.RU

§ 48. Полные и краткие причастия - Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе


§ 48. Полные и краткие причастия.


^ Урок 110. Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях.


Цели урока: 1) формировать представление о грамматических особенностях причастий в краткой форме; 2) формировать умение выбирать н и нн в причастиях.


I. Употребление страдательных причастий в полной и краткой форме (задания на с. 82, текст на с. 82 -- 83, 661, 662).




Поможем учащимся слабого класса восстановить в памяти сведения о полных и кратких формах прилагательных (первое задание в § 48), предложив им следующие вопросы и задания:

• Прилагательные какого разряда имеют краткие формы?

• Какие различия существуют в значении полных и кратких форм прилагательных?

• Как изменяются прилагательные в краткой и полной форме?

• Какую роль в предложении выполняют прилагательные в полной и краткой форме?

• Образуйте, если возможно, краткие формы следующих прилагательных: честный, добрый, металлический, лисий, резкий. Измените образованные формы по родам и числам.


После работы с заданиями на с. 82 шестиклассники внимательно читают текст на с. 82 -- 83 выполняют задания после текста.


Предложим в качестве дополнительного задания к упражнению 661 устно образовать формы множественного числа глаголов в прошедшем времени и кратких причастий.




Конкурс. Попросим ребят определить настроение, которым проникнуты поэтические строки А. К. Толстого (упр. 662) (светлое настроение радостного ожидания весенних освежающих гроз, эмоциональный подъём, испытываемый лирическим героем с наступлением весны), и проведём конкурс на самое выразительное чтение этих строк.


Прежде чем учащиеся приступят к проведению морфологического разбора причастий (задание 1 упражнения 662), предоставим им возможность повторить план морфологического разбора на с. 10 -- 11 части 3 учебника и организуем взаимопроверку знания последовательности этого разбора в парах.


^ II. Правописание н и нн в причастиях (текст на с. 84, упр. 663).


После того как шестиклассники внимательно прочитают текст на с. 84 и выпишут в тетради из этого текста примеры, сопроводив их подробными комментариями, попросим их рассказать об образовании страдательных причастий прошедшего времени. В случае затруднения предложим ребятам перечитать пункты 1 и 2 текста на с. 78 -- 79. Ещё раз поясним, что при образовании страдательных причастий от глаголов на -ить суффикс -нн- присоединяется к усечённой основе.

Рекомендуем учащимся давать подробные устные объяснения в процессе совместной работы с упражнением 663.


Д. з.: 1) пересказ текстов на с. 82 -- 84; 2) упр. 664.


Урок 111. Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях (продолжение).


Цель урока: отрабатывать умение использовать правило написания н и нн в причастиях на письме.


^ I. Полные и краткие причастия. Правописание суффиксов причастий (продолжение -- проверка домашнего задания, объяснительный диктант).


Предложим отдельным ученикам рассказать об образовании, морфологических признаках и синтаксической роли причастий в краткой форме, а затем проведём объяснительный диктант.


Задание. Объяснительный диктант. Запишите под диктовку словосочетания, объясняя написание суффиксов причастий.


Расшатанная скамейка, нежно лелеявший, выращенный тополь, граничащий с другой страной, искусно выпиленный, запорошены снегом, гонящий прутиком, громко закашлявший, выстиранная футболка, терпящий бедствие, расклеенные плакаты, расчерчены карандашом, нарисованы мелом.


^ II. Синтаксическая роль причастий. Текстоведческий анализ текста (упр. 665 -- 667).


В процессе работы с упражнением 665 поможем шестиклассникам осмыслить особенности структуры и семантики составного именного сказуемого. Подчеркнём необходимость правильного определения границ составного сказуемого, в котором грамматическое и лексическое значения выражаются разными словами. В сильном классе по своему усмотрению учитель может ввести термины «глагол-связка», «нулевая связка».

Проводя текстоведческий анализ приведённого в упр. 667 текста, учащиеся должны сделать сообщение примерно следующего содержания: «Тема текста – «Растения-хищники», основная мысль – «Природа наделила растения, произрастающие на бесплодной почве и имеющие слаборазвитую корневую систему, способностью ловить мелких насекомых и питаться ими». Это научное рассуждение с элементами описания: автор текста объясняет, почему возникают растения-хищники, как они устроены, и показывает на отдельных примерах таких растений, как происходит их питание. С этой целью в тексте используются термины (корневая система, органические вещества, насекомоядное растение и др.), простые предложения, осложнённые обособленными определениями, выраженными причастными оборотами; сложноподчинённые предложения. Этот текст может быть использован в научной и учебной литературе, например, в школьном учебнике по биологии».

^ Д. з.: упр. 668.


Урок 112. Подготовка к сочинению по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».


Цели урока: 1) совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи; 2) тренировать в использовании причастий и причастных оборотов в письменной речи.


Это и душа художника, и душа русской природы,

пробуждающейся от зимнего сна, наполненной гомоном

прилетевших в родные края птиц.

(И. Н. Крамской)


^ I. Анализ культуроведческого текста (упр. 670 (1)).


После прочтения текста упр. 670 предложим ребятам сильного класса составить по тексту вопросы и задать их одноклассникам.




В слабом классе попросим учащихся ответить на следующие вопросы по тексту.

-- В каком жанре изобразительного искусства создавал свои художественные полотна Алексей Кондратьевич Саврасов? (Дополнительный вопрос: Каких ещё русских художников-пейзажистов вы можете назвать?)

-- Какую тему художник отразил во многих своих полотнах?

-- Какое место в творчестве Саврасова занимает картина «Грачи прилетели»?

-- Прочитайте выразительно те строки текста, в которых отражена тема картины «Грачи прилетели».


^ II. Рассмотрение картины (слово учителя, беседа по картине).


-- Какой весенний месяц изобразил на своём полотне А. К. Саврасов? По каким приметам вы это поняли? (Март. Ещё вся земля покрыта снегом, но он уже серый, рыхлый, ноздреватый, пропитанный влагой, местами покрытый талой водой. Берёзы только-только освободились от снежного гнёта и стоят, словно умытые, вытянув белые стволы к небу, в котором разлито ощущение весны. Грачи уже успели обосноваться в ветвях берёз: свили гнёзда и оживлённо летают вокруг них. Высоко в голубом весеннем небе виднеется ещё одна стая птиц, возвращающихся из тёплых стран. Природа встряхнулась от зимнего оцепенения, всё пришло в движение: оседает снег, освобождается от снежного покрова земля, прибывает талая вода, принимают берёзы шумных домовитых переселенцев, носятся с радостными криками грачи, летит в голубой вышине стая перелётных птиц.)

-- Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели», а например, не «Весна», «Март»? (В самом названии картины уже прочитывается движение, которое знаменует окончание зимнего сна, возрождение и обновление пробуждающейся природы. Грачи уже прилетели – это значит, что нет возврата зимнему однообразию, холодам и заморозкам, весна объявлена самим появлением перезимовавших в тёплых странах птиц. Они строят гнёзда, чтобы жить, выводить птенцов в краю, где весна только начинает вступать в свои права, но движение её неостановимо. Тема весеннего пробуждения природы, возрождения и обновления –основная в картине, и чудо весеннего оживления происходит прямо на наших глазах.)

-- Что изображено на первом плане картины? (Берёзы с гнёздами грачей в развилках ветвей, хлопотливые птицы, рыхлый серый снег с лужами талой воды, пруд.)

-- Опишите берёзы. (Художник изобразил старые берёзы с искривлёнными стволами, тёмными у основания и светлеющими к вершине. Пушистые верхушки деревьев сереют на фоне голубовато-серого неба, белых облаков. Как лёгкое кружево, тонко выписал прозрачную сеточку берёзовых ветвей художник, и верхушки уже не выглядят по-зимнему унылыми: они обнажены, но даже в этот несолнечный день наполнены светом и тянутся к небу. Ощущение весеннего оживления, радости возрождающейся жизни создаёт и множество грачиных гнёзд, над которыми вьются шумные птицы – вестники весны.)

-- Каким выглядит на картине снег? (Земля стремится скорее освободиться от снежного покрова, и снег на уже серый, рыхлый; он тает и оседает под собственной тяжестью, поэтому выглядит ноздреватым. В ложбинках собирается талая вода, она темнеет неровными лужицами на освещённом весенним светом снеге. Снеговая вода наполняет и пруд, который выходит из берегов и разливается всё шире. Тени берёз вырисовываются на снегу неровными силуэтами, стволы деревьев отражаются в тёмных водах пруда, словно уходя в глубину. Снег на картине освещён по-разному: у забора он словно светится изнутри и кажется розоватым, а у берёзовых стволов покрыт тенями и изрыт следами птиц и весенними каплями.)

-- Каким предстало на картине «Грачи прилетели» весеннее небо? (Простор небес занимает большую часть картины. Небо на полотне нежно-голубое, покрытое лёгкими перистыми и пышными бело-розовыми облаками, и лишь у линии горизонта облака сгущаются и сереют, сливаясь с тёмнеющими вдали просторами обнажающихся полей.)

-- Опишите второй план картины. (На втором плане белеет невысокий пятиглавый собор, а рядом устремляет в небеса купол стройная колокольня. Перед собором и колокольней темнеют деревянные строения и протянулся низкий забор.)


^ III. Составление плана.


Составленный в процессе совместной работы план может выглядеть примерно так:


I. А. К. Саврасов – художник-пейзажист.

II. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

1. Изображение художником весеннего пробуждения природы.

2. Первый план картины:

1) берёзы с гнёздами грачей;

2) хлопотливые птицы;

3) рыхлый снег.

3. Весеннее небо на картине А. К. Саврасова.

4. Второй план картины:

1) пятиглавый собор и колокольня;

2) деревянные строения.

III. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» -- гимн родной русской природе.


^ IV. Словарная работа и устное описание картины (упр. 670 (2)).


Предложим шестиклассникам записать в тетрадь причастные обороты, приведённые в задании 2 упражнения, и указать морфемный состав причастий. После этой работы учащиеся составляют устные высказывания по картине.


^ Д. з.: сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (упр. 670).


§ 49. Культура речи. Правильное употребление причастий.


Урок 113. Нормы произношения причастий. Грамматические нормы.


^ Цели урока: 1) тренировать учащихся в произношении наиболее сложных в орфоэпическом отношении полных и кратких причастий; 2) повторить сведения о нормах образования причастий.


^ I. Нормы произношения причастий (упр. 671, 672, текст на с. 89, упр. 674).


Полноценное усвоение правильного произношения сложных в орфоэпическом отношении форм причастий возможно только при многократном их проговаривании. Организуем хоровое проговаривание приведённых в упражнении 671 групп причастий по рядам: первое хоровое проговаривание начинает первый ряд, второй ряд проговаривает причастия второй группы, третий ряд читает третью группу причастий; второе проговаривание начинает второй ряд (с первой группы причастий) и т. д.

После этого отведём учащимся время на работу с орфоэпическим словарём (задание упражнения 672). Попросим учеников сформулировать правило произношения образованных от данных в упражнении глаголов действительных причастий и поможем им в этой работе: в процессе образования от приведённых глаголов действительных причастий прошедшего времени ударение сохраняется на гласной корня. Организуем взаимопроверку выполнения работы в парах, а затем предложим ребятам закрыть книги и назвать по цепочке действительные причастия прошедшего времени, образуя их от глаголов, которые будут названы учителем (прочитаем два-три раза глаголы, приведённые в упражнении 672).

Предоставим ученикам время для подготовки пересказа текста на с. 89 и организуем совместную работу с упражнением 674.


^ II. Нормы изменения причастий. Употребление действительных и страдательных причастий в речи (упр. 675, 677).




Попросим учащихся сильного класса квалифицировать ошибки, допущенные в приведённых в упражнении 675 примерах (грамматические морфологические ошибки в образовании форм причастий) и попытаться объяснить, с чем связано их возникновение: 1) при образовании страдательного причастия прошедшего времени от глагола оцарапать ошибочно использован суффикс -енн-, тогда как от глаголов на -ать эти формы причастий образуются с помощью суффикса -нн-; 2), 3) от глаголов несовершенного вида (например, содержать, брать), как правило, не образуются страдательные причастия прошедшего времени; 4) при образовании страдательного причастия прошедшего времени от глагола наколоть ошибочно использован суффикс -енн-, который используется для образования этих форм причастий от усечённых основ глаголов на -ить и от глаголов, основа инфинитива которых оканчивается на согласный; кроме того, в этом предложении допущена грамматическая синтаксическая ошибка: сказуемое затопил должно быть распространено прямым дополнением, выраженным существительным печь; 5) в предложении должно быть использовано действительное причастие прошедшего времени, образованное от основы инфинитива глагола совершенного вида упасть.


Наблюдение над смысловыми отличиями сопоставляемых в упр. 677 конструкций потребует комментария учителя. В зависимости от того, какой конструкцией -- с действительным или страдательным причастием – выражено обособленное определение, которое характеризует подлежащее, предмет, этим подлежащим обозначенный, выступает только в роли субъекта действия (если причастие действительное) или воспринимается одновременно как субъект действия, названного глаголом-сказуемым, и объект действия, направленного со стороны предмета, создавшего или создающего признак, обозначенный страдательным причастием.


^ III. Нормы орфографии (упр. 698).


Один из вариантов работы с орфографическим минимумом – поморфемная запись слов, в процессе которой учащиеся объясняют написание морфем. После этой части работы попросим ребят составить предложение с одним из использованных в словосочетаниях причастий, определить в ходе проверки, кому из одноклассников принадлежат наиболее интересные в отношении содержания примеры, и записать один из них под диктовку. Предложим ученикам выписать из этого примера причастие и провести его морфологический разбор.


Д. з.: 1) упр. 673; 2) составить на отдельном листке задание по орфоэпии: выписать из § 49 двадцать трудных в орфоэпическом отношении причастий и научиться их правильно произносить.


Урок 114. Нормы употребления причастий в речи.


^ I. Нормы произношения причастий (повторение – проверка домашнего задания).



Предложим шестиклассникам обменяться листками с составленными по орфоэпии заданиями и выслушаем ответы отдельных учащихся.


^ II. Нормы употребления причастий (текст на с. 90, упр. 678 -- 680).


Порекомендуем учащимся при составлении высказываний по заданию упражнения 678 опираться на содержание текста на с. 90. Важно, чтобы при сопоставлении прилагательных и причастий учащиеся прежде всего отметили, что причастия обозначают признак предмета, проявляющийся во времени и создаваемый предметом, а прилагательные выражают признак постоянный, не производимый каким-либо действием. Так, например, предметам, названным существительными небо и закат (словосочетания под цифрами 2, 3), которые охарактеризованы соответственно причастиями синеющее и багровеющий, одновременно с признаком приписывается действие, связанное с проявлением этого признака (цвет) в момент речи.

Организуя работу с упражнением 679, сообщим учащимся, что полные причастия обычно не используются в предложениях в роли сказуемого и, соответственно, в предложениях 1-7 в роли именной части составного сказуемого нужно употребить краткую форму причастий.

Предоставим ребятам возможность самостоятельно поработать с упражнением 680, а затем сделать соответствующие сообщения.


^ III. Орфографический и пунктуационный анализ текста (упр. 669).


По усмотрению учителя работу с упражнением 669 можно провести в форме разученного диктанта. После того как учащиеся выполнят первое задание текста, попросим их выписать слова с пропусками и объяснить выбор написания, а затем провести устный пунктуационный анализ предложений с пропущенными знаками препинания.

По истечении отведённого на повторное чтение текста и запоминание трудных в орфографическом отношении слов ребята закрывают книги и записывают текст под диктовку учителя.


Д. з.: упр. 686.


§ 50. Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении.


Урок 115. Синтаксическая роль деепричастий и причастий.


Цель урока: повторить и обобщить сведения о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении.


^ I. Роль деепричастий и причастий в словосочетании (упр. 681, 682).


Предложим учащимся определить, в чём заключается сходство роль деепричастия и причастия в словосочетании и проверить свои предположения, ознакомившись с заданием упражнения 681.

После выполнения этого упражнения попросим ребят записать по два словосочетания, соответствующих следующим схемам: нар. + дееприч. (гл. слово), нар. + прич. (гл. слово), прич. + сущ. (гл. слово).

Рекомендуем ученикам записывать деепричастия из упражнения 682 поморфемно. Попросим ребят определить значения приведённых в ряду свободных сочетаний фразеологизмов (спустя рукава – «небрежно, кое-как», опустив руки – «утратив способность или желание действовать, делать что-либо», разинув рот – «заслушавшись, сильно увлёкшись чьим-либо рассказом», положив зубы на полку – «голодая, испытывая нужду в самом необходимом», сломя голову -- «стремительно, стремглав (бежать, мчаться, скакать и т. п.)», сложа руки – «ничего не делая, бездельничая», повесив нос – «огорчившись, придя в уныние, в отчаяние», скрепя сердце – «принуждая себя, вопреки желанию, с большой неохотой»).


^ II. Роль деепричастия и причастия в предложении (упр. 684 (1), 685, 687).


Сократим объём задания упражнения 684 для работы на данном уроке до одного (первого) предложения и проведём работу с этим предложением совместно, сопровождая в случае необходимости высказывания учащихся подробными комментариями и дополнениями.

Прежде чем ученики приступят к составлению устного высказывания по схеме, приведённой в упражнении 685, предложим им составить по этой схеме вопросы и выслушать ответы одноклассников.


Поможем учащимся подобрать соответствующие условиям задания упражнения 687 глаголы: вытаскивать, обдумывать, придерживать(ся), вытягивать(ся), выглядывать, разглядывать, любоваться, рассматривать, оценивать, раздумывать и т. п.


Д. з.: 1) повторить упр. 685; 2) упр. 683; 3) индив. зад.: упр. 688 (см. примечание), 689.

Примечание. Распределим задание упражнения 688 между несколькими учениками.


§ 51. Деепричастие и причастие в тексте.


Урок 116. Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия.


^ Цель урока: 1) тренировать учащихся в проведении синтаксического разбора и пунктуационного анализа простых осложнённых предложений; 2) формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях деепричастия и причастия.

^ I. Синтаксическая роль деепричастий и причастий (повторение – упр. 684 (2), проверка домашнего задания).


Выслушаем сообщения отдельных учеников о синтаксической роли деепричастия и причастия и предложим шестиклассникам провести полный синтаксический разбор предложения, осложнённого обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом (упр. 684 (2)). Рекомендуем ребятам следить за культурой устных ответов одноклассников и вносить в их высказывания необходимые поправки и уточнения.

Учащиеся, готовившие в качестве индивидуального задания упражнение 688, рассказывают о грамматических омонимах (термин не вводится) – словах, совпадающих в звучании только в отдельных формах, и диктуют одноклассникам составленные дома предложения, называя отдельных учеников, которые будут проводить грамматический анализ омонимичных форм (задание 2 упражнения 688).

Предложим шестиклассникам перечислить конструкции, которые могут осложнять структуру и семантику простого предложения, и назвать те из них, которые осложняют предложения текста домашнего упражнения (683). После этого делает сообщение и диктует одноклассникам соответствующие примеры ученик, выполнявший упр. 689.


^ II. Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия (упр. 690, 696 (1 -- 3)).


В процессе анализа текста упражнения 690 подведём учащихся к выводу о том, что деепричастия, обозначая добавочное действие, одновременно характеризуют действие основное, придают речи особую живость, наглядность, делают описание ярким, динамичным.

Организуя наблюдение за использованием деепричастий и причастий в отрывке их произведения Л. Н. Толстого, приведённом в упражнении 696, ещё раз обратим внимание шестиклассников на общность изобразительно-выразительных функций причастия и деепричастия: эти особые формы глагола заключают в себе значение признака. Причастие обозначает признак предмета по действию (передаёт признак предмета в динамике), а деепричастие характеризует основное действие, названное глаголом-сказуемым, «дорисовывая» (см. упр. 690) это действие.

Отметим также, что причастие и деепричастие помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинённые предложения.


^ Д. з.: упр. 696 (4, 5).


Урок 117. Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия.


Цель урока: 1) организовать наблюдение за ролью деепричастий в художественном тексте; 2) закреплять представление о роли причастий в книжной и разговорной речи; 3) тренировать учащихся в проведении морфологического разбора глаголов, деепричастий и причастий.


^ I. Роль деепричастий в художественном тексте (повторение -- проверка домашнего задания, упр. 691 (1)).

Продемонстрируем учащимся выразительное чтение отрывка из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (упражнение 691) и предложим ответить на вопрос, с помощью каких языковых средств поэт создаёт яркую картину русской зимы. Важно, чтобы шестиклассники отметили роль деепричастий в создании выразительной, живой, динамичной зарисовки, разворачивающейся на глазах читателя, в создании узнаваемых образов, изображённых в движении.

Чтобы потренировать учеников в проведении грамматического анализа, можно предложить следующие задания.

Задание 1. Подчеркните в сложном предложении текста обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Задание 2. Проведите морфологический разбор глаголов плетётся, заморозил и деепричастий взрывая, посадив.


^ II. Использование причастий в книжной и разговорной речи (упр. 693, 694).


Попросим учащихся назвать стили речи, которым свойственно использование причастий, и предложим выразительно прочитать текст делового стиля, приведённый в упражнении 693. Обратим внимание учеников на то, что в деловом описании, задачей которого является объективная, точная, лаконичная характеристика предмета, явления и т. п., причастие способствует созданию информативной насыщенности текста, не увеличивая при этом его объём: причастие, наоборот, «сжимает» информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить придаточной частью предложения.

После того как ученики проведут морфологический разбор причастий (задание 1 упражнения 693), предложим им провести синтаксический разбор второго предложения текста.

Поможем шестиклассникам обосновать утверждение, что употребление фразеологизмов характерно прежде всего для разговорной речи (упражнение 694): бóльшая часть фразеологизмов имеют яркую эмоционально-экспрессивную окраску, обусловленную их образностью, которая создаётся использованием в них изобразительно-выразительных средств, например, сравнительных оборотов (например, как в воду опущенный), а такие стилевые черты, как эмоциональность, экспрессия, характеризуют разговорную речь. Но необходимо также отметить, что эмоциональность и экспрессивность свойственны и текстам публицистического и художественного стилей, поэтому фразеологизмы используются и в этих текстах. Обратим внимание ребят, что фразеологизмы разговорного характера имеют ярко выраженную шутливую, ироническую, иногда даже презрительную окраску (например, как пришибленный).


Д. з.: 1) на выбор: упр. 692 или 695; 2) провести морфологический разбор глагола, причастия и деепричастия; 3) по желанию – упр. 691 (2).


^ Резервный урок. Сжатое изложение (упр. 697).


Примечание. Сжатое изложение текста проводится в сильном классе при условии наличия резервного времени.


Цель урока: совершенствовать умение учащихся сжато пересказывать художественное повествование с элементами описания.


^ I. Чтение текста. Определение темы и идеи.


После выразительного чтения 697 попросим шестиклассников определить его тему и главную мысль. Ученики отметят, что в этом тексте рассказывается один из случаев, когда собака спасла жизни людей. Автор стремится передать читателям восхищение умением собак понимать человека, их способностью во имя спасения людей на настоящий подвиг, проявлению подлинной самоотверженности.

Предложим учащимся устно изложить сюжет этого текста и направим их усилия при выполнении этого задания, подводя к ответу примерно следующего содержания: «Этот текст о том, как во время эпидемии дифтерии в одном из далёких северных посёлков собака, несмотря на сильную пургу, доставила его жителям необходимое лекарство и, таким образом, спасла жизни людей. Благодарные жители посёлка соорудили этой собаке, как настоящему герою, бронзовый памятник».

Напомним ученикам, что в сжатом изложении недостаточно отразить сюжет: необходимо последовательно сжато передать основное его содержание, в котором выражается главная(ые) мысль(и) текста.

Чтобы восстановить последовательность событий, о которых необходимо рассказать в изложении текста-повествования, предложим ребятам составить план текста.


^ II. Составление плана текста. Устный и письменный сжатый пересказ текста.


По усмотрению учителя можно организовать совместную или самостоятельную работу (с последующей совместно проверкой) по составлению плана текста, который может выглядеть примерно так:


I. Жизненно важная необходимость.

II. Получение охотником драгоценного лекарства.

III. Обратный путь.

1. Пурга.

2. Гибель собак.

3. Решение охотника.

IV. Обретение больными целебной сыворотки.

V. Спасение охотника.

VI. Памятник замечательной собаке.


После этого предложим учащимся устно сжато передать основное содержание каждой микротемы в одном-двух предложениях и организуем обсуждение ответов.

Предоставим ученикам возможность в течение трёх-пяти минут перечитать текст, а затем попросим их закрыть учебники и приступить к написанию его сжатого изложения.


Д. з.: провести морфологический анализ глагола и его особых форм, использованных в предложении ^ Услышав сердитое цоканье, я обернулся и увидел пушистую белку, проворно скачущую по сосновым веткам.


Урок 118. Контрольная работа № 6 (диктант по теме «Глагол и его формы»).


^ Цели урока: 1) проверить уровень усвоения изученных орфографических и пунктуационных правил по теме «Глагол и его формы»; 2) проверить умение проводить грамматический анализ глагола и его особых форм.


^ Высокий уровень подготовки


Верблюд и Муравей


Шествовал по пескам Верблюд. Вдруг оказался на его пути Муравей. Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.

Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку бамбука и, прицелившись, отпустил её.

Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва. Верблюд вихрем умчался прочь.

На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку. Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.

(По А. Иванову)

(119 слов)


Примечания. 1. Предупредить, что существительные Верблюд, Муравей, Лев используются в значении собственных. 2. Выписать на доску слово бамбук.


Задания

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях первого и второго (I вариант), третьего и четвёртого (II вариант) абзацев текста.

2. Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя, продолжавший (I вариант); обогнал, прицелившись, притаившегося (II вариант).

3. Проведите синтаксический разбор последнего (I вариант) и третьего (II вариант) предложений текста.


^ Средний уровень подготовки


Муравьи


Муравьи – самые распространённые обитатели нашей планеты. Они расселились почти по всему земному шару.

Большинство муравьёв живёт на земле, но они заселяют и кору поваленных деревьев, пни. Отдельные семейства обосновались под землёй. Гнёзда муравьёв состоят из большого количества ходов, соединённых между собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.

Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья, иголки ёлок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.

Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огородов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи – друзья природы. Но часто они нуждаются в нашей защите. Давайте беречь муравьёв!

(114 слов) (По О. Полонскому)


Задания


1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях второго (I вариант) и третьего (II вариант) абзацев текста.

2. Проведите морфологический разбор слов заселяют, поваленных, пересекаясь (I вариант) и прогреваемых, используются, образуя (II вариант).

3. Проведите синтаксический разбор предложения ^ Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огородов.


Имя числительное

(16 часов)



1000-1200-1800-2200-a-v-kotlyarov-osvobozhdenie-ot.html
101-funkcionalnie-sostoyaniya-cheloveka-v-trude-v-i-tyutyunnik.html
102-infekcionnij-toksikoz-detskaya-anesteziologiya-i-reanimatologiya-mihelson.html
102-sushnost-promishlennoj-politiki-uchebno-prakticheskoe-posobie-ekonomicheskaya-politika-uskenbaeva-a-r-dlya-distancionnogo.html
103-organizaciya-polucheniya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-specialistov-s-visshim-i-poslevuzovskim-medicinskim-obrazovaniem.html
104-celi-i-prioriteti-novoj-promishlennoj-politiki-rk-uchebno-prakticheskoe-posobie-ekonomicheskaya-politika-uskenbaeva.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosibirskaya-gosudarstvennaya-oblastnaya-nauchnaya-biblioteka-derbilova-o-v.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-16-vizualizirujte-shirokomu-krugu-chitatelej-predlagaetsya-prostaya-no-ochen-effektivnaya-metodologiya-preodoleniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-garantijnoe-obsluzhivanie-modelnie-selskie-biblioteki.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-nauchnih-meropriyatij-vuzov-i-ssuzov-g-almetevsk-na-2011-12-uchebnij-god-.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-gruppa-e3-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otraslevoj-zhurnal-meteospektr-nachal-izdavatsya-v-2000-godu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnoj-konkurs-programm-deti-ulic-pravovoe-vospitanie-nesovershennoletnih-vavilova-marina-vasilevna-studentka-5-kursa.html
  • control.bystrickaya.ru/drugie-metodi-razdeleniya-idealnaya-zhidkost-voobrazhaemaya-zhidkost-lishyonnaya-vyazkosti-i-teploprovodnosti-v-i.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-eto-tolko-kazhetsya-chto-noch-vremya-polnoj-tishini-i-bezmyatezhnogo-pokoya-noch-polna-zvukov-shuma-dozhdevih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovleniem-pravitelstva-stranica-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b-z-bajsarin-azastan-respublikasini-ilmisti-iini-erekshe-blmn-kejbr-baptarini-ilmis-ramin-saralau-erekshelkter.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovoe-ozdorovlenie-organizacii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-77-pravo-ispolzovaniya-rezultatov-intellektualnoj-statya-1226-intellektualnie-prava.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravedlivejshij-shumerskie-nochi-rudazov.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleksnij-investicionnij-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-alatirya-na-2010-2012-godi-i-na-period-do-2020-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-vide-kompleksnogo-testirovaniya-dlya-postupleniya-v-magistraturu-po-programme-140500-68-02-tehnologiya-i-ekologiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzistencialnaya-fenomenologiya-i-sociologiya-pitirima-sorokina.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudovoj-dogovor-kontrakt-ponyatie-storoni-i-soderzhanie-chast-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-dlya-nachinayushih-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdyon-na-zasedanii-soveta-shkoli-protokol-1-ot-01-09-2010-goda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-1-sravnenie-osnovnih-harakteristik-prirodnih-zon-rossii-i-v-alekseenko-es-ukraina-novie-realii.html
  • education.bystrickaya.ru/13-tehniko-ekonomicheskie-faktori-i-rezervi-snizheniya-sebestoimosti-gl-buhgalter-36-yurist-36-buhgalteriya-36-otdel.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-muzike-8-9-klass.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennaya-scenografiya-nekotorie-voprosi-teorii-i-praktiki-stranica-11.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-doris-mortman-true-colors-1994.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-zakoni-sohraneniya-v-mehanike-variant-1-nachalnij-uroven.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slovo.html
  • studies.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-chast-12.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-gudyashaya-belka-gonchie-bafuta.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-kak-socialnij-obmen.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-261-isklyuchena-zakon-ukraini-3694-hi-ot-15-dekabrya-1993-g-statya-262-isklyuchena.html
  • exam.bystrickaya.ru/yurij-shevchuk-metriko-ritmicheskaya-organizaciya-russkoj-rok-poezii-1980-h-godov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-prakticheskij-zanyatij-i-lekcij-tematicheskij-plan-lekcij-po-ftiziopulmonologii-dlya-studentov-5-kursa-lechebnogo-fakulteta-.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-a-s-pushkin-nachalo-tvorcheskogo-puti-licej-urok-lekciya-monograficheskaya-tema.html
  • notebook.bystrickaya.ru/greh-pobedit-o-zhelaesh-li-ti-allilujya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.