.RU

§ 2. Переход на выборную работу (должность) - Прекращение трудового договора: комментарий к главе 13 трудового кодекса РФ


§ 2. Переход на выборную работу (должность)


До 1992 года перечень выборных должностей был весьма обширен, однако же вполне представим в силу нормативно-правового регулирования порядка замещения указанных должностей: будь-то выборная должность в партийной, профсоюзной, советской или комсомольской организации, в министерстве или ведомстве, в государственном учреждении, в профсоюзной или другой общественной организации, в судебном органе или на промышленном предприятии (объединении), в колхозе или совхозе - процедура выборов (избрания) на нее подробно регламентировалась соответствующим нормативным правовым актом.

После коренного переустройства системы государственного и общественного управления (кстати, продолжающегося до настоящего времени) выборные должности "рассредоточились" по всем уровням государственного (федерального, регионального) и муниципального управления, по всем юридическим лицам во всем многообразии их организационно-правовых форм. Однако на нормативно-правовом уровне в настоящее время процедура выборов регламентирована только для отдельных должностей (преимущественно системы органов государственного и муниципального управления). Порядок избрания на должности в коммерческих и некоммерческих организациях только частично затрагивается в специальных федеральных законах о порядке образования отдельных организационно-правовых форм (Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О производственных кооперативах", др.). При этом эти Федеральные законы всего лишь указывают создателям юридических лиц на то, что одним из способов формирования органов управления является избрание, но не определяют механизмы его применения. По-иному в демократическом государстве, конституцией которого предусмотрено право свободно использовать имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть первая статьи 34 Конституции РФ), иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть вторая статьи 35 Конституции РФ), быть не может - учредители (участники, члены) юридического лица самостоятельно, в рамках минимально очерченных федеральными законам процедур, определяют способы управления организацией и формирования органов управления, закрепляя принятые решения в учредительных документах. Обладая определенной свободой по наполнению указанных документов конкретным содержанием, учредители (участники, члены), а затем и соответствующие должностные лица достаточно часто используют вполне определенные правовые понятия не по назначению. В результате в уставах и положениях, а впоследствии и в локальных нормативных актах "выборными" именуются должности, замещение которых осуществляется путем назначения; понятия "избрание" и "назначение" используются как синонимы. Как следствие, "выборными" считаются любые должности, вне зависимости от того, какие механизмы их замещения используются на самом деле. Это, в свою очередь, дает работнику, договорившемуся с представителем компании, в которой "избрание на должность осуществляется путем назначения на должность" , основание требовать от своего настоящего работодателя увольнения с мотивировкой "в связи с переходом на выборную должность" и с обязательной ссылкой на пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

--------------------------------

В кавычках дословно воспроизведен пункт одного из локальных положений о руководящих работниках, с которым довелось ознакомиться авторам.


Разработчики Трудового кодекса РФ должны были учесть, что в условиях предоставленной учредителям (участникам, членам) юридических лиц и уполномоченным ими лицам свободы по самостоятельному решению вопроса о формировании органов управления, при недостаточно развитой правовой культуре, простой перенос из устаревшего КЗоТ РФ основания прекращения трудового договора без соответствующей правовой регламентации создаст благоприятную почву для трудовых споров.

Несмотря на то что в рабочую группу по разработке Кодекса входили представители российских объединений работодателей, экономической стороне увольнения в связи с переходом на выборную работу не было уделено должного внимания. По-видимому, в силу размеров представляемых этими объединениями предприятий-гигантов, проблему посчитали не имеющей особого значения. Вместе с тем, по нашему мнению, издержки, которые несут работодатели в связи с увольнением работников по рассматриваемому основанию, могут быть довольно ощутимыми.

В период существования Советского Союза основу экономической системы СССР составляли социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности; основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства, принадлежали государству. Поскольку продукт общего труда всех граждан устанавливался и распределялся государством, предприятие, не являясь в действительном смысле экономически самостоятельным и заинтересованным субъектом, не несло реальных потерь в результате резкого перехода своего работника в соответствующий орган или организацию на выборную должность.

В рыночных условиях хозяйствования все обстоит по-иному. По крайней мере, абсолютно естественным и обоснованным следует признать желание работодателя оптимизировать свои издержки на персонал и управлять ими самостоятельно, а не под давлением государства, органов местного самоуправления и тем более каких-либо третьих лиц.

С учетом этого представляется не совсем оправданным возложение законодателем на работодателя обязанности прекратить трудовой договор с работником, избранным на выборную должность в организацию, единственное отличие которой от других состоит в том, что формирование аппарата управления в ней осуществляется путем выборов. Полагаем, что эта особенность не должна давать ей какие-либо преимущества по сравнению с организациями, использующими традиционные схемы замещения должностей, а трудоправовой статус работника, переходящего на "выборную" работу (должность) в нее, не должен отличаться от статуса работника, переводящегося на аналогичную работу (должность) в организацию, не применяющую выборы в качестве способа замещения руководящих должностей. В свою очередь, работодатель не должен лишаться права решать вопрос о прекращении трудовых отношений с работником, избранным на выборную должность (работу) в другую организацию, исходя из своих производственных и иных планов и интересов, а процедура увольнения избранного работника не должна отличаться от той, которая применяется в случае увольнения работника, изъявившего желание перевестись в другую организацию в обычном порядке. В этих условиях акт избрания на выборную должность (работу) для работодателя должен иметь такое же значение, как и приглашение его работника на другую работу (статьи 64 и 70 ТК РФ).

Особый порядок увольнения, по нашему мнению, целесообразно сохранить только в отношении выборных должностей в государственных органах и органах местного самоуправления, выборной работы по обеспечению государственного и муниципального управления, а также, с некоторыми оговорками, в выборные профсоюзные органы: только реализация работником своих прав быть избранным и принимать непосредственное участие в управлении государством может быть противопоставлена экономическим интересам работодателя.

Собственно, данный подход был применен при подготовке Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. на 29.03.2008) . Согласно части 1 статьи 39 данного Федерального закона "избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избрание его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избрание его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе" является основанием для приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв. В качестве самостоятельного основания прекращения служебного контракта в пункте 5 части 1 статьи 33 Федерального закона указан "перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида".

--------------------------------

Далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".


Что же касается перехода на выборные должности без конкретизации органа или организации, то они упоминаются в Федеральном законе всего лишь в качестве обстоятельства, препятствующего государственному служащему исполнять свои обязанности и являющегося основанием для сокращения срока предупреждения и удовлетворения просьбы работника об увольнении по собственной инициативе: согласно части 2 его статьи 36, в случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.

По такой же модели следовало бы сконструировать механизм прекращения трудового договора с работником в Трудовом кодексе РФ: в пункте 5 части первой статьи 77 Кодекса уточнить, что только переход на выборные должности в государственных органах, в органах местного самоуправления и в органах профессионального союза является самостоятельным основанием увольнения; решение вопроса трудоустройства в других организациях, пусть даже путем избрания на определенные должности, должно осуществляться по правилам, установленным для прекращения трудовых отношений по собственной инициативе работника, то есть по пункту 3 части первой статьи 77 и статье 80 Трудового кодекса РФ. При этом вопрос "разведения" оснований увольнения можно было бы решить без введения процедуры приостановления трудового договора - соответствующие федеральные законы о статусе депутатов, выборных должностных лиц, членов иных выборных органов (государственной власти и муниципального управления) уже предусматривают гарантии предоставления прежней или иной работы по истечении срока полномочий в выборной должности (по выборной работе).

Примечательно, что элементы описанной модели уже применяются на практике при решении вопросов о прекращении трудового договора с работниками, избранными на отдельные должности. Так, согласно статье 25 (абзац второй) Закона Воронежской области от 29.08.1994 N 2-з "О статусе депутата Воронежской областной Думы" депутат областной Думы, избранный в ее органы для работы на постоянной основе, по своему желанию может быть уволен с прежнего места работы; увольнение депутата производится в указанный им срок по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ (переход на выборную должность в областную Думу) либо по статье 80 Трудового кодекса РФ. При этом, как полагаем, уточнения в составе записи об увольнении по собственному желанию (по пункту 3 части первой статьи 77 (статье 80) Кодекса) о том, что инициатива прекратить трудовой договор обусловлена невозможностью продолжения работы "в связи с избранием на выборную должность", вполне достаточно для реализации работником своего права на получение прежней или равноценной работы по окончании полномочий по выборной должности.

Поскольку в ближайшее время внесение изменений в пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ не планируется, работодатели должны усвоить некоторые правила, предусмотренные законодательством, а также выработать ряд своих правил, в частности, по оформлению необходимых документов.

Для того чтобы максимально выделить нюансы применения данного основания увольнения, рассмотрим порядок прекращения трудовых отношений с работниками, избираемыми на отдельные выборные должности государственных и муниципальных органов. Однако прежде уделим внимание такому моменту, как волеизъявление избранного на выборную должность (работу) работника прекратить трудовые отношения со своим текущим работодателем.

Трудовой кодекс РФ прямо не обязывает работника обращаться к работодателю с письменным заявлением об увольнении в связи с избранием его на выборную должность (работу). Сам акт избрания не является основанием для понуждения работника принять на себя обязанности по должности (работе), на которую он избран; до истечения определенного срока (вступления в должность) он сохраняет право самостоятельно решить, как ему поступить: оправдать доверие избирателей и приступить к исполнению обязанностей по выборной должности (работе) или же отказаться от занятия должности (выполнения работы) и продолжить трудовые отношения со своим работодателем. И хотя законодательством предусмотрены финансовые и иные рычаги воздействия на гражданина, из-за которого избирательная комиссия должна назначить повторные выборы, они тем не менее не лишают его права самостоятельно решить вопрос о вступлении в должность, на которую он избран, или же о продолжении трудовых отношений с текущим работодателем (например, в связи с обстоятельствами личного характера).

Определить отношение работника к существующим на момент избрания трудовым отношениям лишь на основании акта избрания невозможно. Правильность интерпретации работодателем предъявления работником кадровой службе акта избрания как изъявления желания расторгнуть трудовой договор может быть поставлена под сомнение (особенно в тех случаях, когда работник по тем или иным причинам не приступил к исполнению обязанностей по выборной должности и имеет намерение восстановиться на работе). Уменьшить вероятность возникновения споров относительно действительного волеизъявления работника можно только путем истребования от него письменного заявления о прекращении трудовых отношений в связи с намерением занять должность (приступить к работе), на которую он избран.

Если кадровая служба считает, что для принятия решения об увольнении по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ ей достаточно акта избрания, представленного собственноручно работником, то рекомендуем позаботиться о надлежащей регистрации этого документа в канцелярии или в учетных документах кадровой службы (даты его получения, способа и источника). При возникновении спора относительно правомерности увольнения, произведенного на основании устного заявления работника, сотрудники кадровой службы по крайней мере смогут дополнить свои свидетельские показания о том, что работник лично представил указанный акт и в устной форме сообщил о своем намерении прекратить трудовые отношения, выпиской из регистрационных (учетных) документов.

Причина увольнения должна быть сформулирована в заявлении предельно ясно. Если в нем будет содержаться только просьба об увольнении, работодатель может расценить ее как инициативу работника прекратить трудовой договор по собственному желанию в связи с невозможностью продолжения работы (переходом на выборную должность) и произвести увольнение по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

В большинстве комментариев к статье 77 Трудового кодекса РФ указывается на то, что согласие работодателя на увольнение работника по пункту 5 части первой данной статьи в связи с переходом на выборную работу не требуется; он "обязан" прекратить трудовой договор с работником.

Полагаем, что такой вывод должен подкрепляться серьезными обоснованиями.

Из буквального прочтения пункта 5 части первой статьи 77 Кодекса не следует, что работодатель может уволить работника по первой части пункта 5 и обязан - по второй его части. По нашему мнению, вопрос о том, обязан ли работодатель расторгнуть трудовой договор с работником, избранным на выборную должность (работу), в каждом конкретном случае должен решаться с учетом законодательства, регламентирующего порядок избрания на соответствующую выборную должность (работу).

Так, отказ в удовлетворении просьбы об увольнении работника, избранного на выборную должность в государственный орган или в орган местного самоуправления, в указанный работником или соответствующим органом срок чреват для работодателя серьезными последствиями, в том числе уголовно-правового характера. Согласно пункту 6 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" зарегистрированный кандидат, избранный депутатом представительного органа государственной власти или муниципального образования, выборным должностным лицом, после получения извещения из соответствующей избирательной комиссии о результатах выборов, в 5-дневный срок обязан представить в эту комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом депутата, выборного должностного лица либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей; если зарегистрированный кандидат, признанный избранным по результатам голосования за список кандидатов, не выполнит указанное требование, то он исключается из списка кандидатов, а его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату. Если депутат не смог представить указанные документы в связи с отказом работодателя произвести увольнение, в действиях работодателя можно усмотреть признаки воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав (в частности, права быть избранным), а также осуществлению государственного управления и местного самоуправления, гарантируемых Конституцией РФ (части первая и вторая статьи 11, статья 12), влекущего юридическую ответственность. Таким образом, в отношении работников, избранных депутатами представительных органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц, действительно есть основания считать, что работодатель должен расторгнуть трудовой договор с ними в срок, определенный ими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Определенная защита есть и у работников, избранных в выборные органы профсоюзов. Согласно части 1 статьи 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Обеспечивать указанную свободу деятельности профсоюзов обязано государство - "обязанность государства обеспечивать указанным категориям граждан надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения профсоюзов в области труда, вытекает и из положений статей 2 и 3 Конвенции МОТ N 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию, подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 98 1949 года о применении принципов права на организацию и на введение коллективных договоров, статей 1 и 2 Конвенции МОТ N 135 1971 года о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях, а также пункта "а" статьи 28 Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года, которая подписана Российской Федерацией 14 сентября 2000 года" . В частности, в статье 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. на 09.05.2005) установлено, что за нарушение законодательства о профсоюзах работодатели несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. И хотя пределы ответственности за это нарушение не определены, а воспрепятствование работнику, избранному на соответствующую должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, исполнять свои обязанности в рамках профсоюзной деятельности прямо не входит в состав административного правонарушения или уголовного преступления, предусмотренных соответствующими кодексами, тем не менее профсоюзы защищают права своих членов достаточно оперативно, в том числе с привлечением представителей работодателя к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (за нарушение трудового законодательства). Об этом следует помнить сотрудникам кадровой службы прежде, чем отказывать в увольнении по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ работнику, избранному в соответствующий профсоюзный орган.

--------------------------------

Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 421-О "По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации".


Что же касается избрания на выборные должности других организаций, то, на наш взгляд, вопрос о том, обязан ли работодатель выполнить требование работника об увольнении по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ, решается не так однозначно, особенно когда речь идет о переходе в коммерческие организации. Участвуя в выборах на руководящую должность в коммерческой организации, гражданин реализует свое конституционное право на выбор рода деятельности и профессии (часть 1 статьи 37 Конституции РФ). То, что он решает вопрос своего трудоустройства таким особым способом, как участие в выборах, как представляется, не дает ему преимуществ по сравнению с другими работниками - назначаемыми, утверждаемыми или принимаемыми на должность. Следовательно, вопрос о прекращении с ним трудовых отношений должен решаться в общеустановленном порядке.

Работник, заявляя о своем желании перейти на должность, на которую он был избран (еще раз обратим внимание, что без соответствующего волеизъявления работника акт об избрании не может рассматриваться в качестве безусловного основания для заключения трудового договора с новым работодателем), фактически проявляет инициативу по расторжению трудового договора, которая, как известно, обозначена в статье 77 Трудового кодекса РФ в качестве самостоятельного основания увольнения - в пункте 3 ее части первой.

Однако отказом удовлетворить просьбу работника об увольнении по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ работодатель в условиях текущего правового регулирования ничего не выигрывает: работник, вынужденный прибегнуть к пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ, может воспользоваться частью третьей его статьи 80 и тем самым правомерно ускорить увольнение - поскольку перечень причин, позволяющих работнику требовать от работодателя расторжения трудового договора в срок, указанный в заявлении об увольнении по собственному желанию, в этой норме Кодекса не определен, то работник имеет все основания указать "избрание на выборную должность (работу)" в качестве обстоятельства, свидетельствующего о невозможности продолжения им работы. По этой причине отказ работнику в удовлетворении его просьбы об увольнении по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ в связи с избранием на выборную должность (например, в конкурирующую организацию) представляется бессмысленным. Считать, что изменением основания прекращения трудового договора можно затруднить использование работником гарантии, предусмотренной частью четвертой статьи 70 Трудового кодекса РФ (о недопустимости установления испытания при приеме на работу лицу, избранному (выбранному) на выборную должность на оплачиваемую работу), нет никаких причин, так как условием реализации этой гарантии является акт избрания, а не основание увольнения с предыдущей работы.

Поэтому еще раз отметим, что при действующей редакции Трудового кодекса РФ сотрудникам кадровых служб нет смысла конфликтовать с работниками, переходящими в другие организации на "выборные" должности и настаивающими на внесении в их трудовые книжки записей об увольнении по второй части пункта 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Рассмотрим процедуру увольнения работника по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ для отдельных случаев перехода на выборную работу (должность).

1. Президент Российской Федерации. Для полноты анализа начнем именно с нее - главной выборной должности в Российской Федерации.

Как следует из статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Президент РФ является выборным должностным лицом. Должность Президента РФ замещается в результате избрания гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. на 30.12.2006)) .

--------------------------------

Далее - Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".


Результаты выборов Президента РФ оформляются решением Центральной избирательной комиссии РФ, принимаемым на основании протокола о результатах выборов Президента РФ (пункт 2.1 статьи 76 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"). В указанном решении приводятся данные о количестве граждан, принявших участие в выборах, о количестве голосов, отданных за кандидата, а также устанавливается факт избрания на должность Президента РФ. Это решение фактически является основанием для прекращения трудовых отношений с работником, избранным на указанную должность, и его реквизиты должны приводиться в приказе о прекращении трудового договора.

До дня вступления в выборную должность работник может состоять в трудовых отношениях - пункт 2 статьи 41 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и пункт 2 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" требуют освобождения на время участия в выборах Президента РФ от выполнения должностных или служебных обязанностей только тех зарегистрированных кандидатов, которые находятся на государственной или муниципальной службе либо работают в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации. Поэтому формально трудовые отношения могут быть прекращены непосредственно в день, предшествующий вступлению в должность Президента РФ. Дата вступления в должность Президента РФ определяется в соответствии со статьей 82 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации": Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом, вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения 4 лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, - на 30-й день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ.

Поскольку Трудовой кодекс РФ прямо не предусматривает обязательности прекращения трудовых отношений в день, непосредственно предшествующий дню вступления работника в должность, то трудовые отношения могут быть прекращены заблаговременно, например, сразу после принятия Центральной избирательной комиссией РФ соответствующего решения о результатах выборов Президента РФ и официального опубликования итогов выборов. Однако в связи с тем, что результаты выборов могут быть признаны недействительными или кандидат, избранный по результатам выборов, может выбыть до вступления в должность (статья 44 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"), полагаем, что и работодателю, и работнику лучше воздержаться от оформления прекращения трудовых отношений до решения вопроса о дне вступления в должность Президента РФ (по крайней мере по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ).

Согласно пункту 6 статьи 70 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного выборным должностным лицом, после чего он обязан в 5-дневный срок представить в нее копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей; если зарегистрированный кандидат, избранный выборным должностным лицом, не выполнит указанное требование, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании кандидата избранным. Таким образом, в избирательную комиссию достаточно представить справку или письмо работодателя о том, что работник-кандидат подал заявление о прекращении трудового договора и что трудовой договор будет расторгнут в установленные сроки. В качестве подтверждения также может быть представлена надлежащим образом заверенная копия заявления работника.

2. Депутаты (члены) представительного органа государственной власти или представительного органа муниципального образования. Как следует из статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", депутат - это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Общие правила избрания депутатов определяются названным Федеральным законом; особенности выборов депутатов представительных органов разных уровней - соответствующими федеральными законами.

2.1. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Порядок избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в настоящее время регулируется Федеральным законом от 20.12.2002 N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а с 07.12.2006 - новым Федеральным законом от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. на 24.07.2007) .

--------------------------------

Далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".


Согласно обоим Федеральным законам депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (одной из палат Федерального Собрания, являющейся в силу статьи 94 Конституции РФ представительным и законодательным органом Российской Федерации) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

--------------------------------

Далее - Государственная Дума РФ.


В силу части 3 статьи 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы РФ работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Следовательно, на момент начала исполнения работником, избранным депутатом Государственной Думы РФ, депутатских обязанностей он должен прекратить трудовые отношения со своим работодателем.

Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. на 29.03.2008) , срок полномочий депутата Государственной Думы РФ начинается со дня избрания гражданина депутатом Государственной Думы РФ. Результаты выборов в соответствии со статьей 82 Федерального закона N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" излагаются в протоколе о результатах выборов депутатов Государственной Думы, который формально является основанием для удовлетворения просьбы работника о прекращении трудового договора по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ, изложенной в его письменном заявлении. Поскольку на депутатов Государственной Думы РФ распространяются положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидаты, избранные депутатами Государственной Думы РФ, обязаны выполнить требования пункта 6 статьи 70 данного Федерального закона: в 5-дневный срок после извещения избирательной комиссией после определения результатов выборов представить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Таким образом, работник, избранный депутатом Государственной Думы РФ, может подать работодателю заявление о прекращении трудового договора по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ в связи с переходом на выборную работу с момента установления итогов выборов. Днем увольнения в этом случае будет день, предшествующий дню признания работника избранным депутатом Государственной Думы РФ.

0251-etika-gosudarstvennij-rubrikator-nauchno-tehnicheskoj-informacii-grnti.html
03vipolnyaem-pervuyu-programmu-na-kompyutere-kratkoe-soderzhanie-s-rekomendaciyami-7-chast-i-neobhodimie-svedeniya.html
0400zapreti-puteshestvie-v-zagrobnij-mir-margarita-sanz-tel-44-20-7751-7690.html
05947-syu-kladov-2008-annotacii-statej.html
06012009-g-s-2-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
06062008-g-s-8-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • institute.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashaetsya-konstantinu-konstantinovichu-mindzhiya-s-ulici-inge-kotorij-nauchil-menya-uchitsya-kogda-ya-uchus-rusudan-grigorevne-gogiya-iz-goroda-tkvarche-stranica-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-biologii-v-10-klasse-tema-fermenti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-rgb-moskva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xi-izbiratelnaya-kampaniya-kniga-predstavlyaet-prakticheskij-interes-dlya-vseh-kto-rabotaet-ili-planiruet-rabotat.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-pedagogika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednij-himicheskij-sostav-moloka-metodicheskie-rekomendacii-i-kontrolnie-zadaniya-po-discipline-sd-03-tehnologiya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iziskaniya-avtomobilnih-dorog.html
  • grade.bystrickaya.ru/obzor-datchikov-polozheniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-uchet-i-hranenie-pechatej-i-shtampov-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-yuzhno-uralskom-gosudarstvennom-universitete.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-konkurencii-v-rossijskoj-federacii-stranica-28.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konyunktiv-v-nemeckom-yazike.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-proizvodstva-listovogo-polirovannogo-stekla-moshnostyu-450-tonn-steklomassi-v-sutki-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleks-zadanij-po-kursu-kommunikativnie-tehnologii-celevoe-prednaznachenie-opredelenie-rejtinga-studentov.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-pikovaya-dama-nravstvennaya-problematika-proizvedeniya-problema-napoleonizma-2-chasa.html
  • control.bystrickaya.ru/dzhozef-kempbell-tisyachelikij-geroi-vakler-refl-buk-act-1997.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zamestitel-direktora-direktor-vice-prezident-zashiti-naseleniya-respubliki-kazahstan.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnoe-obosnovanie-napravleniya-i-soderzhaniya-issledovanij-rechevoj-patologii-pri-afazii-kompleksnij-podhod-k-analizu-rechevih-narushenij-pri-afazii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4marhaev-vyacheslav-mihajlovich-10-protokolnie-porucheniya-v-fevrale-2012-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-yunie-darovaniya-provoditsya-po-sleduyushim-nominaciyam-skazka-v-proze-do-3-000-znakov-s-probelami.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/laatti-li-zhol-zhaasha-blm-beru-a-n-trarova-filologiya-ilimdarini-kandidatidocent-taraz-memlekettk-pedagogikali-instituti-taraz-.html
  • reading.bystrickaya.ru/koroleva-larise-grigorevne-tolknuvshej-menya-na-greshnij-put-grafomana.html
  • control.bystrickaya.ru/bitva-za-turizm-vechernyaya-moskva-teplenkova-kseniya-09062006-99-str-8-gosduma-rf-monitoring-smi-9-iyunya-2006-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mehanizm-funkcionirovaniya-rinka-i-ego-infrastruktura.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-imidzhelogii-stranica-37.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovetskaya-miliciya-udivlyala-bivalih-zhurnalistov-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnie-civilizacii-egipetskih-bogov-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/leksicheskaya-sinonimiya-pri-oboznachenii-stranovoj-prinadlezhnosti-t-a-fituni-posobie-po-ekonomicheskomu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/somnitelnaya-radost-professionalnoe-investirovanie-obichno-svoditsya-k-voprosu-nahozhdeniya-horoshej-stoimosti-po.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sobaki-ohotnichi-borzie-i-gonchie-l-p-sabaneev-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seriya-pravo-vipusk-15-2009-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raschet-i-proektirovanie-goryachego-ceha.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/snom-chuzhogo-cheloveka-davno-uzhe-prisutstvoval-dlya-almaznoj-segodnyashnij-den-zato-minuvshee-vsyo-golosistee-zvalo-v-svoyo-privole-tvorilo-v-nej-udivitelnuyu-prost.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specifikacii-dlya-zadaniya-po-ocenke-specifications-for-the-valuation-assignment.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-teoriya-i-metodologiya-istorii-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava-2-chasa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-i-79-01-06-sestrinskoe-delo-fakultet-mediko-diagnosticheskij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.