.RU

§ 2. СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО - Ю. А. Тихомиров Административное право и процесс. Полный курс


§ 2. СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО


Следует правильно понимать природу статуса государственного служащего. В него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Названные элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они как бы образуют реальный статус служащего. Утрата связи или ослабление внутренних зависимостей этих элементов делает работу служащих неполной, и их положение - ущербным. Поэтому баланс элементов требует их поддержания в стабильном состоянии.


Рассмотрим отдельные стороны статуса, начиная с прав государственного служащего. Он имеет право на:


ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;


получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;


посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;


принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;


участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;


продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;


ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и др. документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;


переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;


пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;


проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;


объединение в профсоюзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;


внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.


Права служащих защищены. Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в т.ч. по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.


Государственный служащий не вправе:


заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;


быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;


заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;


состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;


быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;


использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;


получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;


получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в т.ч. и после выхода на пенсию;


принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;


выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.


Вполне естественно, что служащий не должен принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в т.ч. религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов.


Отметим антикоррупционные требования. Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с законодательством ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Добавим к сказанному положения Указа Президента РФ «О предоставлении лицами, занимающими государственные должности РФ, и лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» (апрель 1997 г.). Поступающие в органы государственной налоговой службы сведения составляют служебную тайну.


Рассмотрим теперь основные обязанности государственного служащего. Служащий обязан:


обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в т.ч. регулирующих сферу его полномочий;


добросовестно исполнять должностные обязанности;


обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;


исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;


в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;


соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;


поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;


хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.


Служащему надо хорошо знать виды управленческих решений. Умение их готовить и принимать нужно сочетать с развитием навыков принятия устных решений. Устное решение является разновидностью управленческого решения. Это решение оперативное, не фиксированное формально и вступающее в силу немедленно. Устные решения принимаются руководителем в пределах его компетенции и являются юридически обязательными для исполнителей.


Назовем условия принятия устных решений: необходимость Дачи оперативных указаний; необходимость разъяснения подчиненным содержания и методов реализации письменных решений (приказа и т.п.); очевидная нехватка времени, возникновение экстренных ситуаций; договоренность с руководителями смежных


9 - 4777 уровней.


Процедура выработки и принятия устных решений предполагает: а) быстрое и ясное понимание руководителем проблемной ситуации; б) очевидность путей решения проблемы и выбора оптимального варианта; в) достижение понимания смысла решения в диалоговом режиме «подчиненный - руководитель», «руководитель - подчиненный»; г) убежденность руководителя в правильном понимании смысла решения исполнителем путем оценки степени согласия последнего; д) простота контроля, «обратной связи» и информированности о выполнении решения (в т.ч. с помощью устной информации при встрече, по телефону и т.п.); е) фиксация устного решения (в журнале, с помощью диктофона и т.п.); ж) устное решение принимается в тех случаях, когда специально не предусмотрена письменная форма решения.


Ответственность руководителя за принятие или непринятие устного решения наступает в установленном порядке.


Труд служащих должен стимулироваться и поощряться. За успешное и добросовестное исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к ним применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.


В названном законе Воронежской области подробно урегулирован порядок поощрения государственных служащих области. Основаниями поощрения являются: высококвалифицированное исполнение должностных обязанностей; продолжительная и безупречная служба; выполнение заданий особой важности и сложности. Порядок применения мер поощрения к государственному служащему области регулируется положением, утверждаемым совместным постановлением органов государственной власти области.


К государственному служащему области могут применяться следующие виды поощрений: а) объявление благодарности; б) денежное поощрение; в) объявление благодарности с денежным поощрением; г) награждение ценным подарком; д) внеочередное присвоение квалификационного разряда.


Денежное поощрение государственному служащему выплачивается: а) за исполнение служебных заданий особой важности и сложности; б) в связи с юбилеями. Государственному служащему области при выходе на пенсию выплачивается вознаграждение в размере среднемесячного заработка за каждый год государственной службы, но не более чем за 20 лет службы. Среднемесячный заработок исчисляется за последний год службы в порядке, предусмотренном законодательством. Предусмотрена двукратная индексация выплат в случае выхода государственного служащего на пенсию по инвалидности.


Поощрения применяются руководителем государственного органа и оформляются соответствующим актом. Допускается соединение нескольких мер поощрения. В течение срока действия дисциплинарного взыскания поощрения не применяются.


Рассмотрим теперь гарантии успешной деятельности государственного служащего и его социального обеспечения. Их ограничение не способствует стабильности персонала и их эффективной работы.


Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.


Государственному служащему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату усилья. Расходы, связанные с предоставлением гарантий, производятся за счет средств соответствующих бюджетов. Примечательно, что федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.


При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой должности. При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного 'трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.


Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.


Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.


Государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственным служащим за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ, дополнительный оплачиваемый отпуск.


Ежегодный и дополнительный оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию государственного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.


Государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.


Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственными служащими должностных обязанностей, она выплачивается его семье.


Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительный оплачиваемый отпуск, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в т.ч. на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления.


Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов РФ.


Важные государственные функции госслужащих требуют от них добросовестности, честности и стараний по их реализации. Отступления от нормативных требований недопустимы. Поэтому важны меры ответственности государственного служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.


Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.


Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.


Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и интересов граждан.


В системе государственной службы совершается, к сожалению, немало преступлений. В УК РФ предусмотрены соответствующие составы преступлений и меры ответственности за них. Глава 32 «Преступления против порядка управления» содержит ряд статей, в т.ч. о применении насилия в отношении представителя власти, его оскорблении, незаконном пересечении государственной границы, приобретении или сбыте официальных документов и государственных наград, самоуправство. Глава 30 посвящена преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В ней есть статьи о злоупотреблении должностными полномочиями, о превышении должностных полномочий, присвоении полномочий должностного лица, о получении взяток, служебном подлоге, халатности.


В примечании к ст. 285 указано, что должностными лицами в статьях этой главы УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, государственных и муниципальных учреждениях, в войсках и воинских формированиях. Такая нормативная характеристика совпадает с приведенной выше характеристикой должностного лица и свидетельствует о «понятийной близости» ряда институтов административного и уголовного права.


Примечательно, что в УК РФ выделена гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». В ней отражены элементы публичности. Статья 201 посвящена злоупотреблению полномочиями: использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой и иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам организации или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам организаций и граждан либо охраняемым законом интересам общества и государства. И ее надо активно применять на практике.


§ 3. СТАТУС РУКОВОДИТЕЛЯ. ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ


Руководитель государственного предприятия, учреждения и иной организации - ключевая фигура. Его статус позволяет гибко и оперативно осуществлять распорядительные, организационные и контрольные функции, направлять работу управляющего коллектива и коллектива в целом, официально представлять организацию вовне. Соответствие статуса и нужный для этого «набор» свойств руководителя способствуют эффективности управления на локальном уровне. И поэтому определение статуса в законах, Подзаконных актах, уставах и иных локальных актах (положениях, должностных инструкциях) имеет первостепенное значение.


Не менее важно глубоко освоить все элементы статуса и правильно их реализовать. Кроме общих актов руководитель должен хорошо знать специальные нормативные акты: устав конкретного предприятия; отраслевые и локальные правила внутреннего распорядка для рабочих и служащих; положения о структурных подразделениях предприятия; должностные характеристики (инструкции) заместителей директора и руководителей подразделений предприятия, иных работников; решения коллегии министерства, приказы и инструкции министра, иные нормативные документы по вопросам деятельности предприятия. Изучение общих и специальных нормативных актов позволяет глубоко усвоить основные полномочия и ответственность руководителя.


Теперь кратко назовем основные полномочия руководителя на примере директора государственного предприятия. Руководитель имеет право и обязан реализовать следующие основные полномочия: а) правильно руководить всеми видами деятельности предприятия на основе применения методов программирования, экономических нормативов; б) четко организовать работу и взаимодействие подразделений, труд подчиненных, обеспечить внедрение научной организации труда; в) осуществлять организационно-технические мероприятия по совершенствованию управления производством, его структуры, нести ответственность за нерациональное расходование средств; г) обеспечить экономное и эффективное использование материальных ресурсов, привлекать инвестиции, заключать выгодные договоры; д) строго соблюдать требования законности; е) обеспечить выполнение коллективом производственных заданий, рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы; ж) требовать соблюдения трудовой дисциплины, принимать необходимые меры к укреплению порядка и предотвращению потерь рабочего времени; з) воспитывать у подчиненных высокие деловые качества, поддерживать их полезную инициативу и общественную активность; и) вовлекать подчиненных в процесс самоуправления; к) обеспечивать правильное применение принципа социальной справедливости; л) сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, быть чутким к людям, их нуждам и запросам, поощрять работников, отличившихся при выполнении трудовых обязанностей, строго взыскивать с нарушителей трудовой дисциплины; м) учитывать мнения и предложения трудовых коллективов при принятии решений; информировать коллективы о своей работе, принятых решениях и ходе их выполнения; н) подавать подчиненным пример образцового исполнения служебного долга и достойного поведения как на службе, так и вне службы; о) принимать решения по основным вопросам управления, производства и труда; в пределах своей компетенции издавать приказы и другие акты, отменять приказы руководителей производственных единиц, если они противоречат законодательству; п) действовать без доверенности от имени предприятия и представлять его в иных организациях; р) распоряжаться в соответствии с законодательством имуществом предприятия, заключать договоры, выдавать доверенности (в т.ч. и с правом передоверия), открывать в банках расчетные и др. счета предприятия; с) принимать в соответствии с трудовым законодательством на работу и увольнять с работы работников в пределах установленной номенклатуры, применять меры поощрения и налагать взыскания на работников; т) устанавливать компетенцию заместителей и других руководящих работников; у) утверждать штатное расписание для руководящих, инженерно-технических работников и др. служащих аппарата управления, исходя из фонда заработной платы, определенного по утвержденному нормативу.


Поэтому и строгие меры ответственности руководителей объяснимы, ведь от их работы зависит труд коллективов.


Заместители директора в пределах своей компетенции действуют от имени предприятия, представляют его в других учреждениях и организациях, могут совершать хозяйственные операции и заключать договоры без доверенности, а также выдавать доверенности работникам объединения. Кроме этого, принадлежащие предприятию права и возложенные на него обязанности осуществляются директором и по установленному распределению обязанностей - его заместителями и другими должностными лицами, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - совместно, по согласованию или с участием соответствующего профсоюзного органа или трудовым коллективом непосредственно путем рассмотрения и решения вопросов на общем собрании.


Особую остроту имеет невыполнение обязанностей по отношению к работникам (См.: А.И. Стовцева, Н.Н. Шсптулина - Ответственность руководителя организации за нарушение законодательства о труде. - М.: Проспект, 2000).


Дисциплинарная ответственность руководителя наступает за нарушения обязанностей службы, за неприятие решений и т.п.


Руководители и их заместители несут материальную ответственность в следующих случаях: а) если ущерб объединению (предприятию) причинен излишними денежнъ1.ми выплатами, неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев, выпуска недоброкачественной продукции, хищений, уничтожения и порчи материальных или денежных ценностей; б) виновности в незаконном увольнении или переводе работников на другую работу.


КоАП предусматривает привлечение руководителя к административной ответственности за совершение следующих проступков: а) нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда (ст. 41); б) нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 57); в) ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст. 70); г) повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 71); д) выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 77); е) расточительное расходование электрической и тепловой энергии (ст. 90); ж) самоуправство (ст. 166); з) нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ст. ПО); и) прием на работу без паспорта или без прописки (ст. 181).


Выше говорилось о мерах уголовной ответственности за преступления в сфере управления и государственной службы.


Для эффективной реализации статуса руководителя важен этап вступления его в должность. Здесь недопустимы поверхностность и поспешность. Вступление в должность - это система последовательных взаимосвязанных этапов деятельности руководителя, имеющих определенные целевые назначения и временные границы.


Схематично этот процесс можно разделить на следующие стадии: а) представление руководителя; б) изучение руководителем нормативного материала, регулирующего деятельность органа и определяющего обязанности, права и ответственность самого руководителя; в) ознакомление с кадровым составом органа, предприятия; г) первичный анализ руководителем деятельности органа, предприятия; д) ознакомление с организацией управления в органе, предприятии; е) изучение внешних связей органа, предприятия; ж) проведение установочных совещаний.


Процедуры представления руководителей различных уровней имеют общие моменты и особенности Если директор назначается приказом, то принятое решение доводится, как правило, сначала, до управленческого аппарата, а затем до всех работников. Чаще всего это делается в форме представления нового директора его заместителям и начальникам подразделений, а также путем доведения приказа о назначении нового руководителя до работников предприятия. Если директор назначается из руководящих работников других предприятий или вышестоящего органа управления, то его представляет начальник департамента или заместитель министра, в чью компетенцию входят кадровые вопросы.


В начале данной процедуры представляющий объявляет приказ о назначении, рассказывает биографию нового руководителя, знакомит с его послужным списком, объясняет основания назначения нового руководителя, обращает внимание присутствующих на необходимость оказания ему помощи (особенно в период вхождения в должность) в решении вопросов установления деловых контактов в интересах дальнейшего совершенствования деятельности органа (предприятия).


Элементом процедуры представления руководителя является его краткое выступление, в котором он рассказывает о своих предварительных подходах к решению задач. Выступающему рекомендуется не произносить пространных речей программного характера, не давать негативных оценок действий прежнего руководителя и аппарата управления.


В случае избрания директора на общем собрании, конференции трудового коллектива способы его представления меняются. Желательно, чтобы «внешний» кандидат предварительно познакомился с состоянием дел. До сведения коллектива накануне выборов доводятся характеристики кандидатов (путем информации, многотиражной печати и т.п.). Во время выступления на собрании кандидатл/н на пост директора рекомендуется обстоятельно обосновать проекты, своих управленческих концепций, включающих экономические, технические, социальные развития объединения. Обсуждение кандидатов концентрируется на сопоставлении и оценке их концепций, а также личных и деловых свойств. Избрание и утверждение кандидата - две ступени юридического вступления в должность.


Новый директор обязан принять дела от прежнего руководителя. В случае, когда это невозможно сделать, создается специальная комиссия, в состав которой входят один из заместителей директора, главный бухгалтер, другие руководители подразделений. Приняв дела, новый директор издает приказ о вступлении в должность.


Главный инженер, заместители директора назначаются приказом министра либо начальника департамента, либо собственником по договору. Эти акты являются основанием для издания приказа директором. Принятое решение доводится до руководителей подразделений в форме представления нового руководителя директором, остальных работников - путем ознакомления с приказом о назначении (через информационный стенд, стенную печать, внутреннюю радиосвязь).


При ознакомлении с сотрудниками директор прежде всего знакомится со своими заместителями, руководителями тех подразделений, которые он непосредственно курирует, начальника отдела (цеха) - со всем составом работников соответствующего подразделения.


Руководитель должен познакомиться с характеристиками указанных работников, их послужным списком и др. материалами, имеющимися в распоряжении кадровой службы. Полезна в связи с этим беседа руководителя со своим предшественником. Овладев первичной информацией, руководитель планирует ряд бесед с работниками аппарата управления.


Обладая определенной информацией, полученной в результате изучения документов и бесед, директор вправе ставить руководителям подразделений конкретные задачи, вытекающие из его предварительных выводов о состоянии дел и результатах деятельности подразделений. Здесь уже могут даваться некоторые рекомендации, направленные главным образом на более детальное изучение тех или иных вопросов, с последующим докладом о путях их решения.


Центральная задача всего процесса вступления в должность руководителя - оперативное изучение и анализ состояния дел по основным направлениям его производственно-хозяйственной деятельности: управления, маркетинга, производства, финансов, труда, капитального строительства, материально-технического снабжения и сбыта, кадрового обеспечения и т.д. Вновь назначенный руководитель изучает ход выполнения программ, степень реализации мероприятий по совершенствованию технологии, средств механизации и автоматизации производства, ситуацию на рынке продукции, товаров и услуг; эффективность использования инвестиций и их направленность; степень обеспеченности и порядок снабжения объединения материальными ресурсами.


Одним из направлений в этой работе является изучение руководителем решений вышестоящего и местных органов. При этом тщательно фиксируются все замечания, связанные с недостатками работы предприятия, конкретные указания, направленные на совершенствование его деятельности.


Далее изучается штатная численность предприятия, степень укомплектованности подразделений, анализируется распределение функциональных обязанностей, в первую очередь между заместителем директора, руководителями подразделений; выясняется количественный и качественный состав аппарата управления и его потребности. Это изучение проводится первоначально на основе имеющихся документов: штатного расписания, различных форм отчетности перед вышестоящими органами, отчетов подразделений. Изучая документацию, руководитель призван фиксировать возникающие при этом вопросы, а также свои собственные соображения по рассматриваемым вопросам.


Важнейшее значение имеет деятельность руководителя по организации управления на предприятии. Следует иметь в виду, что уже в период вступления в должность, т.е. фактически с первого дня исполнения своих обязанностей, руководитель в силу необходимости вынужден принимать решения по конкретным делам, по определению изменений в деятельности предприятия в целом и его отдельных служб и подразделений. Он принимает решения по экономическим вопросам, готовит необходимые отчетные, информационные документы для представления в вышестоящие органы управления, т.е. реально действует как руководитель.


Первое, что руководителю рекомендуется сделать в этот период, - провести анализ существующей структуры управления предприятием.


По результатам данного анализа рекомендуется уточнить структуру предприятия в соответствии с современными задачами совершенствования управления, а в некоторых случаях пересмотреть схемы административной и функциональной подчиненности звеньев, потоки движения информации, центры принятия решений.


Одним из важных направлений в совершенствовании структуры управления является распределение обязанностей между заместителями генерального директора (директора).


Существуют различные варианты решения этой задачи: во-первых, обязанности распределяются между заместителями в соответствии с определенными направлениями деятельности предприятия; во-вторых, путем закрепления за ними групп подразделений (цехов, участков), объединенных однородностью решаемых задач; в-третьих, путем сочетания первых двух вариантов, когда одновременно с выделением направления, за которое отвечает заместитель, оговаривается группа подразделений (цехов, участков), им курируемых.


Распределение обязанностей между заместителями закрепляется в приказе директора. Наиболее полное изложение обязанностей, возложенных на заместителей, фиксируется в положениях (инструкциях) о должностных лицах аппарата управления объединения (предприятия).


Особый смысл при разработке положений имеет определение управленческих действий заместителей. Речь идет о предоставлении им права принимать в пределах своей компетенции обязательные решения. На практике чаще всего используются несколько вариантов подобной деятельности.


Одним их средств совершенствования управленческого труда является его четкая регламентация по видам работ, по часам и по дням в неделю. Это предполагает закрепление определенных часов в день или дней в неделю для решения каких-либо специальных вопросов или проведения конкретных мероприятий, т.е. речь идет о необходимости разработки регламентов работы директора, его заместителей, начальников функциональных подразделений, производственных цехов и участков. Именно в регламенте необходимо отразить используемые процедуры решения вопросов (заседание, аналитическое или оперативное совещание, подписание документов, встреча и т.д.). Кстати, такой способ регламентации полезен для всех управленческих органов.


При анализе существующей структуры управления предприятия руководителю рекомендуется ознакомиться с положениями о подразделениях с точки зрения того, не являются ли они устаревшими в связи с новыми задачами, изменившейся обстановкой и т.п. Ответы на эти вопросы могут определить степень переработки этих положений и объем вносимых изменений. При разработке (переработке) указанных положений необходимо четко определить связи подразделений между собой по реализации возложенных на них задач и функций, установить формы их взаимодействия (напр., координация, согласование, контроль и т.д.).


Переработка положений о подразделениях повлечет пересмотр должностных инструкций. В работе по пересмотру положений о подразделениях и должностных инструкций на единой методической основе принимают участие все подразделения. Целесообразно общую организацию и руководство этой работой возложить на службу НОТ, отдел кадров при обязательном согласовании с юридической службой. Полезно дать указание о подготовке (или уточнении) других распорядков работы - правил подготовки, принятия и выполнения решений, порядка проведения общих совещаний, оценки оперативной информации и т.д., приема работников, процедур работы с информацией, иных регламентирующих документов.


В ходе вступления в должность руководитель должен также точно определить круг внешних организаций, с которыми взаимодействует или должна взаимодействовать его организация в процессе реализации своих функций, и позаботиться об установлении деловых контактов с руководством этих организаций.


Регламентация этапов и форм деятельности руководителей и соответственно схемы функциональных действий работников и их взаимоотношений очень важны. Ее нужно тщательно разработать и строго соблюдать.


Примером основательной разработки могут служить уже упоминавшиеся «Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ». В них четко урегулированы операционные действия в данной сфере, и тут роль руководителей разных уровней очень существенна. Приведем подробнее некоторые положения из Правил ввиду их безусловной полезности.


Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем несет полную ответственность за выполнение норм и правил, установленных соответствующими государственными органами, включая и работу с персоналом, если иное не оговорено в договоре (контракте) с лицом, которому он доверяет управлять своим имуществом (руководитель организации, доверительный управляющий).


Права, обязанности и ответственность руководителя организации по выполнению норм и правил, установленных соответствующими государственными органами, включая и работу с персоналом во вверенной ему организации, определяются договором (контрактом) с собственником имущества. Независимо от условий договора (контракта) руководитель организации обязан организовать работу с персоналом согласно законодательству и Правилам.


Права, обязанности и ответственность руководящих работников организации, руководителей структурных подразделений по выполнению норм и правил определяются трудовым договором (контрактом). Другие категории персонала осуществляют свои права, обязанности и несут ответственность в соответствии с должностными и производственными инструкциями и инструкциями по охране труда согласно действующему законодательству.


Уровень знаний руководителя по организации норм и правил устанавливается при заключении с ним контракта или выдаче лицензии на вид деятельности. Периодическая проверка знаний руководителем организации норм и правил по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других норм и правил осуществляется в порядке, установленном органами государственного надзора в случае, если он принимает на себя прямое руководство и проведение работ непосредственно на рабочих местах и производственных участках.


При заключении договора с руководящими работниками организаций, руководителями структурных подразделений, лицами из числа управленческого персонала и специалистами руководитель организации должен ознакомить эту категорию работников: с состоянием условий труда и производственной обстановкой на вверенном ему участке работы организации; с состоянием средств защиты рабочих от воздействий опасных и вредных производственных факторов; с данными о производственном травматизме и профессиональной заболеваемости; с необходимыми мероприятиями по охране труда, а также с руководящими материалами и должностными обязанностями по охране труда.


В каждой организации в соответствии с законодательством и Правилами должен быть разработан порядок проведения работы с персоналом и утвержден руководителем организации по согласованию (при необходимости) с соответствующими органами государственного надзора (Рострудинспекцией, Госгортехнадзором России, Главгор-энергонадзором России и др.), правила и нормы которых распространяются на организации электроэнергетики. Для обеспечения требуемого профессионального образовательного уровня в каждой организации должны функционировать специализированные образовательные учреждения (учебно-курсовой комбинат, центр (пункт) тренажерной подготовки и др.), имеющие разрешение (лицензию) Минтопэнерго России, а при необходимости и других ведомств.


Уместно обратить внимание на стиль управления, когда руководитель умеет работать как с управленческой командой, так и со всем коллективом предприятия. Иначе единоначалие выражается в приказном, командном стиле, не стимулирующем подчиненных. Поэтому руководителям нужно учиться демократическим способам решения возникающих проблем, общению с людьми. Ниже рекомендуются меры по совершенствованию стиля работы хозяйственных руководителей (См. также: Человеческий фактор и ускорение социально-экономического развития. Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Экономика, 198-8) по выработке демократических свойств руководителя, привлечению граждан к управлению, организации делового взаимодействия руководителя с трудовым коллективом и его органами, общественными организациями.


Для хозяйственных руководителей всех уровней первостепенное значение имеют следующие демократические свойства их сознания и поведения: забота о людях и правильное сочетание интересов общества, коллектива и личности; равенство; справедливость; единство прав и обязанностей; гласность; коллективизм и товарищеские отношения; учет общественного мнения; соблюдение дисциплины, и законности.


Названные качества должны послужить важнейшим импульсом мышления и поведения руководителя, формироваться и развиваться в процессе служебной и общественной деятельности руководителя. Тем самым будут развиваться мотивы заинтересованного отношения руководителя к работе.


Формирование демократических свойств руководителя должно происходить постоянно с помощью различных способов и средств.


Здесь можно рекомендовать: а) систематическое самообразование руководителя как личности, обладающей высокоразвитым демократическим сознанием, способностью к самоорганизации и самодисциплине и решению вопросов с учетом интересов работников; б) регулярное обучение основам экономического управления, пополнение и обновление знаний в данной области в системе экономической учебы, подготовки и повышения квалификации работников разных уровней; в) овладение навыками демократического решения вопросов лицами, находящимися в резерве на выдвижение. Полезно в процессе обучения формировать умение хозяйственного руководителя действовать демократическими методами в различных ситуациях (при подготовке программы, анализе выполнения договоров, внедрении достижений науки и т.д.), показывать причины, ведущие к бюрократическим и технократическим извращениям; г) последовательно проявлять демократические свойства в процессе управления, в любых хозяйственных и социальных ситуациях, обогащая их и устраняя элементы консерватизма и инерции в решении вопросов; д) анализировать демократические свойства при проведении аттестации руководителей и специалистов, давать принципиальную оценку степени их развитости как одному из важнейших квалификационных требований, высказывать соответствующие рекомендации аттестуемому.


На руководителя возлагается обязанность по привлечению членов трудового коллектива к управлению. Во избежание стихийности и для планомерного вовлечения трудящихся в управление полезно использовать «шкалу общественной работы», которая содержит перечень последовательно выполняемых и сменяемых общественных функций, с учетом их содержательности и сложности и помогает анализу активности работников.


Руководителю должны быть чужды управленческие стереотипы поведения: ожидание указаний и отказ от инициативных действий; подмена реального решения проблемы созданием оргструктуры; ориентация на количественные «валовые» показатели; привычка решать вопросы по сложившейся традиции; стремление решать вопросы единолично, волюнтаризм; традиционно-односторонний подход к явлению; установка на непринятие решений; явное предпочтение решений вышестоящих звеньев анализу и использованию местного опыта; сугубо личные мотивы совершения служебных действий (в т.ч. перестраховка); игнорирование научных рекомендаций; приоритет текущих дел; приоритет контрольных, административных воздействий; искажение информации, приписки и т.п.; игнорирование человеческого фактора; переоценка собственного опыта и уровня знаний; приоритет обсуждения вопросов перед их реальным разрешением.


§ 4. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


Прохождение государственной службы - непрерывный процесс. И все же ее основные этапы должны быть тщательно регламентированы. Без соблюдения нормативных требований, предъявляемых к разным ее этапам, трудно обеспечивать высокий уровень организации службы и эффективность управленческого труда.


Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих.


При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и ФЗ «Об основах государственной службы в РФ».


Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.


При поступлении на государственную службу гражданин представляет: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья; другие документы, если это предусмотрено федеральным законом. В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности государственной службы.


Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции РФ и федеральных законов в интересах граждан РФ. Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.


Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:


на государственные должности государственной службы категории «Б» - по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории «А» либо уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, занимающим государственную должность категории «А» в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;


на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» - соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами субъектов РФ;


на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» - по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.


Заметим, что на государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим. В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.


Важны процедуры проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы. Каково его назначение? Конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы (далее - конкурс) обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, при соблюдении условий, установленных пп. 1, 3 и 4 ст. 21 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ».


Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.


Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й групп).


Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.


Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией. Конкурс-испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы и завершается государственным квалификационным экзаменом.


Конкурсные (государственные конкурсные) комиссии формируются в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 26 и ст. 27 упомянутого федерального закона.


Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса подлежит опубликованию в официальных изданиях соответствующего органа по вопросам государственной службы. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении.


Действует положение о проведении конкурса при приеме на работу в центральные органы федеральной исполнительной власти, утвержденное Советом Министров - Правительством РФ 23 июля 1993 г. Положение устанавливает порядок проведения конкурса при приеме на работу в аппараты центральных органов федеральной исполнительной власти. При проведении конкурса оцениваются профессиональные, деловые и личностные качества кандидатов на замещение вакантных должностей руководителей (заместителей руководителей) и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти (далее - кандидаты).


Основными задачами конкурса являются: отбор и формирование на конкурсной основе высокопрофессионального кадрового состава центральных органов федеральной исполнительной власти; совершенствование работы по подбору и расстановке кадров в названных органах.


Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия в со-' ставе председателя, секретаря и членов комиссии. В состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений центрального органа федеральной исполни-. тельной власти включаются заместитель руководителя соответствующего центрального органа федеральной исполнительной власти, руководитель (заместитель руководителя) и специалисты кадровой и юридической служб этого органа. При проведении конкурса на замещение вакантных должностей специалистов структурных подразделений в состав конкурсной комиссии дополнительно включается руководитель структурного подразделения органа, в котором предусматривается работа кандидата. В состав конкурсной комиссии могут также включаться независимые эксперты (психологи, научные работники и другие). Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.


Проведению конкурса предшествует подготовительная работа.


Конкурс на замещение вакантных должностей руководителей заместителей руководителей) и специалистов структурных подраз-пений органов федеральной исполнительной власти объявляется в 1ериодической печати или других средствах массовой информации не позднее чем за один месяц до начала проведения конкурса. Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают в кадровую службу соответствующего органа заявление, к которому прилагаются документы установленной формы. Список кандидатов, допущенных к участию в конкурсе, объявляется не позднее чем за неделю до начала проведения конкурса.


Конкурсная комиссия использует различные методы оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов: изучение документов, собеседование, профессиональное и психофизиологическое тестирование, анкетирование, проведение групповых дискуссий по проблемам, связанным с будущей работой, и др. Оценка профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов производится по балльной системе. Разработку и утверждение методик оценки образовательного уровня, профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов осуществляет Минтруда РФ совместно с другими заинтересованными органами федеральной исполнительной власти.


После всестороннего, полного и объективного изучения профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов и подсчета набранных ими баллов конкурсная комиссия принимает решение о том, кто из кандидатов выдержал конкурс. Выдержавшим конкурс считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.


Читателю будет полезно изучить методики оценки труда служащих, используемые на практике. Вот одна из них: 1. Образование; 2. Стаж работы; 3. Профессиональная компетентность; За. Знание нормативных актов, регламентирующих развитие отрасли; 36. Знание отечественного и зарубежного опыта; Зв. Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей; Зг. Качество законченной работы; 3d. Способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые поЭходы к решению возникающих проблем; Зе. Своевременное выполнение должностных обязанностей, ответственность за результаты работы; Зж. Интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы); Зз. Умение работать с документами; Зи. Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных; Зк. Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы; 4. Производственная этика, стиль общения; 5. Способность к творчеству, предприимчивость; 6. Участие в коммерческой деятельности; 7. Способность к самооценке.


Многое зависит от методически правильного составления должностной инструкции работника. В них закреплены прежде всего должностные обязанности и требования к квалификации - «должен знать законодательство» - хороший императив (См.: Квалификационный справочник должностей служащих. М.: Инфра-М, 2000).


В инструкции надо отразить, что работник относится к определенной категории в соответствии с классификатором должностей руководителей, специалистов и служащих. Отсюда порядок назначения, выборов, конкурсного замещения, а также перемещения и освобождения работника от должности.


Работник должен знать законодательство (общее и специальное, относящееся к сфере его деятельности), руководящие и нормативно-методические материалы в соответствующей области, разбираться в содержании своих задач и способах их решения. К сожалению, на практике так бывает далеко не всегда, хотя объем и характер знаний меняются в зависимости от требований, предъявляемых к работнику по должности.


В должностной инструкции должна определяться подчиненность работника. В своей деятельности он руководствуется законодательными и правительственными актами, приказами и иными актами соответствующего министерства, ведомства, законом (положением) об организации, положением о структурном подразделении, в котором он работает, указаниями начальника подразделения. Устанавливается перечень основных задач работника (как стратегических целей его деятельности).


Должностная инструкция работника служит основным документом при определении объема осуществляемой деятельности, оценке его труда и аттестации.


Перечень функций работника составляется, во-первых, с учетом функций организации, структурного подразделения и, вовторых, в соответствии с основными задачами по должности. Функции работника представляют собой направление и содержание его деятельности. Например, старший экономист предприятия проводит систематический экономический анализ работы заводов-филиалов и цехов, осуществляет методическое руководство работой по осуществлению внутризаводского хозрасчета. Работник выполняет свои функции с учетом предложений трудового коллектива, общественных организаций, учитывает в своей деятельности общественное мнение.


Объем и характер полномочий работника устанавливаются в соответствии с его основными задачами и функциями. Рекомендуется использовать следующий типичный перечень полномочий: а) запрашивает, получает, пользуется информацией; б) изучает, анализирует, рассматривает; в) решает - самостоятельно, совместно, по согласованию, предварительно; г) вносит предложения; д) участвует; е) содействует; ж) организует; з) координирует; и) исполняет, осуществляет; к) контролирует, проверяет. Понятие «полномочие» объединяет в себе понятия «право» и «обязанность», означая правообязанность, необходимость реализовать право и выполнить обязанность.


Взаимодействие по должности включает, во-первых, установление круга конкретных должностных лиц, служащих, внутри и вне данного структурного подразделения, с которыми работник совместно решает определенные вопросы; во-вторых, установление степени «пересечения» их функций; в-третьих, информационное обеспечение согласованной (совместной) деятельности. Указанные элементы взаимодействия отражаются в комплексе, одновременно.


Полезно определить порядок закрепления информационных связей по должности: а) название полученного документа (обычного или машинного) и его краткое содержание; б) от кого получен; в) периодичность (сроки) получения; г) ответственность за использование; д) название направляемого документа и его краткое содержание; е) кому направляется; ж) ответственность за несвоевременность отправления.


Работник поощряется за выполнение возложенных на него задач и функций в следующих случаях: а) за добросовестное отношение и инициативу в работе; б) за осуществление отнесенных к его ведению функций в полном объеме и на высоком качественном уровне; в) за достижение отличных конечных результатов в течение года в соответствии с положением о порядке премирования; г) за достижение основных и дополнительных (в т.ч. дифференцированных по отделам, службам) показателей премирования; д) за выполнение особо важных заданий. Виды поощрения закреплены в законодательстве, ведомственных и локальных актах и по своему характеру могут иметь общественный, моральный, материальный и служебный характер (в т.ч. быть основаниями для продвижения по службе).


Следует регламентировать основания и виды ответственности. Целесообразно выделять три основания ответственности: ответственность за выполнение возложенных функций и полномочий в полном объеме (в смысле побуждения к их обязательному осуществлению), ответственность за конкретно принятые решения, ответственность на непринятие решений.


Ответственность за принятые решения наступает в следующих случаях: а) обнаружение ошибок в содержании решения; б) неполное использование или недостоверность информации при подготовке решения; в) наступление неблагоприятных последствий, которые нужно было предвидеть; г) недостижение результата, на который было рассчитано решение.


Ответственность на непринятие решений наступает в следующих случаях: а) уклонение от обязанностей принять строго определенное решение в пределах полномочий; б) длительное нерешение вопросов, отнесенных к ведению работника; в) бездействие и принятие решения по указанию вышестоящих органов; г) несвоевременное, с опозданием принятие решения; д) неинформирование вышестоящих звеньев о неблагоприятном положении дел на том или ином участке; е) внесение на рассмотрение других работников, вышестоящих звеньев вопросов, которые отнесены к ведению работника.


Виды ответственности, применяемые к работникам, установлены в законодательстве, в локальных актах (правила внутреннего трудового распорядка и др.) и могут иметь дисциплинарный, материальный, административный и уголовный характер.


И все же недостатков в работе служащих очень много. Коррупцию государственных служащих никак не удается предотвратить. Показательна в этом плане структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц, подлежащих преданию суду. Работники министерств, комитетов и местных структур - 41,1%, работники кредитно-финансовой системы - 11,7%, сотрудники правоохранительных органов - 26,5%, работники контролирующих органов - 8,9%, работники таможенной службы - 3,2% («Российские вести'», 20 февраля 1997 г.).


Нужен порядок составления должностных инструкций. Предлагаемая методика служит основой для составления должностных инструкций для разных категорий работников организации. Ее положения должны быть конкретизированы. Все должностные инструкции в организации разрабатываются с учетом элементов и их связей, охарактеризованных выше. Должностные инструкции разрабатываются одновременно для всех работников, либо отдельных работников, либо работников одного структурного подразделения. В должностные инструкции периодически вносятся уточнения с учетом изменений задач, функций и объема деятельности организации, ее структурных звеньев, соответствующих работников.


В Воронежской области регламентирован порядок включения лиц в резерв государственной службы области. Это перечень лиц, состоящих в резерве для поступления на государственную службу области. В него включаются: а) лица, зачисленные в резерв при поступлении на государственную службу области s порядке, предусмотренном ч. 3 cm. 19 областного Закона о государственной службе; б) государственные служащие области, уволенные с государственной службы, области при ликвидации государственного органа или сокращении штатов; в) государственные служащие области, зачисленные в резерв при выходе в отставку.


Лица, включенные в резерв государственной службы области, при прочих равных условиях с другими претендентами обладают преимущественным правом при поступлении на государственную службу области.


Включение в резерв государственной службы области производится на один год соответствующим актом руководителя государственного органа. На лиц, включенных в резерв государственной cлyжбъL области, не распространяются гарантии, установленные для государственных служащих области.


Для определения уровня профессиональной подготовки и со-гветствия государственного служащего занимаемой государст-зенной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.


Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Порядок и условия ее проведения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.


Четко урегулированы основания для прекращения государственной службы. Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в т.ч. в связи с выходом на пенсию.


Пожило оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе, руководителя государственного органа в случаях: достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращения гражданства РФ; несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; возникновения других обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 21 этого федерального закона.


Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы, и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.


Обеспечению эффективности государственной службы способствует федеральный орган по вопросам государственной службы.


Координация деятельности по реализации задач, вытекающих из ФЗ «Об основах государственной службы в РФ», осуществляется Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ. Совет состоит из равного числа представителей Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, высших органов судебной власти РФ.


Совет по вопросам государственной службы:


анализирует состояние и эффективность государственной службы в органах государственной власти; координирует разработку проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы;


организует совместно с соответствующими государственными органами работу по формированию конкурсных (государственных конкурсных) комиссий, проведению аттестаций и государственных квалификационных экзаменов; информирует граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы,


координирует методическую работу органов по вопросам государственной службы и кадровых служб государственных органов;


разрабатывает предложения по 'формированию Реестра государственных должностей в РФ и внесению в него изменений; ведет федеральный реестр государственных служащих;


осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией) и повышением квалификации государственных служащих, а также формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы.


Органы по вопросам государственной службы субъектов РФ создаются в соответствии с законами субъектов РФ.


Кадровая служба государственного органа:


обеспечивает проведение конкурса на замещение вакантных государственных должностей государственной службы, аттестаций, прохождение государственными служащими испытания при замещении вакантных государственных должностей государственной службы;


оформляет решения государственных органов, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, ведет личные дела государственных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки государственных служащих;


консультирует государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой;


анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих.


Таким образом, государственная служба как подотрасль административного права призвана формировать статус служащих - субъектов административно-правовых отношений. Ее правильное регулирование и эффективность - важное условие обеспечения высокого уровня управленческого труда.



1-1-upravlenie-razmesheniem-gosudarstvennih-i-municipalnih-zakazov-dlya-rukovoditelej-predsedatelej-komissij.html
1-2-normativnoe-regulirovanie-bankovskih-kreditnih-operacij-stranica-5.html
1-2-primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
1-5-delovie-pisma-posobie-rasschitano-na-shirokij-krug-lic-vladeyushih-anglijskim-yazikom-v-toj-ili-inoj-stepeni.html
1-analiz-obshego-sostoyaniya-sovremennogo-miroporyadka-strategiya-i-mehanizmi-politicheskogo-pozicionirovaniya-rossii.html
1-arhitektura-i-principi-postroeniya-setej-s-kommutaciej-kanalov-i-s-kommutaciej-paketov.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-problemi-monopolij-chast-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya-dannih-psihofiziologicheskogo-issledovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-tri-urovnya-mishleniya-cheloveka-tomasa-manna-iosif-i-ego-bratya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-19-dar-magii-krasnaya-kniga.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/peregovornie-ustrojstva-tehnicheskoe-zadanie-na-razrabotku-proektno-smetnoj-dokumentacii-na-stroitelstvo-mnogofunkcionalnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/komitet-obshestvennih-svyazej-goroda-moskvi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-verbalnoe-sredstvo-obucheniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evolyuciya-osnovnih-kategorij-socialnoj-doktrini-novie-kategorii-katolicheskaya-filosofiya-i-socialnaya-doktrina.html
  • university.bystrickaya.ru/globalizaciya-mirovoj-ekonomiki.html
  • essay.bystrickaya.ru/dvigatel-vnutrennego-sgoraniya-so-sverhvisokoj-stepenyu-szhatiya-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-profilaktiki-pav-tabakokurenie-alkogolizm-narkomaniya-liniya-zhizni.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyasnitelnaya-zapiska-k-konspektam-po-svyashennoj-biblejskoj-istorii-vethogo-i-novogo-zaveta.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13faktori-lichnogo-poryadka-koncepciya-sistemi-marketingovoj-informacii-shema-marketingovogo-issledovaniya-rezyume.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oborudovanie-urok-matematiki-tablica-umnozheniya-zakreplenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-veroyatnost-sluchajnih-sobitij-uchebno-metodicheskoe-posobie-kostroma-2007-udk-519-8-075.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-2-kvartal-2006-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-institut-yuzhnogo-federalnogo-universiteta-rostovnadonu-rossiya-i-g-karmanovoj-i-akademika-ramn-a-m-vejna.html
  • letter.bystrickaya.ru/obzor-armij-na-pole-bitvi-kurukshetra-stranica-16.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24uchastniki-realizacii-innovacionnoj-obrazovatelnoj-programmi-programma-formirovaniya-innovacionnogo-obrazovatelnogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-onauchno-issledovatelskoj-nauchno-metodicheskoj-i-hudozhestvenno-tvorcheskoj-rabote-instituta-za-2011-god-nauchnie-hudozhestvenno-tvorcheskie-shkoli.html
  • student.bystrickaya.ru/-219-sklonenie-imen-chislitelnih-198-morfologiya-kak-razdel-grammatiki-morfologiya-eto-odna-iz-sostavnih-chastej.html
  • studies.bystrickaya.ru/allergiya-i-allergicheskie-zabolevaniya-chast-14.html
  • school.bystrickaya.ru/lider-sps-nikita-belih-ya-za-zhenoj-tak-ne-uhazhival-kak-za-partiej-yabloko-gosduma-rf-monitoring-smi-23-noyabrya-2007-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-opisanie-staropechatnih-knig-ukazatel-imen.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-po-provedeniyu-konkursa-missis-ural.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-070210-muzikalnoe-zvukooperatorskoe-masterstvo-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-5prilozheniya-1-9-prilozhenie-1-v-i-resin-metodicheskie-rekomendacii-po-ekonomicheskomu-obosnovaniyu-primeneniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kruzhka-zdorove-zerkalo-dushi.html
  • university.bystrickaya.ru/farmakopeya-klim-muratov.html
  • report.bystrickaya.ru/itogo-po-gradostroitelnoj-dokumentacii-i-razrabotke-generalnogo-plana.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rozrobka-programnogo-zabezpechennya-dlya-viznachennya-nformac-pro-zhorstkij-disk-vikoristovuyuchi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-napravleniyu-080500-62-menedzhment.html
  • control.bystrickaya.ru/departament-licenzirovaniya-deyatelnosti-i-finansovogo-ozdorovleniya-kreditnih-organizacij-banka-rossii-stranica-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/progulki-po-svincovim-krisham-klaus-gofman-mozhno-li-sdelat-zoloto-moshenniki-obmanshiki-i-uchenie-v-istorii-himicheskih-elementov.html
  • learn.bystrickaya.ru/generalnij-plan-prigorodnogo-selskogo-poseleniya-obosnovivayushie-materiali-stranica-29.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.