу где-либо в качестве чужестранца - указывает на то, что христиане, жительствовавшие в городе или в городском округе, в противоположность окружающему их нехристианскому населению, смотрели на себя, как на пришельцев в данном городе, составлявших колонию среди чужого им мира. Подобным же образом римские граждане, жившие в перегринских греческих городах и составлявшие из себя особую юридическую единицу - conventum civium romanorum - обозначались на греческом языке словом (***). Следовательно, и христианская (***), parochia означала не пространственно-определенный географический округ, а группу или союз людей. Города, даже и самые многолюдные, не дробились на отдельные общества, а составляли одну христианскую общину, с епископами, пресвитерами, диаконами и прочими служителями, хотя могли быть устраиваемы отдельные богослужебные пункты, для руководства которыми епископ назначал подчиненных ему пресвитеров. Что же касается подгородных округов с принадлежавшими к ним селениями ((***)), то в церковной организации их существовали две системы. В Сирии и некоторых частях Малой Азии подгородные и сельские общины обладали полной организацией с епископом во главе, который назывался сельским епископом ((***)). В других местах, как напр. в подгородных местностях Рима, христиане, жившие в деревнях и в окрестностях города, не имели особой организации и рассматривались как члены епископской (т. е. епископа городского) церкви, хотя отдельные группы могли собираться на местах жительства в отдельных помещениях, и для руководства каждой группой епископ посылал того или другого из подчиненных ему пресвитеров.

Взаимное отношение двух составных элементов христианской общины - клира и народа или мирян - было отношением органического взаимодействия. Общество христианское заявляло свое активное участие в церковной жизни: в обсуждении дел на собраниях, в дисциплинарном суде, в обратном принятии в церковь исключенных грешников и в избрании епископов. Даже св. Киприан карфагенский, стоявший на высоте епископского миросозерцания, держался всегда, по его собственным словам, правила ничего не делать без совета пресвитеров и без согласия народа. Это, однако, не значит, чтобы первым векам христианства были свойственны наши современные понятия о голосе совещательном и о голосе решительном, равно как о большинстве голосов.


1130-1340-lekcii-dlya-studentov-pryamo-v-cehah-kombinata-chto-sgorit-to-ne-sgniet-3.html
114-opredelenie-rinochnoj-stoimosti-dohodnim-podhodom-otchet-ob-ocenke-01-0811.html
1141-proizvodstvennaya-gimnastika-v-i-ilinicha-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
115-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-inventarizacij-materialnih-cennostej-i-proverok-finansovogo-hozyajstva-uchrezhdenij-predpriyatij-vnutrennimi-proverochnimi-komissiyami.html
116-enciklopediya-bernard-verber.html
118-prikaz-minfina-rf-ot-15122010-n-173n-ob-utverzhdenii-form-pervichnih-uchetnih-dokumentov-i-registrov-buhgalterskogo-ucheta.html
  • spur.bystrickaya.ru/maket-master-fajla-uchastka-proekt-po-predvaritelnoj-kvalifikacii-vipolnyaemij-pod-rukovodstvom-vsemirnoj-organizacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhotto-di-bondone-giotto-di-bondone-1266-ili-1267-kolle-di-vespinyano-toskana-1337-florenciya-italyanskij-zhivopisec-predstavitel-iskusstva-p.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-literaturnogo-prazdnika-posvyashennogo-otkritiyu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-parashyutnoj-podgotovke-aviacii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/semantika-hudozhestvennogo-prostranstva-v-romane-dzh-dzhojsa-portret-hudozhnika-v-yunosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovacionnom-universitete-stranica-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-organizaciya-proektirovaniya-elektronnoj-sistemi-upravleniya-dokumentooborotom.html
  • institute.bystrickaya.ru/gejman-nil-kniga-kladbish-lyubitelskij-perevod.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskaya-model-obuchenie-vzroslih.html
  • turn.bystrickaya.ru/opit-ispolzovaniya-informacionnih-tehnologij-national-instruments.html
  • books.bystrickaya.ru/ekskursionnaya-programma-1-den-karakas-vstrecha-v-aeroportu-transfer-v-otel-alba-caracas-4-v-karakase-svobodnoe-vremya-2-den-karakas-merida.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saga-o-vidyashih-i-uchenik-ubijci-robin-hobb-stranica-7.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakoni-termodinamiki-i-ih-primenenie-k-nizkotemperaturnim-sistemam.html
  • university.bystrickaya.ru/est-vremya-razbrasivat-kamni-chem-temnee-noch-tem-yarche-sverkayut-zvezdi.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-upravlenii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-na-osnove-issledovanij-provedennih-v-laboratorii-razvitiya-rechi-instituta-doshkolnogo-vospitaniya-apn-nine-institut-doshkolnogo-obrazovaniya-i-semejnogo-vospitaniya-rao.html
  • education.bystrickaya.ru/2-informacionnij-process-i-evolyuciya-sredstv-ego-obespecheniya-a-s-marahovskij-massovie-kommunikacii-i.html
  • college.bystrickaya.ru/4-hudozhestvenno-esteticheskij-otdel-programma-deyatelnosti-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-istoriya-predprinimatelskoj-deyatelnosti-po-teme-dinastiya-demidovih.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamen-16-uchebno-metodicheskaya-karta-disciplini-utverzhdayu-zav-kafedroj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viktor-suvorov-svyatoe-delo-gde-konchaetsya-dokument-tam-ya-nachinayu-stranica-9.html
  • institut.bystrickaya.ru/torgovoe-oborudovanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prishvin-m-m-lyubov-k-cheloveku-i-prirode.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napravlenie-6-prinimaya-vo-vnimanie-mirovie-i-otechestvennie-tendencii-razvitiya-obrazovaniya-uchebno-vospitatelnij.html
  • education.bystrickaya.ru/212-operatori-kvantori-i-svyazki-uchebnik-adresovan-ne-tolko-studentam-lingvisticheskih-otdelenij-fakultetov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-xv-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-problemi-i-perspektivi-innovacionnogo-razvitiya-ekonomiki-kiev-simferopol-alushta.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sbornik-proizvedenij-aleksandr-viktorovich-kostyunin-petrozavodsk-11-11-2009-g-soderzhanie-rukavichka-rasskaz-stranica-11.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-ekologiya-na-temu-radioaktivnie-othodi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobor-vostochnih-patriarhov-1666-1667-gg-blazhenni-izgnannie-za-pravdu-ibo-ih-est-carstvo-nebesnoe.html
  • bukva.bystrickaya.ru/politika-i-eyo-funkcii-chast-2.html
  • education.bystrickaya.ru/141-11-amurnaya-bolezn-oliver-saks-chelovekkotorij-prinyal-zhenu-za-shlyapu-i-drugie-istorii-iz-vrachebnoj-praktiki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-god-zabolevaemost-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-baza-dlya-rascheta-finansovo-ekonomicheskih-pokazatelej-programma-gosudarstvennoj-attestacii-studentov.html
  • school.bystrickaya.ru/iskusstvennij-intellekt-v-upravlenii-firmoj-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.