.RU

§ 6. Устройство христианских общин в послеапостольское время - Учебник церковного права


^ § 6. Устройство христианских общин в послеапостольское время.
Для последующей истории определяющее значение получил не взгляд Игнатия на епископа, как занимающего место Христа, а взгляд другого, также весьма близкого ко времени апостолов, церковного писателя, св. Иринея лионского, который указал основу епископской должности, как отличной от пресвитерской, в апостольском преемстве. По Иринею, истинный смысл Св. Писания не может быть объясняем без помощи предания, т. е. Св. Писания не может быть истолковываемо произвольно аллегорически, как это делалось у еретиков-гностиков, но должно быть понимаемо так, как оно передано апостолами. Апостолы получили от Св. Духа истинное и совершенное знание ((***)), а не то лжезнание, которым хвалились люди; величавшие себя гностиками, т. е. людьми, имеющими знание, и комбинировавшие самым произвольным образом идеи христианства, а также ветхозаветного откровения, с идеями греческой мифологии и философии. Епископская должность есть учрежденное апостолами продолжение их собственной, апостольской, должности; поэтому епископы имеют харизму, т. е. дар истины, и к ним, как к хранителям предания, непрерывно идущего от апостолов, нужно обращаться для правильного истолкования смысла Св. Писания. Таким образом, епископы, удержав в своих руках важнейшие акты христианского богослужения, какова Евхаристия, вместе с администрацией церковного имущества, унаследовали весь авторитет провозвестников Слова Божия (апостолов, пророков и учителей). Их кафедры сделались центрами истинного христианского учения. Равным образом в руках же епископов сосредоточились крещение, дисциплинарный суд и обратное принятие в церковь исключенных из нее. Как совершитель Евхаристии в особенности, епископ на долгое время удержал за собой титул священника в собственном смысле ((***), sacerdos), предпочтительно пред пресвитерами. В новозаветных книгах Св. Писания не говорится об особом новозаветном священстве, которому бы принадлежала существенная священству функция - принесение жертвы; напротив всем вообще христианам усвояется церковное священство (1 Петр. II, 5. 9; Откров. V, 9), в том смысле, что каждый христианин приносит в жертву Богу свою полную преданность, молитву, хвалу и благотворение ближнему. Но как в ветхом завете, рядом с всеобщим священством всех сынов Израиля существовало особенное священство потомков Аарона и левитов, так и в христианстве со времен апостольских, наряду с всеобщим священством всех христиан, развилась идея особенного священства, в связи с идеей евхаристической жертвы. Евхаристия, которую Христос заповедовал творить в свое воспоминание, рассматривалась не только как благодарственная жертва Богу со стороны церкви за искупление, совершенное голгофским жертвоприношением Христа, но и как вечно продолжающееся повторение голгофской жертвы, совершаемое особым новозаветным священством. В половине III в. св. Киприан карфагенский (+ 258) засвидетельствовал уже закончившееся развитие епископской должности в христианской церкви, представляя епископа органом Св. Духа, преемником апостолов, пророком, учителем, первосвященником, судьей и администратором в делах общины. Епископ, по учению Киприана, есть фундамент христианской общины, так что тот, кто не состоит в общении с епископом, находится вне церкви, а кому церковь не мать, тому Бог не отец.

Под главенством епископов, к известным уже апостольскому времени пресвитерам, диаконам и диаконисам, во II и III вв. присоединились разные низшие должности, частью развившиеся из диаконской, частью независимо от последней. Римский епископ Корнелий в письме к антиохийскому епископу Фабию 250 г. (у Евсевия Церк. Ист. VI, 43, 11) дает видеть, что, в его время, в Риме, под главенством одного епископа, существовало 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколуфа, затем еще известное число заклинателей, чтецов и привратников. Так как в Риме крепко держалось предание о семи мужах иерусалимских, как родоначальниках диаконской должности, то, несмотря на громадную численность христианской общины в таком городе, как Рим, римская церковь не считала возможным увеличить число диаконов, а вместо того создала по совершению Евхаристии и по управлению церковным имуществом придала еще второе большее число (42) аколуфов, как низших служителей для вспоможения епископу при взимании жертвенных даров, приносившихся христианами за богослужение, и для поддержания в надлежащем порядке сосудов, предназначавшихся для жертвенных даров. Такими жертвенными дарами были в особенности хлеб и вино, но могли быть, как видно из позднейшего (IV в.) запретительного правила (т. н. апост. 3) колосья, виноград, медь, молоко, птицы, животные, овощи, вообще все то, что могло служить на пользу нуждающимся и поступало в распоряжение епископа. Привратники (ostiarii, (***)) вероятно также развились из диаконской должности, как лица, на обязанности которых лежало охранять место богослужебного собрания, следовательно, и совершения Евхаристии, во времена же гонений тайно извещать христиан о времени и месте богослужебного собрания. Напротив, должности чтеца ((***) lector) и заклинателя ((***), exorcista) выработались из воспоминаний обильного дарами Божией благодати апостольского времени, когда читать Св. Писание в богослужебном собрании мог только тот, кто чувствовал в себе необходимый для этого дар ((***)), и когда силой заклинания одаренного Духом Божиим лица изгонялись демоны и исцелялись больные. Заклинаниям (экзорцизмам) христиане придавали тем большее значение, что Сам Сын Божий пришел на землю чтобы, побороть сатану и его царство (Гарнак). Так как заклинание практиковалось над каждым крещаемым и сделалось составной частью священнодействия крещения, совершаемого епископом или пресвитером, то особые заклинания в восточной церковной практике исчезли очень рано; напротив, на Западе exorcista, как особая церковная степень, хотя и без соответствующей названию заклинательной должности, сохранился и доныне.

Вся совокупность церковно-должностных лиц, высших и низших, со II в. стала называться клиром ((***)), в отличие от народа ((***)). Слово: (***) означает собственно жребий или основанную на жребии долю участия в чем-либо, в переносном смысле - призвание, достающееся на долю человека (Лук. XXIII, 34; Деян. I, 17. 25-26), и отсюда известный разряд лиц, составляющих по своему призванию особый класс. На латинском Западе, кроме слова: "clerus", пользовались еще латинским термином: "ordo", в каковом термине выразилась идея привилегированного положения церковнодолжностных лиц в христианской общине, по аналогии с привилегированным положением сенаторов и всадников в Риме (ordo senatorius, ordo equester) и декурионов в муниципиях (ordo decurionum), по отношению к массе простых членов общины (plebs).

Вся христианская община, как целое, слагающееся из клира и народа, под главенством епископа, называла себя (***) или (***). Последнее название (от (***) - живу где-либо в качестве чужестранца - указывает на то, что христиане, жительствовавшие в городе или в городском округе, в противоположность окружающему их нехристианскому населению, смотрели на себя, как на пришельцев в данном городе, составлявших колонию среди чужого им мира. Подобным же образом римские граждане, жившие в перегринских греческих городах и составлявшие из себя особую юридическую единицу - conventum civium romanorum - обозначались на греческом языке словом (***). Следовательно, и христианская (***), parochia означала не пространственно-определенный географический округ, а группу или союз людей. Города, даже и самые многолюдные, не дробились на отдельные общества, а составляли одну христианскую общину, с епископами, пресвитерами, диаконами и прочими служителями, хотя могли быть устраиваемы отдельные богослужебные пункты, для руководства которыми епископ назначал подчиненных ему пресвитеров. Что же касается подгородных округов с принадлежавшими к ним селениями ((***)), то в церковной организации их существовали две системы. В Сирии и некоторых частях Малой Азии подгородные и сельские общины обладали полной организацией с епископом во главе, который назывался сельским епископом ((***)). В других местах, как напр. в подгородных местностях Рима, христиане, жившие в деревнях и в окрестностях города, не имели особой организации и рассматривались как члены епископской (т. е. епископа городского) церкви, хотя отдельные группы могли собираться на местах жительства в отдельных помещениях, и для руководства каждой группой епископ посылал того или другого из подчиненных ему пресвитеров.

Взаимное отношение двух составных элементов христианской общины - клира и народа или мирян - было отношением органического взаимодействия. Общество христианское заявляло свое активное участие в церковной жизни: в обсуждении дел на собраниях, в дисциплинарном суде, в обратном принятии в церковь исключенных грешников и в избрании епископов. Даже св. Киприан карфагенский, стоявший на высоте епископского миросозерцания, держался всегда, по его собственным словам, правила ничего не делать без совета пресвитеров и без согласия народа. Это, однако, не значит, чтобы первым векам христианства были свойственны наши современные понятия о голосе совещательном и о голосе решительном, равно как о большинстве голосов.


1130-1340-lekcii-dlya-studentov-pryamo-v-cehah-kombinata-chto-sgorit-to-ne-sgniet-3.html
114-opredelenie-rinochnoj-stoimosti-dohodnim-podhodom-otchet-ob-ocenke-01-0811.html
1141-proizvodstvennaya-gimnastika-v-i-ilinicha-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
115-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-inventarizacij-materialnih-cennostej-i-proverok-finansovogo-hozyajstva-uchrezhdenij-predpriyatij-vnutrennimi-proverochnimi-komissiyami.html
116-enciklopediya-bernard-verber.html
118-prikaz-minfina-rf-ot-15122010-n-173n-ob-utverzhdenii-form-pervichnih-uchetnih-dokumentov-i-registrov-buhgalterskogo-ucheta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-po-kursu-tematicheskij-plan-stranica-4.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliografiya-socialnoe-prostranstvo-i-vremya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26000120.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-teper-nauchimsya-slushat-lyubitel-istorii-bishop-syu-kak-delat-vse-po-svoemu.html
  • institut.bystrickaya.ru/stranica-iz.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-n-rerih-eti-slova-yu-n-rerih-napisal-v-dalyokom-1929-godu-no-oni-aktualni-i-segodnya-issledovanie-kochevogo-vostoka-yavlyalos-odnoj-iz-naibolee-aktualnih-zadach-istoricheskoj-nauki-hh-veka-kultura-tradicionnoj.html
  • learn.bystrickaya.ru/fiz-himiya-nauchnoj-i-nauchno-organizacionnoj-deyatelnosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/effekt-ganna-i-ego-ispolzovanie-v-diodah-rabotayushih-v-generatornom-rezhime.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-napravleniya-010700-fizika-magisterskaya-programma-010705-fizika-plazmi.html
  • turn.bystrickaya.ru/okazivaetsya-karl-u-klari-ukral-koralli-a-klara-u-karla-ukrala-klarnet-no-chto-eto-znachit.html
  • diploma.bystrickaya.ru/valyutnij-rinok-i-ego-regulirovanie-chast-3.html
  • report.bystrickaya.ru/groznij-urok-tom-9.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bryusov-v-ya-stihotvoreniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/nachnite-s-radostnogo-predvkusheniya-soft-e-books-games-funny-etc-www-interesant-net-allen-karr-legkij-sposob-sbrosit-ves.html
  • college.bystrickaya.ru/3-strukturnaya-organizaciya-evm-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovogo-proekta-proektirovanie-processora.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-probleme-pokolenij-russkaya-filosofiya-vladimir-martinov-pestrie-prutya-iakova-chastnij-vzglyad-na-kartinu-vseobshego.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-n-kirichenko-novosibirskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-rossiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-ekonomicheskoj-misli-kak-process-stanovleniya-ekonomicheskoj-nauki.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slova-vedomosti-12112007-213-str-a2-pervij-kanal-novosti-10-11-2007-kokorekina-olga-18-0011.html
  • reading.bystrickaya.ru/malajziya-men-itaj-arasindai-sauda-ekonomikali-atinastar-tarihinan-r-r-ospanova.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-kontrolno-schetnoj-palati-goroda-novosibirska-za-2011-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/kvalifikaciyatehnik-srok-obucheniya3-g-10-mes-ochno-zaochno-spravochnik-dlya-postupayushih-v-uchebnie-zavedeniya-srednego.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalnie-seti-internet.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-inostrannomu-yaziku-anglijskij-yazik-dlya-studentov-ikursa-lechebnogo-fakulteta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teologiya-v-soznanii-sovremennogo-cheloveka.html
  • school.bystrickaya.ru/ash-peace-essay-research-paper-life-what.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-vnutrivedomstvennie-kontrol-i-priemka-rabot-instrukciya-o-poryadke-osushestvleniya-gosudarstvennogo-geodezicheskogo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kliniko-funkcionalnie-harakteristiki-cerebrovaskulyarnih-rasstrojstv-uralskoj-gosudarstvennoj-medicinskoj-akademii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-sertifikaciya-produkcii-i-uslug-obshestvennogo-pitaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistemi-tehnologij-promishlennosti-stroitelnie-materiali.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-proektirovaniya-instrumenta-soderzhanie-rabochego-chertezha-na-nego-formi-geometriya-i-klassi-tochnosti-smennih-neperetachivaemih-plastin-snp-dlya-tocheniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-kontrolya-nesankcionirovannogo-dostupa-k-neftegazovim-obektam-na-osnove-akusticheskogo-skanirovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-vstupitelnih-ekzamenov-v-magistraturu-visshej-shkoli-gosudarstvennogo-administrirovaniya-mgu-menedzhment.html
  • spur.bystrickaya.ru/kreativnoe-tvorcheskoe-mishlenie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programmi-po-vosstanovleniyu-dannih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.