.RU

§ 5. Функция регулирования банковского учета. Правила проведения - В банковской системе россии


§ 5. Функция регулирования банковского учета. Правила проведения

банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности


Правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации и его роль в организации банковской деятельности. Прежде всего нужно выяснить отраслевую принадлежность правовых норм, регулирующих бухгалтерский учет. В зарубежных странах законодательство о бухгалтерском учете входит составной частью в различные отрасли права. Например, в Германии и во Франции бухгалтерский учет предусмотрен торговыми кодексами. В Италии эти вопросы регулируются гражданским кодексом*(201). В кредитных организациях России бухгалтерский учет регулируется банковским правом и, следовательно, общие требования бухгалтерского учета, установленные административным законодательством, дополняются банковскими законами и нормативными актами Банка России.

Статья 56 Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"», предусматривает право Банка России устанавливать обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

С 1 января 1998 г. введены в действие Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. № 61, утвержденные приказом Банка России от 18 июня 1997 г. № 02-263 (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 30 марта, 9 июня, 15 июля, 25 сентября, 10, 30 ноября, 10 декабря, 25 декабря 1998 г.)*(202).

^ Бухгалтерский учет в кредитных организациях. Вся банковская деятельность подчинена определенным правилам. Все они различны, хотя порой эти различия неуловимы. Иногда трудно разграничить банковское право и те нормы, которые имеют сугубо технический характер. Этими различиями определяются различия в компетенции тех или иных специалистов, работающих в кредитных организациях, и специализация в банковской деятельности.

Бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций осуществляются по определенным правилам. По содержанию эти правила относятся к технологическим нормам банковской деятельности. Однако по своей форме они являются юридическими нормами. Юридическая форма технологических норм обусловлена тем, что они устанавливаются нормативными актами Банка России. Нормативные акты, как было сказано, являются источниками банковского права. Именно поэтому нормы бухгалтерского учета обязательны для всех кредитных организаций. И соответственно их нарушение влечет применение к кредитным организациям санкций, предусмотренных в ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Принципы бухгалтерского учета едины и обязательны для всех организаций в Российской Федерации. В ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете», на наш взгляд, противоречит не только банковскому законодательству, но и Конституции РФ. Согласно ст. 3 Закона «законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации». Противоречие состоит в том, что в понятие «законодательство» здесь, во-первых, включены не только законы, но и подзаконные акты, а во-вторых, не включены нормативные акты Банка России. О кредитных организациях практически ничего не сказано, хотя данный Федеральный закон устанавливает общие принципы и общие требования, относящиеся к сфере деятельности всех организаций. Нет указаний и о том, что бухгалтерский учет должен вестись на русском языке.

^ Переход на новый план счетов и новые правила бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, счета в бухгалтерском учете банков определены только как активные или только как пассивные. Не допускается иметь кредитовое сальдо в конце дня на активном счете, а на пассивном счете — дебетовое. Новый план счетов отличается прежде всего структурным построением, а также наглядностью счетов. Предусмотрено иерархическое построение счетов: разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета. Детализируется учет операций банков и придается им наглядность*(203). В плане счетов предусмотрена новая нумерация. Поэтому в каждом разделе, в счете первого порядка при необходимости могут вводиться новые дополнительные счета. В новом плане счетов нет специального раздела по учету иностранных операций. По решению кредитной организации счета аналитического учета в иностранной валюте могут вестись в рублях по курсу Банка России.

^ Делопроизводство в кредитных организациях. Учитывая актуальность защиты прав и законных интересов акционеров и вкладчиков, нужно обратить внимание на вопросы ведения делопроизводства в кредитных организациях. Разрешить возникающие конфликты между кредитными организациями и их участниками, вкладчиками и различными клиентами бывает непросто из-за отсутствия правильно оформленных документов, т. е. необходимой доказательственной базы по гражданским делам.

Отсутствие единой системы делопроизводства для всех банков создает массу трудностей при проверке правильности оценок финансового положения кредитной организации средствами документарного банковского надзора. Известные трудности создаются и для контролирующих, а также правоохранительных органов в тех случаях, когда невозможно с достаточной точностью выяснить исполнителя документа, оформленного не надлежащим образом.

Делопроизводство в кредитных организациях регулируется самими кредитными организациями. На этот счет не издано никаких нормативных актов по банковскому праву, в том числе и Банком России.

Нуждаются в уточнении и вопросы делопроизводства в филиалах иностранных кредитных организаций. Согласно ст. 22 Закона РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), «делопроизводство в сфере обслуживания и коммерческой деятельности ведется на государственном языке Российской Федерации и иных языках, предусмотренных договорами между деловыми партнерами»*(204). При этом неясно, на каком языке должно вестись делопроизводство в филиалах иностранного банка, открытых на территории Российской Федерации. По смыслу Закона эта проблема должна регулироваться Банком России при выдаче разрешения на открытие филиала. В процессе инспектирования Банк России должен проверять наличие всей банковской документации на русском языке.

В банковской системе России нужно создать единую систему делопроизводства, охватывающую весь документооборот между Банком России, кредитными организациями, а также акционерами и клиентами кредитных организаций. При этом Банк России по определенным вопросам может издавать внутренние инструкции, нужные только ему.

Система делопроизводства на материальных носителях должна органически включаться в систему электронной информации. В этом случае вся деятельность Банка России и его партнеров становится полностью прозрачной прежде всего для контролирующих подразделений самого Банка России, а в пределах закона - и для других взаимодействующих с ним финансовых субъектов. Под финансовыми субъектами в данном случае мы понимаем субъекты финансовой системы. Например, вкладчик как субъект финансовой системы, чьи денежные средства используются кредитной организацией, или ее кредитор в случаях нарушения договорных обязательств и законодательства могут обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Суд может потребовать от Банка России представления необходимых документов, подтверждающих, скажем, факт выдачи кредитной организации соответствующей лицензии, что она является дилером на рынке ценных бумаг, что у нее изменился почтовый адрес, что ее руководители были согласованы с Банком России. Множество других фактов может понадобиться суду для обеспечения доказательств при рассмотрении конкретного дела и вынесения по нему законного решения.

Многие добросовестно работающие кредитные организации создали свою систему делопроизводства, которая в первую очередь защищает интересы собственников банка, клиентов и вкладчиков. Но речь идет о типовом делопроизводстве для кредитных организаций. Как уже говорилось, вся денежно-кредитная система так или иначе основывается на договорных отношениях. В определенном смысле на договорных отношениях в конечном счете основывается и вся финансовая, в том числе налоговая, система. Ведь налоги - это отчисления от прибыли и доходов. Последние производны от предпринимательства и трудовой деятельности, в основе которых находятся договоры: в предпринимательской деятельности - гражданско-правовой договор; в трудовой деятельности - трудовой договор. Поэтому единое делопроизводство само по себе способно улучшить контроль за соблюдением договорных отношений в банковской системе.

Можно предположить, что в перспективе создание единой системы информационных технологий в управлении экономикой общества как раз и даст такой результат, при котором отклонения в системе финансовых и налоговых отношений станут едва ли возможными. Весь вопрос в количественной и качественной стороне технологий.


§ 6. Государственная регистрация и лицензирование


Государственная регистрация и лицензирование кредитных организаций в различных странах решаются по-разному. Государственную регистрацию может осуществлять специально для этого созданный орган (например в США, Франции), иногда - центральный банк. Не исключаются варианты, при которых государственную регистрацию осуществляет орган исполнительной власти, а лицензии выдает центральный банк.

На наш взгляд, в условиях России было бы правильным определенное разделение функций с тем, чтобы государственную регистрацию кредитных организаций осуществлял специально созданный орган исполнительной власти. Это способствовало бы улучшению организации банковского надзора и банковского контроля за деятельностью кредитных организаций. Ведь от того, кому выдаются банковские лицензии во многом зависит положение вкладчиков, инвесторов и всех лиц, пользующихся услугами банков.

Как отмечалось в печати, Банк России практически за первое полугодие 1992 г. выдал (переоформил) лицензии всем крупным банкам. И все они, за редким исключением, после 17 августа 1998 г. потерпели крах. Во многих случаях процедуры банкротства тянутся годами. Одно это свидетельствует о недостатках лицензирования таких банков. Прежде чем выдать лицензию, надо было бы проверить представленные на регистрацию документы. Тем более, когда кредитная организация расширяет свою деятельность и ходатайствует об очередной лицензии. В таких случаях Банк России прежде чем выдать, допустим, валютную лицензию или разрешить привлечение вкладов, мог бы послать в кредитную организацию группу проверяющих. Но такой порядок не был предусмотрен в законе, проверки начали проводиться с средины 1993 г., да и то поначалу в мелких, а затем — в средних по размеру банках.

То обстоятельство, что лицензирование банков проводилось именно таким образом не означает, что причины данного положения объясняются работой Банка России или банковским надзором. Банковская система возникает и функционирует в определенной экономической, социальной и правовой среде. Что касается экономики, то здесь сказался ее переходный характер, скоротечность преобразований, отсутствие концепции формирования банковской системы. Однако главной причиной была правовая неопределенность в регулировании рыночных отношений, отсутствие законодательства, системно регулирующего банковские правоотношения. Многие вопросы в период становления банковской системы вообще не были урегулированы. Поэтому было бы неправильным сводить все недостатки к работе Центрального банка. Наоборот, причины препятствий нормальному возникновению кредитных организаций коренятся в специфике переходной экономики и в отсутствии развитого законодательства.

Согласно требованиям Федерального закона, Банк России осуществляет государственную регистрацию и лицензирование аудиторских организаций. Здесь возникает явное противоречие. Банк России сам должен подвергаться аудиторской проверке, которая, согласно Федеральному закону, проводится аудиторской фирмой, определяемой Государственной Думой РФ. Получается, что Банк России проверяется аудиторской фирмой, зависящей от него. Но дело не только в этом. Если бы лицензии аудиторским организациям выдавались специально созданным органом, то контроль в банковской системе стал бы разнообразнее и его эффективность повысилась.

На наш взгляд, государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций должна производиться не Банком России, а специально созданной правительственной организацией - Банковской комиссией. Эта организация могла бы регистрировать и выдавать лицензии аудиторским фирмам. Такой подход был бы более правильным с точки зрения разделения властей и укрепления законности в банковской системе. Банковский аудит должен быть полностью независим от Банка России. Такая независимость будет способствовать объективности банковских проверок. Появится возможность сопоставлять данные банковского аудита и данные банковского надзора, осуществляемого Банком России.

Действующий порядок государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций предусмотрен в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом, является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций предусмотрен гл. II Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Последний осуществляет их государственную регистрацию и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За регистрацию взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% объявленного уставного капитала кредитной организации. Сбор поступает в доход федерального бюджета. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом. Кредитные организации получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии.

В ст. 13 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» сказано, что «осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом». Тем самым устанавливаются юридические основания специальной правоспособности кредитной организации. Следует обратить внимание на выдачу лицензии только в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в Реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации Банком России в «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год. Изменения и дополнения, внесенные в Реестр, публикуются в месячный срок со дня их внесения. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с него всей суммы, полученной в результате проведения данных операций, а также штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. Последний вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости — и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии (часть пятая ст. 15 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Вопрос об отзыве банковских лицензий. Многие проблемные банки, деятельность которых создает законные основания для отзыва у них лицензии, продолжают свою деятельность. Территориальные учреждения не инициируют отзыв банковских лицензий. А это означает слишком высокий риск для тех, кто вступает в правоотношения с ними. Такая ситуация имела место в начале 1999 г., когда Банк России направил письмо в кредитные организации (№ 114-Т), в котором отмечал это обстоятельство как недостаток в работе территориальных учреждений Банка России*(205). Но суть вопроса не сводится только к невыполнению отдельными территориальными учреждениями требований по своевременному инициированию отзыва банковских лицензий. Сам порядок отзыва лицензий имеет много ступеней - десятки различных согласований, что еще раз подтверждает низкий уровень банковского надзора.

Ранее нами предлагалось предусмотреть в законе Банковскую комиссию - независимый от Банка России орган лицензирования и банковского надзора. Ее подразделения в экономических регионах России могли бы ускорить и повысить качество регистрации, лицензирования и отзыва банковских лицензий с учетом запросов реальной экономики.

Заметим, что в США многие вопросы лицензирования решаются исполнительными органами в штатах с учетом потребностей экономики штатов. Банк, не выполняющий требования банковского законодательства, быстро теряет лицензию. Банки, создаваемые в штате, оцениваются с точки зрения того, нужны ли они и их проекты населению штата. Иными словами, защищается публичный интерес.


§ 7. Надзор за деятельностью кредитных организаций


Проблема банковского надзора. Как отмечалось ранее, банковский надзор является исключительной компетенцией Банка России. Современное состояние банковской системы, о котором говорилось в начале книги, во многом обусловлено низким уровнем банковского надзора.

По мнению ряда экспертов, «главной причиной банкротства большинства банков оказалось не замораживание средств в ГКО-ОФЗ и не чрезмерно высокие валютные риски, а слишком большие размеры «плохих» долгов корпоративных клиентов в кредитных портфелях»*(206).

Если выводы аналитиков верны, то возникает вопрос о механизме образования слишком больших размеров «плохих» долгов в кредитных портфелях банков. Это сфера ответственности, с одной стороны, самих кредитных организаций, а с другой — Банка России, который обязан осуществлять банковский надзор над кредитными организациями. Главное в этом надзоре — соблюдение установленных Банком России финансовых нормативов. Получается, что низкий уровень банковского надзора позволил кредитным организациям проводить рискованную кредитную политику.

Кредитные организации в своем большинстве проводят кредитную политику, диктуемую потребностями экономической ситуации. Специфика экономической ситуации рассматривалась в начале книги. Это прежде всего специфика образования российских банков в конце 80-х - начале 90-х гг. Все возникло так, как возникло. Задача заключается в улучшении банковской системы и банковского надзора. Для этого необходимо внести изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с тем, чтобы создать условия для конкуренции между кредитными организациями и Независимого от Банка России банковского надзора. Таким образом, постепенно можно будет преодолеть монополизм и те трудности в развитии банковской системы, которые в значительной мере обусловлены спецификой переходной экономики в стране.


^ 1. Федеральное законодательство о банковском надзоре.

Комитет банковского надзора при Банке России


Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется в соответствии с требованиями поддержания стабильности и надежности банковской системы.

Цели банковского надзора подчинены целям регулирования банковской системы, что вытекает из содержания ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в которой сказано, что «Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами...». В статье используется термин «банковское законодательство», но не разъясняется его смысл.

В ст. 41 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"» сказано, что «Надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами». Возникает вопрос, о каких федеральных законах идет речь. В ст. 2 этого закона указан перечень нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Перечень является исчерпывающим только в отношении подзаконных нормативных актов (нормативных актов Банка России). В остальном это могут быть «другие федеральные законы», регулирующие банковскую деятельность и банковские отношения. Помимо собственно банковского законодательства, т. е. законодательства, которое содержит только нормы банковского права, сюда в первую очередь относится Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает, что Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля. Дальше об этом речь пойдет подробнее. Здесь же заметим, что Банк России имеет право применять только санкции банковского права. В юридической науке не разработан вопрос об отраслевой принадлежности валютного права. Быть может, это комплексная отрасль права, включающая нормы нескольких отраслей, в том числе и часть норм банковского права. Но в любом случае нужно определить роль здесь административного права и механизмы обеспечения его соблюдения, использования, исполнения и применения.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» - относительно стабильная, малочисленная и довольно абстрактная часть валютного права. Все остальное — многочисленные подзаконные нормативные акты, часто меняющаяся часть валютного права.

Банк России и ГТК издает множество нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля. По нашим подсчетам, было издано (с учетом изменяющихся редакций) около 1700 нормативных актов. Активно применяются около ста из них. Отсюда возникает проблема доступности валютного законодательства.

^ Комитет банковского надзора при Банке России. В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 26 апреля 1995 г.) сказано, что «Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров». Здесь мы констатируем явное противоречие между Федеральным законом и практикой Банка России. В ст. 55 Федерального закона употреблен союз «или», а не «и». Поэтому надзор может осуществляться или непосредственно Банком России или через создаваемый при нем орган банковского надзора. В действительности при Банке России был создан Комитет банковского надзора (при территориальных учреждениях тоже), который стал предварительно, до вынесения решения Банком России, рассматривать материалы банковского надзора. Такая ситуация не была предусмотрена Федеральным законом. Там речь идет о создании специального органа, самостоятельно осуществляющего банковский надзор. Но дело не только в этом. По ряду вопросов установлена процедура рассмотрения ходатайств кредитных организаций, которые обращаются в Банк России. И эти ходатайства, согласно требованиям нормативных актов Банка России, предварительно рассматриваются на заседании Комитета банковского надзора. Получается, что в этом смысле процедура рассмотрения вопросов на Комитете банковского надзора затрагивает интересы кредитных организаций, а в итоге - банковских клиентов.

Банк России отвечает за состояние банковского надзора. Поэтому при нарушении прав вкладчиков периодически возникает вопрос о солидарной ответственности Банка России и кредитной организации. В печати отмечалось, что «...нижняя палата в первом чтении одобрила законопроект, изменяющий Гражданский процессуальный кодекс и позволяющий судам привлекать Центробанк в качестве соответчика по искам граждан к кредитным организациям. Для этого суд должен решить, что ЦБ как орган контроля и надзора плохо выполнял свои обязанности в отношении недобросовестного банка. Если законопроект будет принят, не исключено, что суды станут налагать взыскания на Центробанк в пользу вкладчиков. Таким образом, Банк России должен будет напрямую платить пострадавшим клиентам банков...»*(207) Однако по законодательству кредитные организации являются самостоятельными юридическими лицами. И было бы неправильным возлагать ответственность на Банк России за деятельность независимых по отношению к нему организаций, тем более что в этом случае он расплачивался бы денежными средствами, которые являются собственностью Российской Федерации. Банк России обладает независимостью в системе разделения властей. Поэтому проблема заключается не в его ответственности за действия кредитной организации, а в кардинальном изменении и улучшении всей системы и методов надзора.


^ 2. Банковский надзор и аудиторские проверки кредитных организаций


Банк России выдает лицензии аудиторским организациям, которые проводят банковский аудит. В Банке России созданы соответствующие подразделения лицензирования банковской и аудиторской деятельности. Они проводят аттестацию аудиторов.

В последнее время качество аудиторских заключений значительно повысилась, а количество проверок возросло.

Противоречия, имеющиеся между федеральными законами и нормативными актами Банка России, в большей мере затрагивает права вкладчиков и банковских клиентов, нежели самих банкиров. Причиной тому могут быть недостатки юридической техники подготовки и принятия нормативных актов. Но это, видимо, не единственная причина.

Ранее мы попытались раскрыть сущность центрального банка как структуры, в значительной степени приспособленной для обеспечения перераспределительных процессов между денежной и финансовой системами, как структуры, которая представляет интересы банковской системы. В данном смысле для защиты банковских клиентов в организации и функционировании центрального банка мало что остается. Поэтому вкладчики должны быть представлены в банковской системе через свои собственные структуры, которые бы отстаивали их интересы. Тогда аудиторские проверки будут проводиться не только в интересах банковской системы, но и вкладчиков.

К сожалению, подзаконные нормативные акты не всегда соответствуют законам и даже Конституции РФ. В качестве примера можно привести те ситуации, которые возникали в связи с многочисленными случаями нарушения прав вкладчиков.


^ 3. Организация функций банковского надзора на примерах

некоторых зарубежных стран


Цели и функции банковского надзора во многих зарубежных странах совпадают. Проверка финансовой надежности кредитных организаций везде ставится на первое место. Надзор создается для обеспечения стабильности кредитно-финансовой системы, бесперебойного, эффективного и надежного функционирования кредитно-финансовых рынков, а также для осуществления мер, призванных защитить интересы кредиторов и вкладчиков, помещающих свои средства в кредитно-финансовые организации. Зачастую в задачу надзора входит обеспечение условий развития конкуренции в сфере денежно-кредитных отношений*(208). В некоторых странах значительное внимание уделяется не только вопросам финансовой надежности кредитных организаций, но и юридическим сторонам их деятельности (Великобритания, Италия, Нидерланды, США, некоторые другие страны). Так, в Банке Англии имеется специальный отдел расследований, созданный для того, чтобы давать консультации и при необходимости участвовать в расследовании, если возникают подозрения относительно преднамеренных криминальных действий. Этот отдел работает в тесном сотрудничестве с Отделом надзора Банка Англии.

В различных странах банковский надзор организован не одинаково. Сказываются исторические и экономические факторы.

Банковский надзор осуществляется в одних странах центральным банком (например, в Великобритании); в других - многочисленными государственными и общественными институтами (например, в США, во Франции).

В некоторых странах (например, в Великобритании) основное значение имеет документарный, т. е. дистанционный надзор. Правда, здесь он имеет индивидуальный характер, поскольку ведется над каждым банком в отдельности. В других странах (например, в США) проводятся регулярные инспекции кредитных организаций (контактный надзор - выход инспекторов с проверкой непосредственно в банк).

Во многих странах значительное внимание уделяется частному аудиту. Например, в Великобритании, Нидерландах, во Франции надзорные органы действуют в тесном контакте с частными аудиторскими фирмами. Например, в Банке Нидерландов ежегодно проводятся встречи с внешними аудиторами, несущими персональную ответственность в случае нанесения ими ущерба курируемому банку, на которые приглашается и руководство соответствующего коммерческого банка*(209). Для сравнения заметим, что в российской банковской системе можно было бы использовать эту практику персональной ответственности аудиторов, но здесь пока нет понятия «курируемый банк». Для этого нужно предусмотреть соответствующие нормы в российском банковском законодательстве.

Наряду с внешним аудитом во многих странах большое значение имеет внутренний аудит, который, как правило, работает в тесном контакте с аудитом внешним. В связи с этим во Франции, например, в целях повышения эффективности внутреннего аудита каждому банку разрешается иметь собственную систему измерения, учета и управления рисками.

В Германии деятельность банков регулируется и контролируется в соответствии с законодательством ФРГ. Плановые регулярные инспекции банков, как правило, не проводятся, но власти требуют от банков финансовые отчеты, заверенные независимыми аудиторскими фирмами. Германские кредитные организации обязаны предоставлять органам надзора ежемесячный баланс и статистический отчет, сведения о минимальных обязательных резервах, отчет об обязательствах банка по открытым кредитам и использованию кредитных линий и ежеквартально - отчеты о ссудах нефинансовым компаниям, о заемщиках, имевших в три предшествующих месяца задолженность в размере 1 млн. марок и выше, годовые балансы*(210).

Надзор за банками осуществляется Федеральным ведомством по контролю за банками (ФВКБ). Принципы надзора определены специальным декретом этого ведомства, принятым по согласованию с центральным банком - Бундесбанком. Эти организации действуют в тесном контакте. ФВКБ выдает разрешения на открытие новых кредитных организаций и следит за выполнением ими законов. Нормативы устанавливаются по согласованию с Бундесбанком.

В США все банки, условно говоря, делятся на четыре группы, что определяет и надзор за ними. Первая группа — национальные банки. Они получают лицензии у федеральных органов власти - в Министерстве финансов (Департаменте контролера денежного обращения). Закон о Федеральной резервной системе 1913 г. предусматривает, что эти банки должны быть членами ФРС. Ко второй группе банков относятся те из них, которые получили лицензии у властей штатов и присоединились к ФРС на добровольных началах. Третья группа банков - банки штатов, не являющиеся членами ФРС. Но тем не менее эти банки охвачены системой страхования депозитов через федеральную корпорацию по страхованию депозитов (ФКСД)*(211).

Национальные банки регулируются и контролируются Департаментом контролера денежного обращения, а также контрольными подразделениями Центрального банка США (ФРС) и ФКСД. Таким образом, эти банки контролируются сразу тремя ведомствами.

Банки штатов, которые являются членами ФРС с застрахованными в ФКСД депозитами, контролируются органами банковского контроля при правительстве штатов (отдел комиссионера по банкам или управляющий по банкам при правительстве штата). Помимо этого их деятельность регулируется и проверяется ФРС и ФКСД.

Банки штатов, не относящиеся к членам ФРС и депозиты которых застрахованы, контролируются банковскими органами штатов и ФКСД.

Банки, депозиты которых не застрахованы в ФКСД и не являются членами ФРС, контролируются лишь властями штатов. Однако таких банков крайне мало и они занимают незначительное место в денежно-кредитной системе страны*(212).

Банковская система Франции контролируется соответствующими государственными и общественными институтами, а не только Банком Франции. На государственном уровне кредитно-денежная система Франции контролируется, с одной стороны, Министерством экономики и финансов и

Банком Франции, которые регламентируют деятельность банков и разрабатывают рекомендации правительству по проблемам экономики и кредитно-денежной политики, с другой - четырьмя специальными органами: Национальным советом по кредиту, Комитетом по регламентации банковской деятельности, Комитетом кредитных учреждений и Банковской комиссией*(213).

Комитет по регламентации банковской деятельности устанавливает правила функционирования кредитных учреждений. Комитет кредитных учреждений проводит аттестацию банков и финансовых компаний. Он же выдает лицензии. По закону все кредитные организации так или иначе входят во Французскую ассоциацию кредитных учреждений, представитель которой участвует в работе Комитета кредитных учреждений и Комитета по регламентации банковской деятельности.

Во Франции банковский надзор- компетенция специально созданной для этих целей Банковской комиссии. Она работает в тесном контакте с Банком Франции и им финансируется, однако полностью независима в своих выводах и решениях, касающихся кредитных организаций. Служащие Банковской комиссии - это служащие Банка Франции. Связь здесь настолько тесная, что в отношении перевода служащего в Банковскую комиссию существует поговорка: «сменить фуражку». По сути, это как бы одна и та же система, но с четко различающимися функциями.

Конечно, контроль со стороны многих организаций сам по себе тоже не является панацеей. Например, в Японии контроль за деятельностью банков осуществляют Банк Японии, министерство финансов, министерство сельского хозяйства (для сельскохозяйственных кредитных кооперативов) и некоторые региональные местные органы власти. Однако банковский кризис 1995 г. прежде всего обнаружил, по мнению некоторых специалистов, помимо прочего и недостатки в системе контроля за деятельностью банков.

В последнее время значительные изменения происходят в организации банковского надзора в Англии. В соответствии с планом масштабной реформы системы надзора за сектором финансовых услуг создан единый надзорный орган, подобного которому нет ни в одной стране мира. Целью реформы являются совершенствование надзора за финансовыми конгломератами, защита потребителей и облегчение их доступа в надзорные органы, рационализация надзорной инфраструктуры, создание прозрачного рынка и повышение доверия к финансовой системе*(214).

Согласно Конституции ФРГ, банковский надзор является задачей государства, а не центрального банка. Все большее распространение получает в Германии концепция объединения в одних руках банковского надзора, которым в настоящее время занимаются совместно Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой (ФВНКС) и Бундесбанк*(215). Реформа объясняется прежде всего передачей ряда денежно-кредитных функций Европейскому центральному банку. Однако вокруг этого вопроса развернулась дискуссия.

Таким образом, организация банковского надзора в России- это не догма. Существуют и другие варианты его организации, при которых надзор осуществляется, во-первых, дифференцированно. Это у нас не применяется. На наш взгляд, Банк России мог бы использовать уже существующее российское банковское законодательство в целях установления индивидуального пруденциального регулирования и банковского надзора. Во-вторых, в зарубежных странах банковский надзор не ограничивается финансовым надзором, но зачастую контролируется и соблюдение законов. В-третьих, банковский надзор во многих случаях организован таким образом, когда создается не одно, а несколько независимых учреждений, контролирующих банки по определенному кругу вопросов. В банковской системе России, на наш взгляд, нельзя ограничиваться только надзором, сконцентрированным исключительно в Банке России. Нужно дополнить его другими организациями, контролирующими банки по антимонопольным и юридическим вопросам. Необходимо усилить роль частного аудита в банковской системе. Можно было бы отделить функцию государственной регистрации и лицензирования внешнего аудита от функции банковского надзора, одновременно усиливая контакты между Банком России и аудиторскими организациями, предусмотрев большую ответственность аудиторов за качество внешнего аудита.


§ 8. Регистрация эмиссии ценных бумаг


Эмиссия банками ценных бумаг- необходимое условие эффективности их банковской деятельности. Но прежде всего — это способ привлечения ими финансовых ресурсов. В п. 8 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривается, что Банк России осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

Согласно Инструкции Банка России № 8 от 17 сентября 1996 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями» государственной регистрации в Банке России подлежат все выпуски ценных бумаг кредитных организаций независимо от величины выпуска и количества инвесторов. Регистрирующим органом является Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России. Он регистрирует выпуски:

а) акций кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, с уставным капиталом 100 млрд. руб. и более (включая в расчет предполагаемые итоги выпуска), выпуск облигаций кредитных организаций на сумму 50 млрд. рублей и более;

б) акций кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, с долей иностранного участия более 50%, выпуски акций кредитных организаций с долей участия юридических и физических лиц из стран СНГ более 50%;

в) ценных бумаг кредитных организаций, предназначенных для размещения за пределами Российской Федерации, разрешенных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг независимо от объема выпуска;

г) конвертируемых ценных бумаг кредитных организаций независимо от размера выпуска и величины уставного капитала, рассчитанного с учетом предполагаемых итогов конвертации.

В необходимых случаях Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России может передавать свои полномочия по регистрации выпусков ценных бумаг территориальным учреждениям Банка России по месту нахождения кредитных организаций-эмитентов, а также самостоятельно производить регистрацию любых выпусков ценных бумаг кредитных организаций.


§ 9. Банковские операции


В п. 9 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, что Банк России осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения его основных задач. Поэтому мы акцентируем внимание именно на этой проблеме. Цели сформулированы в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Что же касается задач, то они сформулированы и в других законах, например, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле», Бюджетном кодексе РФ. Учитывая это, а также то, что цели первичны, нужно в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» перечислить не только его цели, но и все задачи, чтобы вся банковская деятельность Банка России точно соответствовала иерархии его целей и задач.

Операции Банка России являются инструментами его денежно-кредитной политики. В ст. 39 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. При этом лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Вместе с тем в ст. 45 Федерального закона приводится перечень операций, которые Банк России имеет право осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями самостоятельно или по поручению Правительства РФ для достижения установленных ему Федеральным законом целей. Он имеет право:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете*(216);

2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение ив управление ценные бумаги и иные ценности*(217);

8) выдавать гарантии и поручительства;

9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В ст. 46 Федерального закона предусмотрено, что обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

- иностранная валюта;

- векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;

- государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров.

В случаях, установленных Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 47 Федерального закона).

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют такие организации.

Согласно ст. 48 Федерального закона Банк России не имеет права:

1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 настоящего Закона;

2) приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 настоящего Закона;

3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами (ст. 49 Федерального закона).

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

В принципе практика банковских операций на открытом рынке в России аналогична практике других стран. Например, в Швеции ЦБ управляет ликвидностью денежного рынка посредством операций репо. При этом применяются три основные процентные ставки: депозитная, ссудная и репо. Депозитная и ссудная ставки составляют соответственно нижнюю и верхнюю границы коридора, в пределах которого движется ставка репо. Через аукционы репо ликвидность вливается в банковскую систему. Такие сделки заключаются на 7 дней. На ставки репо ориентируются ставки денежного рынка. Средства по депозитной ставке принимаются от банков пропорционально к остаткам на счетах этих банков в ЦБ. В случаях овердрафта по счету в ЦБ банки могут брать кредит по ссудной ставке в установленной пропорции. Учетная ставка не является существенной в денежно-кредитной политике. Она устанавливается ежеквартально и используется при расчете некоторых контрактов*(218).

Другой пример. Центральный банк Норвегии регулирует ликвидность в банковском секторе посредством депозитной ставки, которая выплачивается по депозитам банков в ЦБ, и ставки овернайт по ссудам банкам. Спред между этими ставками составляет 2%, в этих пределах колеблются ставки денежного рынка. Банки могут получить кредит овернайт под 100 % залог ценных бумаг. Объем кредита квотируется в зависимости от остатка на счетах банка в ЦБ. Кроме этого, ЦБ принимает депозиты и предоставляет кредиты по фиксированным ставкам на срок до 14 дней на такой же квотной основе. Сейчас эти инструменты используются наиболее активно для

управления ликвидностью. С 1 января 1999 г. денежно-кредитная политика стала строиться на прямом таргетировании уровня инфляции. Считается, что стабильность курса кроны в долгосрочной перспективе может быть обеспечена только путем приведения уровня заработной платы в Норвегии в соответствие с уровнем заработной платы в странах - торговых партнерах. Следовательно, процентные ставки должны зависеть от динамики заработной платы, а не от колебаний обменного курса кроны. Плавающий курс норвежской кроны был введен 1992 г. Центральный банк Норвегии регулирует курс посредством покупки и продажи иностранной валюты, изменения процентных ставок и управления ликвидностью на денежном рынке и рынке капитала. Центральный банк Норвегии инвестирует инвалютные резервы на международных денежных рынках и рынках капитала. Один из инструментов регулирования ликвидности - операции репо с государственными ценными бумагами. Они проводятся с 1997 г. До 1999 г. существовал фиксированный курс кроны - 799,40 кроны за 100 экю. С введением евро индекс экю был конвертирован в индекс евро. В настоящее время задача денежно-кредитной политики формулируется как долгосрочная стабильность курса кроны к евро*(219).


§ 10. Валютное регулирование. Операции по покупке и продаже иностранной валюты. Определение порядка осуществления расчетов с иностранными государствами


Валютное регулирование- деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями, с помощью которого государство ставит под свой контроль валютные операции, а также предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз, и перевод валюты за границу в целях поддержания равновесия платежного баланса и устойчивости валюты*(220). Валютное регулирование реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. Валютные ограничения - это определенные меры, применяемые в целях регулирования валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществления ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли*(221).

Современное валютное регулирование осуществляется Банком России по следующим направлениям:

- поддержание курса рубля по отношению к иностранным валютам, лицензирование валютных операций, регламентация правил открытия и ведения счетов резидентов и счетов нерезидентов в иностранных валютах, а также правил осуществления по ним валютных операций;

- регламентация правил открытия и ведения счетов нерезидентов в рублях и осуществления по ним валютных операций;

- определение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты;

- покупка валюты на внутреннем валютном рынке;

- регламентация экспортно-импортных операций и международных расчетов;

- обязательная продажа валютной выручки;

- осуществление кассовых операций в иностранной валюте и обмен валюты, управление валютными рисками, получение кредитов в иностранной валюте, инвестирование в иностранной валюте, квота и участие зарубежных инвесторов в российском банковском секторе, бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в связи с осуществлением ими валютных операций.

Кроме того, Банк России вправе самостоятельно проводить все виды валютных операций.

Переход к рыночной экономике в России совпал с либерализацией внешнеэкономической деятельности и развитием экспортно-импортных операций. Считается, что началом либерализации внешней торговли стал 1991 г. Однако такая либерализация началась намного раньше. Еще до 1991 г. начались экспортно-импортные операции и их валютное регулирование Внешторгбанком СССР.

В СССР до 1986 г. использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР в плановом порядке между отдельными экономическими и административными регионами и отраслями народного хозяйства. Вся выручка от экспорта зачислялась на счета монополиста - Внешторгбанка СССР, позднее преобразованного во Внешэкономбанк. Внутренний товарный и финансовый рынок был фактически изолирован от мировых рынков и от их воздействия на курс рубля. Поэтому курс рубля не отражал экономических и ценовых пропорций, а лишь использовался как средство пересчета внешнеторговых цен в рубли. В то время государство сохраняло монополию внешней торговли и необходимости в валютном регулировании и в валютном контроле за действиями предприятий и организаций попросту не существовало. Ситуация изменилась с введением в 1986 г. децентрализации внешнеэкономической деятельности. Причем эта децентрализация началась в условиях несложившихся рыночных отношений внутри государства. Предприятия еще не имели статуса субъекта рыночных отношений, действующих в своем интересе и на свой страх и риск, не были собственниками. Последняя была государственной, а управление ею приобрело частный характер. В то время не существовало четких и юридически обоснованных критериев для раздела продукции. Поступления в иностранной валюте делились в определенной пропорции между государством и непосредственным производителем, а точнее сказать, владельцем экспортной продукции. В это же время появляются первые коммерческие банки. Они обслуживают валютные счета клиентов и осуществляют международные расчеты. В течение нескольких лет в СССР отсутствовал специальный орган валютного регулирования, роль которого, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия СССР*(222). Внешнеэкономическая деятельности предприятий и банков не была урегулирована законом. Только через несколько лет, после того как предприятия получили право заниматься внешней торговлей, а коммерческие банки — обслуживать экспортно-импортные операции, был принят Закон СССР «О валютном регулировании» (март 1991 г.), в котором были закреплены основные понятия валютного контроля — «валюта СССР», «валютные операции», «валютные ценности», «резидент», «нерезидент», «текущие валютные операции», «валютные операции», связанные с движением капитала» и др. В ст. 8 этого Закона было предусмотрено, что Государственный банк СССР является главным исполнительным органом государственного валютного регулирования и контроля. В пределах своей компетенции Государственный банк СССР как единая система центральных банков республик управлял валютными резервами, находящимися на его балансе; определял сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории СССР; проводил все виды валютных операций; регулировал валютный рынок СССР и курс рубля к иностранным валютам; устанавливал общие правила выдачи и выдавал лицензии (предоставлял статус уполномоченных банков) коммерческим банкам на совершение банковских операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в иностранной валюте по текущим валютными операциям и валютным операциям, связанным с движением капитала, и осуществлял контроль над их деятельностью; устанавливал единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций; готовил и публиковал статистику валютно-финансовых операций СССР по принятым международным стандартам.

В соответствии с этим Законом центральные банки республик проводили все виды валютных операций и выдавали лицензии (предоставляли статус уполномоченных банков) коммерческим банкам и должны были осуществлять контроль над их деятельностью. Банк внешнеэкономической деятельности СССР являлся уполномоченным банком в силу своего статуса. Государственный банк СССР вел и публиковал Реестр уполномоченных банков. При недобросовестном выполнении уполномоченным банком своих функций Государственный банк СССР и центральные банки республик в случаях, предусмотренных банковскими законодательством СССР, могли отозвать лицензии на совершение операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в иностранной валюте. В ст. 9 предусматривались функции уполномоченных банков в осуществлении валютных операций. На них же возлагалась и функция контроля за соблюдением клиентами валютного законодательства и представлением ими отчетности о проводимых операциях. В ст. 20 Закона было сказано: «Порядок представления отчетности, ее виды, формы и сроки представления определяются Государственным банком СССР. Непредставление отчетности о валютных операциях рассматривается как нарушение валютного законодательства». Однако в ст. 21 была закреплена отсылочная норма: «за нарушение положений настоящего Закона и другого валютного законодательства виновные несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и субъектов Федерации». Фактически Закон отсылал неизвестно куда, потому что и гражданский, и уголовный кодекс не были приняты, а старые не могли быть применены, поскольку запрещали всякие операции с иностранной валютой.

24 мая 1991 г. Госбанк СССР издал письмо № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР», которое и сегодня является действующим нормативным актом. В этом письме были определены правила проведения банковских валютных операций. В ноябре 1992 г. вступил в силу Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Таким образом, на протяжении нескольких лет (1867-1991 гг.) в сфере валютного регулирования не было реального контроля на рынке иностранной валюты. Отсутствовали не только органы валютного контроля, но и валютное законодательство.

Эта тенденция недостаточного валютного контроля сохранилась до наших дней. И сегодня средства массовой информации постоянно сетуют на отсутствие сколько-нибудь эффективного контроля над вывозом капитала. Неудачи в осуществлении Банком России валютного регулирования подтвердил кризис 17 августа 1998 г., в результате которого произошло многократное понижение курса рубля и как следствие этого - банкротство ряда крупнейших российских банков.


§11. Организация валютного контроля


«Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке» (ст. 140 ГК РФ). Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле. Право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях (ст. 141 ГК РФ).

В Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ) определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. В этом же Законе в разделе III «Валютный контроль» закреплены функции и полномочия Банка России в качестве органа валютного регулирования и валютного контроля, а также обязанности уполномоченных кредитных организаций как агентов валютного контроля. В ст. 11 «Органы и агенты валютного контроля» говорится:

«1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

4. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации».

Таким образом, Федеральный закон ставит на первое место в системе ответственности за положение дел в сфере валютного контроля Банк России. В отношении Правительства РФ формулировка как бы подчеркивает его вторичность. На наш взгляд, это означает, что в первую очередь за результаты валютного контроля отвечает Банк России, а затем - Правительство РФ.

Федеральный закон закрепляет достаточно обширные полномочия Банка России в сфере регулирования и контроля валютных отношений. При этом Банк России не только сам должен контролировать соблюдение валютного законодательства, но и следить за тем, как его выполнение контролируется теми кредитными организациями, которым он выдает лицензии и которые по закону являются агентами валютного контроля. В ст. 12 «Полномочия органов и агентов валютного контроля» Федерального закона сказано:

«1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов».

В Федеральном законе установлены цели и основные направления валютного контроля, а также меры ответственности для кредитных организаций, нарушающих установленный порядок проведения валютных операций. В первую очередь это касается нарушений различных валютных ограничений.


§ 12. Участие в разработке прогноза платежного

баланса Российской Федерации и организация составления

платежного баланса


В п. 12 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что Банк России принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации. В развитие этой нормы Правительством РФ было принято постановление от 18 июля 1994 г. № 849 «О порядке разработки и представления платежного баланса Российской Федерации»*(223). В постановлении говорилось, что в «целях совершенствования и координации работ по составлению и анализу платежного баланса Российской Федерации, позволяющего осуществлять контроль над процессами, происходящими во внешнеэкономическом секторе экономики, проводить взвешенную внешнеторговую, денежно-кредитную, финансовую и валютную политику государства, определять стратегию в области валютного регулирования, Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Согласиться с предложением Центрального банка Российской Федерации о возложении на него разработки совместно с Государственным комитетом по статистике Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ежеквартальных и годовых отчетных платежных балансов Российской Федерации, а также ежеквартальных платежных балансов с основными странами - внешнеэкономическими партнерами Российской Федерации, включая страны Содружества Независимых Государств, и представлении их Правительству Российской Федерации и Государственной Думе в сроки, установленные в п. 3 настоящего постановления». Как мы видим, Банк России, будучи независимым центральным банком, сам проявил инициативу и, следовательно, теперь не просто участвует в разработке платежного баланса, а даже является первым, кто ответственен за него. Однако сам механизм этой деятельности законом не предусмотрен. Еще раз подтверждается тезис о том, что Банк России в ряде случаев действует в таком пространстве, которое недостаточно урегулировано законами. Между тем платежный баланс затрагивает интересы гражданского общества.

Разработка платежного баланса, помимо всего остального, предоставляет возможность Банку России глубоко вникать в различные вопросы регулирования валютных отношений, эффективно осуществлять валютный контроль. Так, в частности, в постановлении предусматривается, что:

«4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, независимо от форм собственности и подчиненности представлять статистическую и другую информацию Центральному банку Российской Федерации и Государственному комитету по статистике Российской Федерации, необходимую для разработки и анализа платежных балансов Российской Федерации и расчета международных валютных резервов Российской Федерации, по номенклатуре показателей и в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации и Государственным комитетом по статистике Российской Федерации.

5. Министерству финансов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации и Государственного комитета по статистике Российской Федераций согласовывать от имени Правительства Российской Федерации расчеты прогнозных платежных балансов Россииской Федерации с международными финансовыми организациями при проведении переговоров с ними».

Банк России издал Письмо от 20 июля 1993 г. № 45 «О предоставлении отчетности по форме N2AП (месячная) и по форме N2AП (квартальная)»*(224). Проанализировав эти нормативные документы, легко убедиться, что у Банка России были достаточные полномочия для уяснения полной картины движения иностранной валюты.


§ 13. Анализ и прогнозирование состояния экономики

Российской Федерации


Эта функция закреплена в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Поэтому Банк России обязан использовать все свои информационные ресурсы в целях прогнозирования экономики страны.

По мировому опыту, прогнозы центрального банка - это, по сути, основная информация, на которую во всех случаях ориентируется бизнес. Достаточно привести такой пример: когда в средствах массовой информации выступает тот или иной руководитель центрального банка, бизнесмены слушают его, затаив дыхание. И в этом нет преувеличения. Для того чтобы создавать капитал, нужно правильно анализировать информацию, в том числе и публичную, т. е. ту, которая по закону должна быть доведена до всего общества. Мало услышать. Нужно еще все проанализировать и понять глубинные свойства движения денег. Коммерческим организациям в этом нелегком деле помогают их же аналитические управления. Правительствам помогают их центральные банки.

Разработка платежного баланса- основа и результат прогнозов Банка России. Он в силу своей специфической роли в экономике обладает возможностями накапливать и анализировать информацию практически по всем вопросам, касающимся финансовой и банковской системы страны.

Согласно ст. 44 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он ежегодно не позднее I октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее I декабря- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ, При этом Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: а) анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации; б) основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Затем Государственная Дума рассматривает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает решение.

В основе всего финансового развития находится прогноз Банка России. Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)» (ст. 19) предусматривает, что в целях реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Кроме того, Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Следовательно, роль прогнозов и консультаций Банка России трудно переоценить.

Наращивание государственного долга - это фактически перекладывание нынешних проблем на плечи будущих поколений. Во всех случаях, когда правительство делает долги, по сути, это означает, что избравшее его поколение берет деньги в долг у будущих поколений. Например, в конце 80-х гг. тогдашнее руководство СССР сделало большие внешние заимствования, за которые платит поколение 90-х гг. За долги 90-х гг. придется расплачиваться в первое десятилетие XXI в. Задача состоит в том, чтобы построение новых рыночных отношений не превратилось в построение долговой экономики. Вот почему так важен анализ экономической информации и правильный прогноз. Вот почему так важны анализ экономической информации и правильный прогноз. В начале третьего тысячелетия для всех стран становится актуальным вопрос о государственных долгах. В принципе все долги - это система, которая в своих самых различных аспектах (история стран, их традиции, политика, состояние экономики, денежно-кредитная политика, форма государства и законодательство, а также многое другое) взаимосвязана с другими социальными системами. Поэтому правильно рассчитаться со своими долгами означает продвинуться вперед и выйти на более высокий экономический уровень. Но первым шагом в данном направлении всегда будут анализ информации и правильный прогноз.

Прогнозы должны делаться не только качественно, но и своевременно*(225), поэтому анализ и прогнозирование должны быть поставлены на должную высоту. Надо, как уже говорилось, принять закон «Об управлении внешним и внутренним государственным долгом», в котором помимо всего прочего могли бы быть предусмотрены соответствующие права и обязанности Банка России в сфере прогнозирования.


§ 14. Иные функции, осуществляемые Банком России

в соответствии с федеральными законами


^ Перераспределительная функция. Как уже говорилось, финансовая (перераспределительная функция) Банка России не закреплена, но реально существует. Более того, в этой функции проявляется сущность Центрального банка. Приведем пример перераспределительной функции Банка России. Этот пример показывает, в чью пользу происходит выбор среди конкурирующих интересов: Банк России устанавливает предельный размер неденежной части уставного капитала в интересах обеспечения интересов кредиторов. Инструкцией Банка России № 75-И (п. 4.10) предусматривается, что «предельный размер (норматив) неденежной части уставного капитала создаваемой кредитной организации не должен превышать 20 процентов. Однако в соответствии с указанием Банка России от 8 июня 1999 г. № 571-У для оплаты долей (акций), создаваемых и действующих кредитных организаций, могут быть использованы облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Предельный размер части уставного капитала кредитной организации, оплаченной облигациями, может составлять не более 25% от общего размера уставного капитала кредитной организации»*(226). Ясно, что ликвидность такого уставного капитала ниже, чем если бы он был сформирован деньгами, однако выбирая между интересами кредиторов кредитных организацией (а это, между прочим, и интересы вкладчиков) и интересами управления государственным долгом, Банк России сделал выбор в пользу последнего. И для вкладчиков, и для других банковских клиентов риск возрастает. Но, как уже говорилось, интересы вкладчиков и всех банковских клиентов никак не представлены в организационной структуре Банка России. Он не обязан защищать их права*(227). Получается, что перераспределительная функция противостоит вкладчикам и в этой системе отношений нет сдержек и противовесов. К вопросу об организационных и правовых гарантиях прав вкладчиков мы еще вернемся. Здесь же обратим внимание на то, что в системе конкурирующих интересов должны быть созданы организационно-правовые механизмы для оптимального выбора Банком России того или иного метода проведения денежно кредитной политики.

^ Лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг. В соответствии с требованиями ст. 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (с учетом изменений от 8 июля 1999 г.) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам)*(228). В соответствии со своими полномочиями ФКЦБ выдала генеральную лицензию Банку России. В дальнейшем в прессе неоднократно ставился вопрос о конфликтных ситуациях в данной сфере.

ФКЦБ в свое время приостановила генеральную лицензию Банка России. Вот как об этом сообщалось в периодической печати. «Арбитражный суд 20 июля отказал Центробанку в удовлетворении иска к Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) о признании недействительным распоряжения Комиссии от 30 ноября 1998 г. о приостановлении с 1 декабря 1998 г. генлицензии ЦБР на право лицензирования банков как профучастников рынка ценных бумаг. Центробанк считает, что оспариваемое распоряжение нарушает права ЦБР. Между тем, по мнению ФКЦБ, ЦБР совершил два серьезных правонарушения, каждое из которых является достаточным основанием для приостановления лицензии. Речь шла о якобы незаконном выпуске облигаций банка (ОБР), а также об участии представителя ЦБР в биржевом совете Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и о том, что представители ЦБР входили в руководство ММВБ и Национального депозитарного центра»*(229). Конечно, это противоречит целям развития конкуренции и создает монополизм. Поскольку ФКЦБ выдает генеральную лицензию, то она, казалось бы, имеет право и обязана контролировать соответствие деятельности Банка России требованиям лицензии и законности ее осуществления. Эту функцию контроля за деятельностью банка России могла бы взять на себя специально созданная Банковская комиссия.

^ Облигации Банка России. В настоящее время право Банка России выпускать от своего имени облигации легализовано. Замети, что выпуск облигаций центральным банком не является чем-то новым для мирового опыта. Эта же проблема в свое время обсуждалась в Англии. Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 139-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» предусмотрено (ст. 43*(228)), что Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов». Но при этом в ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» были внесены изменения, согласно которым особенности процедуры эмиссии облигаций Банка России определяются Правительством РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает регулирование банковской деятельности только федеральными законами, а также самим Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором сказано, что статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Здесь же речь идет не только о федеральных законах, но и о других нормативных актах.

^ Банк России и проблема банкротства кредитных организаций. Монополизация рынка банковских услуг порой приобретает весьма причудливые формы. Банк России получил новые полномочия, позволяющие ему решить некоторые собственные проблемы. Во-первых, Банк России получил право инициировать процесс ликвидации кредитных организации и в тех случаях, когда сам он не является их кредитором. Во-вторых, теперь на него возложена обязанность контролировать отчетность по всем ликвидируемым кредитным организациям. В-третьих, арбитражным управляющим может стать только специалист, обладающий аттестатом Банка России. Руководители временных администраций по управлению кредитными организациями и арбитражные управляющие в соответствии с Положением Банка России от 25 марта 1999 г. № 71-П проходят аттестацию в соответствующих подразделениях Банка России. Таким образом, не только на стадии лицензирования и на стадии работы кредитной организации, но и на стадии ликвидации кредитная организация находится под полным контролем Банка России. Главное - Банк России всегда может изъять аттестат у тех, кто не справится с делом. Основанием может послужить акт проверки Банком России, проведенной в кредитной организации, в котором будет констатироваться нарушение в работе арбитражного управляющего. Кроме того, в следующий раз арбитражный управляющий, не оправдавший доверие Банка России, попросту не будет рекомендован или не пройдет аттестацию. Между тем не обязательно, чтобы такой деятельностью занимался Банк России. Ведь это создает обстановку полной закрытости банковской системы. Выдача аттестата независимой организацией, скажем, каким-нибудь авторитетным общественным фондом или ассоциацией, создавала бы больше контроля со стороны гражданского общества за функционированием банковской системы, экономила государственные расходы. Как показывает практика, в большинстве случаев суды назначают арбитражными управляющими тех, кого рекомендует Банк России, а Банк России, в свою очередь, как бы по определению, занимает сторону не кредиторов, а должника.

^ Совершенствование функций Банка России. Множественность функций Банка России обусловлена не столько объективными предпосылками, сколько стремлением полностью монополизировать управление денежными потоками в стране.

Как уже отмечалось, некоторые из надзорных функций Банка России, которые имеют главным образом юридический характер, можно было бы передать специальным органам исполнительной власти. Система надзора в существующем виде направлена на анализ финансового состояния банков на основе баланса и других форм отчетности. Анализ правовых вопросов, которые являются основой банковских операций, остается без внимания.



107-auguries-of-innocence-blejk-u-izbrannie-stihi-sbornik-sost-a-m-zverev-na-angl-i-russk-yaz.html
1081-kriminologiya-gosudarstvennij-rubrikator-nauchno-tehnicheskoj-informacii-grnti.html
10spisok-rabochih-materialov-uchebnij-kurs-informatiki-13-1-struktura-uchebnogo-kursa-13-2-glavnij-indeks-ponyatij-15.html
10vneshnyaya-sreda-organizacii-1-osnovnie-opredeleniya-i-ponyatiya-ob-is.html
11-4-socialnaya-politika-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-2.html
11-cel-i-zadachi-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-i-stupeni-obucheniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moment-istini-v-avguste-sorok-chetvertogo-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/cikldo-uhtinskijgosudarstennij.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-resursov-uchebnoe-posobie-samara-2007-udk-331-108-4075-8-bbk-3307.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-globalnaya-kompyuternaya-set-internet.html
  • desk.bystrickaya.ru/organ-za-zaslugi-pered-otechestvom-itogi-suhova-svetlana-10-10-2005-041-str-12-11-priem-kandidatov-okonchen-12.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhurnal-dlya-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/kadri-i-proizvoditelnost-truda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-a-lazarevskij-avtor-ekspert-partii-yabloko-pochyotnij-chlen-rossijskogo-obshestva-ocenshikov-s-1994.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3vse-eto-est-v-ume-allan-i-barbara-piz.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respublika-31-166-21-avgusta-2009--ne-protivostoyanie-a-konkurenciya-monitoring-pechatnih-smi-za-period-iyul-2009g.html
  • student.bystrickaya.ru/111-identifikaciya-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-prodovolstvennaya-i-selskohozyajstvennaya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oborudovanie-i-tehnologiya-eho-impulsnogo-metoda-ultrazvukovoj-defektoskopii-chast-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-kursa-prestupleniya-protiv-gosudarstvennoj-vlasti-uchebnaya-programma-disciplini-prestupleniya-protiv.html
  • school.bystrickaya.ru/gendernie-stereotipi-v-ispanskoj-sportivnoj-presse.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-5-vneshnie-ekonomicheskie-svyazi-uchebnoe-posobie-rekomendovano-nauchno-metodicheskim-sovetom-universiteta-belgorod.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-shestayashepot-nagualya-kniga-chetvertaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/85-poryadok-obrabotki-ishodyashih-dokumentov-instrukciya-opredelyaet-edinuyu-sistemu-organizacii-deloproizvodstva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-i-vidi-mishleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/materialnaya-otvetstvennost-rabotodatelya-pered-rabotnikom.html
  • education.bystrickaya.ru/35-dochernie-i-zavisimie-hozyajstvennie-obshestva-emitenta-mesto-nahozhdeniya-emitenta-rossiya-191186-sankt-peterburg.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priemi-zaversheniya-prodazh-avtorizovannij-konspekt-seminarov-i-treningov-dlya-prodavcov-agentov-kommivoyazherov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhila-arnalan-memlekettk-izmet-krsetu-sratari-bojinsha-stbaev-alasi-kmdgn-memlekettk-mekemeler.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-vtoraya-stranica-10.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvo-na-stadii.html
  • college.bystrickaya.ru/-predavalas-li-ti-v-prodolzhenie-treh-let-iskusstvu-koldovaniya-stranica-34.html
  • thescience.bystrickaya.ru/jonkoping-international-business-school-jibs.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tajnata-istoriya-na-choveshkata-civilizaciya-skrateno-izdanie-na-zabranenata-arheologiya-majkl-a-kremo-richard-l-tompsn-stranica-12.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-pubertatnij-krizis-psihofiziologicheskoe-razvitie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-29-maya-2002-g-n-364-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-rassmotreni-i-odobreni-na-zasedanii-metodicheskoj-komissii-agronomicheskogo-fakulteta-zaochnogo-otdeleniya-protokol-7-ot-26-05-2002-g-avtori-sedlyar-f-f-docent-kafedri-rastenievodstva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razmishleniya-ob-ejlere-naveyannie-dumami-o-proshlom-v-svete-problemi-ustojchivosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-okamenelostej-onegger-a-0-584-omuzikalnom-iskusstve-per-s-frkomment-v-n-aleksandrovoj-v-i-bikova.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-trevozhnosti-na-uspevaemost-obucheniya-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-otrasli-specialnost.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-ii-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.