.RU

§ 18. Наречие в словосочетании и предложении - Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые...


§ 18. Наречие в словосочетании и предложении


^ Урок 90. Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении


Цели урока: 1) закреплять представление о синтаксической роли наречия и слов категории состояния в словосочетании и предложении; 2) учить определять общее значение словосочетаний и составлять словосочетания в соответствии с заданным значением («действие и его причина», «признак и его мера или степень» и т. п.); 3) развивать умение различать грамматические омонимы – наречия, слова категории состояния, формы среднего рода кратких прилагательных.


^ I. Синтаксическая роль наречия в словосочетании (упр. 590 – 593)



В слабом классе по усмотрению учителя можно предложить ребятам сначала записать приведённые в упражнении 590 словосочетания в тетради, объясняя выбор написания наречий, и лишь затем распределить эти словосочетания по столбикам в соответствии с моделями, устно называя вопросы к зависимым словам, например: наполнить (в какой степени?) доверху.

В случае затруднения учеников слабого класса при работе с упражнением 591 попросим их заполнить пропуски в следующих предложениях и объяснить выбор написания омофонов.

1) В библиотеке на книжных сте(л, лл)ажах ... стоят тома серии "Библиотека мировой литературы для детей" и словаря В. Даля. 2) Елена Александровна а(к, кк)уратно заворачивает (не)сколько выбра(н, нн)ых книг в ... бумагу.


Предложим ребятам выписать ряды синонимов (очень – чрезвычайно – весьма; поразительно – удивительно) в тетрадь и ещё раз акцентируем их внимание на том, что разряды наречий выделяются в соответствии с их значением, поэтому и синонимичные наречия относятся к одному разряду.


Конкурс. Отведём время на выполнение задания 3 упражнения 592 и пригласим ребят поучаствовать в конкурсе на самое интересное по форме и/или содержанию предложение.


Предоставим возможность ученикам слабого класса в случае затруднения при выполнении задания 1 упражнения 593 воспользоваться материалом таблицы на с. 8 и отметим, что глаголы могут не сочетаться с наречиями определённых разрядов.

Поможем ребятам вспомнить фразеологизмы со значением «очень быстро», например во всю прыть, сломя голову, что есть духу, во весь дух, во все лопатки, со всех ног, не чуя под собой ног, и подчеркнём, что не каждый из них подойдёт для составления подписи к фотографии.

^ II. Синтаксическая роль наречия в предложении (вопросы и задания на с. 52, упр. 595)


Прежде чем ученики приступят к работе с вопросами и заданиями на с. 52, предложим им подчеркнуть в тексте, предварительно вынесенном учителем на доску, все наречия и слова категории состояния как члены предложения и определить вид каждого обстоятельства.


Неспроста брат с сестрой рано пришли домой из школы и сразу затеяли уборку: им очень хотелось получить разрешение пойти в кино. Они намеренно громко включили пылесос и усердно принялись за работу. Уже через час в гостиной было чисто и уютно, и детям приятно было выслушать похвалу родителей.


На основании проделанной работы семиклассники делают обобщения в соответствии с вопросами и заданиями на с. 52.

Попросим учащихся подробно прокомментировать примеры в упражнении 595. По своему усмотрению учитель может предложить образец устного ответа (см. этап I урока 68).

Д. з.: 1) упр. 594 с дополнительным заданием: выписать из предложений два словосочетания с наречиями и провести их синтаксический разбор (см. образец на с. 13 части 3 учебника); 2) индивидуальные задания – упр. 596, 598 (см. примечание).

Примечание. Распределим задание упражнения 598 между тремя учениками.


^ Урок 91. Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении


Цели урока: 1) формировать представление об использовании местоименных наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых предложениях; 2) вырабатывать умение определять синтаксическую роль вопросительно-относительных наречий в предложении.


^ I. Различение грамматических омонимов и омофонов (повторение – проверка домашнего задания)

Выслушаем вывод, сделанный семиклассниками в процессе работы с упражнением 594 (1, 2) – домашнее задание, и попросим учеников, подготовивших индивидуальные задания, продиктовать составленные примеры использования грамматических омонимов (упражнение 596) и омофонов (упражнение 598) и в случае необходимости внести коррективы в ответы одноклассников, которые будут анализировать записанные примеры.

^ II. Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении (задания на с. 54, упр. 599, 601)

После работы с заданиями на с. 54 проведём совместную работу с упражнением 599, разъясняя учащимся в случае необходимости отдельные примеры.

В ходе работы с заданием 1 упражнения 601 подведём семиклассников к выводу, что прилагательное сухой используется в прямом значении и не является эпитетом -- образным определением, не содержит эмоциональной оценки, так как словосочетание сухой дождь обозначает понятие из области географии. Словосочетание сухой дождь использовано в научно-популярном тексте для обозначения явления природы, возникновение которого имеет научное объяснение.

Потренируем учащихся в определении синтаксической роли местоименных наречий в словосочетании, предложив выполнить следующее задание (на материале текста упражнения 601).

Задание. Выпишите из предложений текста местоименные наречия в составе словосочетаний. Проведите синтаксический разбор словосочетания выпадает здесь.

Поможем семиклассникам правильно определить границы словосочетаний где остаётся сухим; где сух и горяч.

Д. з.: 1) подробный пересказ текста на с. 54; 2) упр. 600.


^ Урок 92. Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении (повторение и обобщение)


Цели урока: 1) обобщить сведения о роли наречий в словосочетании и предложении; 2) совершенствовать умение учащихся проводить синтаксический разбор словосочетаний и предложений с наречиями.


^ I. Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении (повторение – проверка домашнего задания)



Чтобы определить, как ученики слабого класса усвоили сведения о роли в предложении вопросительно-относительных местоимений и дать дополнительные разъяснения, учитель может заменить задание пересказать текст на с. 54 заданием ответить на следующие вопросы по содержанию этого текста:

-- Каков состав группы вопросительно-относительных наречий?

-- В чём сходство вопросительных и относительных наречий?

-- Чем различаются синтаксические функции вопросительных и относительных наречий?

-- В какую часть сложноподчинённого предложения входят относительные местоимения? Почему они называются союзными словами?

-- Как вы думаете, почему относительные местоимения имеют такое название?


Чтобы потренировать учеников в использовании относительных наречий и определении их синтаксической роли в предложении, предложим им следующее задание.

Задание. Используйте данные простые предложения для построения сложноподчинённых предложений, присоединяя придаточные части с помощью соответствующих относительных наречий.

1) Семиклассники посетили музей, где (куда, откуда) ... . 2) Врач определил, почему (отчего) ... . 3) Прохожий поинтересовался, куда (где, как, когда) ... . 4) В дверь позвонили как раз в тот момент, когда ... .


^ II. Различение наречий и слов категории состояния (текст на с. 56, упр. 603)

Предложим учащимся составить устное высказывание на основе схемы в упражнении 603, а затем проверить свои знания и повторить необходимые сведения о словах категории состояния, внимательно перечитав текст на с. 17.

По указанию учителя отдельные примеры использования наречий и слов категории состояния, выбранные из упражнений 500, 501, 511, ученики записывают в тетради и подчёркивают эти слова как члены предложения.

^ III. Использование наречий в роли определений (текст на с. 56, упр. 604)


Прежде чем ребята внимательно прочитают текст на с. 56, попросим их вспомнить, каково общее грамматическое значение наречий, и показать это на примерах, а ученикам слабого класса предоставим возможность воспользоваться предварительно сделанной на доске записью, например: бежать (как?) вприпрыжку, (в какой степени?) очень быстро, котлета (какая?) по-киевски.


Учебная игра. Предложим ученикам поучаствовать в конкурсе на самое интересное по форме и содержанию предложение, составленное со словосочетаниями из рубрики «Обратите внимание!» (упражнение 604).


^ IV. Различение грамматических омонимов, омофонов (упр. 597, 602)

Выполняя задание 1 упражнения 597, ребята назовут омофоны (в растяжку – в растяжку, досада – до сада, помаши нам – по машинам) и грамматические омонимы – омоформы (домой – глагол в повелит. накл. и домой – наречие).

По усмотрению учителя можно сначала попросить учеников устно объяснить постановку знаков препинания в стихотворных текстах (задание 3), а после записи их под диктовку и самопроверки определить синтаксическую роль наречий (вторая часть задания 2) и объяснить постановку знаков препинания графически.

Постараемся в ходе анализа примеров, приведённых в упражнении 602, добиться, чтобы ребята поняли сущность процесса перехода наречий в разряд существительных: утраты значения признака действия и приобретения предметного значения. Попросим учеников записать примеры в тетрадь и подчеркнуть субстантивированные наречия (термин не вводится) как член предложения. Важно, чтобы учащиеся сумели правильно квалифицировать наречие сегодня в последнем предложении.

Д. з.: 1) упр. 606 (1, 2) с дополнительным заданием: подготовиться к записи под диктовку; 2) по желанию -- упр. 606 (3).


§ 19. Наречие в тексте

Урок 93. Функции наречий в тексте


^ Цели урока: 1) формировать представление о роли наречий как выразительного морфологического средства в художественном тексте; 2) тренировать учащихся в проведении пунктуационного анализа текста.


^ I. Синтаксическая роль наречий в предложении (проверка домашнего задания)

Попросим учеников выразительно прочитать стихотворение А.А. Фета и предоставим возможность желающим высказаться в соответствии с заданием 2 упражнения 606.

После этого ученики закрывают учебники и записывают текст стихотворения под диктовку учителя. По своему усмотрению учитель может предложить следующие задания.

1. Подчеркните наречия и слова категории состояния как члены предложения.

2. Составьте схему первого предложения стихотворного текста.

3. Выпишите из текста предложение Земля и небо – всё одето каким-то тусклым серебром. Проведите полный синтаксический разбор этого предложения.

4. Из первой строфы стихотворения выпишите сравнение.

^ II. Роль наречий в художественном описании (текст на с. 57, упр. 607)

Проведём совместную работу с заданием 1 упражнения 607, порекомендовав учащимся подробно комментировать пунктуационное оформление предложений. Попросим ребят подчеркнуть все наречия как члены предложения.

Важно, чтобы семиклассники в процессе работы с заданием 2 упражнения 607 отметили роль наречия как выразительного морфологического средства при создании описания предметов, действий, душевного состояния человека. Ещё раз обратим внимание учеников и на роль наречия как средства связи простых предложений в составе сложноподчинённых (во втором предложении текста) и средства связи предложений в тексте («Так же тяжело сползают...»).

В качестве дополнительного задания предложим ученикам показать морфемный состав наречий (прочн-о, больш-е, без-жал-ост-н-о, ночь-ю, на-сторож-ённ-о, как, резк-о, постоянн-о, непременн-о, тих-о, из-редк-а, тяж-ел-о, физич-еск-и, так, тяж-к-о, по-сверч-ин-ому, не-спеш-н-о), а затем записать наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом (изредка, по-сверчиному), в составе словообразовательных пар.

Д. з.: 1) упр. 608; 2) по желанию – упр. 610.


^ Урок 94. Функции наречий в тексте (продолжение)


Цели урока: 1) расширять и углублять представление о роли наречий как морфологического средства художественной выразительности; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического разбора текста.


^ I. Роль наречий как морфологического средства художественной выразительности (проверка домашнего задания, упр. 609, 611, 613)

Предоставим возможность желающим прочитать сочинение-миниатюру (упражнение 608) и предложим желающим высказаться по теме упражнения 610 и продиктовать одноклассникам составленные дома предложения.

В случае необходимости попросим учащихся записать следующие предложения, объясняя значения использованных в них грамматических и лексических омонимов.

1) Последний круг лошадь, направляемая опытным наездником, прошла рысью. – Преодолев все препятствия, лошадь перешла на рысь. -- У рыси очень острое зрение. 2) По очереди, выстроившейся в кондитерский отдел, можно было сразу понять: завтра праздничный день. – В фойе театра из зала по очереди стали выходить взволнованные зрители.


Постараемся, чтобы учащиеся сильного класса осмыслили различия лексических и грамматических омонимов. С этой целью предложим составить словарные статьи лексических омонимов и поможем им в этой работе.

Рысь¹, -и, ж. Бег, при котором лошадь ставит на землю одновременно одну переднюю и одну заднюю ногу. ^ Ехать рысью (нареч.). Строевая рысь.

Рысь², -и, ж. Хищное животное из семейства кошачьих, с очень острым зрением. Неслышно крадущаяся рысь.

Обратим внимание учеников на то, что лексические омонимы (строевая рысь – крадущаяся рысь) совпадают во всех формах, а наречие рысью совпадает только с одной из форм существительного рысь¹, поэтому составляет с этой формой пару грамматических омонимов.


Предоставим учащимся возможность сначала самостоятельно выполнить задание упражнения 611, а затем в ходе совместной проверки заполнить пропуски, если они возникли при выполнении самостоятельной работы.



По своему усмотрению учитель может предложить ученикам слабого класса в процессе работы с заданием 1 упражнения 611 воспользоваться словами для справок (слова даются в произвольном порядке): днём, быстро, наспех, кое-как, сильно, навеки, безвозвратно, плохо, вверх ногами, вверх дном, неохотно, давно, сейчас, вот-вот (разг.), точно, непременно, несомненно, рано, посредственно, средне.


Работа с упражнением 613 позволит ещё раз закрепить сделанный на предыдущем уроке вывод о роли наречия как выразительного средства, используемого при создании описания.

^ II. Орфографический анализ текста (упр. 615)

После того как учащиеся в процессе совместной работы восстановят орфографический облик деформированного текста, приведённого в упражнении 615, попросим их прочитать этот искусствоведческий текст выразительно и выполнить задание 3.

По своему усмотрению учитель может также предложить следующие задания.

1. Выпишите из первого абзаца текста причастие и проведите его морфологический разбор.

2. Запишите приведённые в задании 3 наречия в составе словообразовательных пар и назовите способы их образования.

3. Образуйте все формы степеней сравнения наречия щедро из последнего предложения второго абзаца.

4. Выпишите из второго абзаца текста второе и третье предложения и проведите их синтаксический разбор.


^ Д. з.: 1) на выбор – упр. 612 или 614 (1, 2, 4); 2) по желанию – упр. 614 (3).


Урок 95. Функции наречий в тексте (продолжение)


Цели урока: 1) углублять представление о роли наречий как морфологического средства художественной выразительности; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического и пунктуационного анализа текста; 3) тренировать учащихся в проведении различных видов грамматического разбора.


^ I. Роль наречий как морфологического средства художественной выразительности (продолжение – проверка домашнего задания, работа с текстом, упр. 616)


Предложим учащимся, выполнившим упражнение 614, высказаться по теме заданий 1, 2 и продиктовать одноклассникам составленные в соответствии с заданием 4 предложения (наиболее интересные в стилистическом отношении по выбору учителя и учеников).

Выслушаем ответы учеников, подготовивших задание 3 (по желанию) и проведём совместную работу со следующими заданиями (текст предварительно записан учителем на доске).


1. Запишите текст в тетрадь, объясняя выбор написания слов с пропусками и знаков препинания. Составьте пунктуационные схемы всех предложений.


Туча зав_локла уже небо и теперь всё сгущалась и всё пад_ла (к)низу опускаясь над полями на которых побелевш_е и поблёкш_е хлеба бились и прип_дали к земле. На тёмном фоне этой тучи (не)сколько оторв_нных клочков тумана прохваче(н, нн)ых опаловыми отбл_сками неслись куда(то) тревожно и быстро точно зап_здалые всадники убегающие вдоль тяж_лого фронта ат_кующей к_лонны. Гром перекат_вался с_рдитее и гулче и (по) врем_нам яркая молн_я изв_ваясь з_гзагами бор_здила набухшие грозою тучи. (В.Г. Короленко)

2. Прочитайте текст выразительно. Озаглавьте. Назовите наречия и определите, какую роль они играют в художественном описании.

3. Подчеркните использованные в тексте наречия как члены предложений.

4. Выпишите наречия из последнего предложения текста и проведите их морфологический разбор.

5. Укажите морфемный состав всех использованных в тексте причастий и деепричастий. Проведите морфологический разбор одного глагола, двух причастий (действительного и страдательного) и одного деепричастия.


Распределим задание упражнения 616 по вариантам: одна группа учащихся (I вариант) записывает приведённый текст, передавая настроение тревоги, другая группа (II вариант) – передавая состояние покоя. Прочитав составленные описания, семиклассники ещё раз делают вывод о выразительных возможностях наречий как средства создания художественного описания природы.

^ II. Различение грамматических омонимов (упр. 618)


Поможем ученикам слабого класса определить грамматические признаки грамматических омонимов (омоформов): лес (каков?) чаще (прилагательное в простой форме сравнительной степени) – фыркнул (где? в чём?) в чаще (существительное чаща в предложном падеже); несётся (как?) рысью (наречие) – фыркнул (как?) рысью (существительное рысь в творительном падеже, использовано в роли сравнения – как рысь); поймав (чем?) силком (существительное силок в творительном падеже) – заставили (каким образом?) силком (наречие, синоним наречий силой, насильно); покровы (что сделали?) спали (глагол спасть в форме прошедшего времени множественного числа); не спали (глагол спать в форме прошедшего времени множественного числа).

Постараемся также, чтобы учащиеся отметили использование омофонов (вы ли – выли) как средства создания комического эффекта.


Обратим внимание ребят на иллюстрации к юмористическим стихотворным строкам и попросим оценить, насколько хорошо удалось художнику отразить образы, созданные Яковом Козловским.

После этого предложим ученикам записать стихотворные тексты в тетради, объясняя расстановку знаков препинания и указать морфемный состав грамматических омонимов.

По своему усмотрению учитель может рекомендовать провести морфологический разбор только тех наречий, которые не входят в пары грамматических омонимов (справа, сегодня).


^ Д. з.: упр. 617 (см. примечание).


Примечание. Предложим учащимся слабого класса составить словосочетания для описания одной из картин (по выбору учащихся) и, соответственно, воспользоваться материалами одного из упражнений в зависимости от выбора.


^ Урок 96. Функции наречий в тексте (закрепление)


Цели урока: 1) закреплять представление о роли наречий как морфологического средства художественной выразительности; 2) формировать представление об использовании в текстах наречий с яркой стилистической окраской, об индивидуально-авторском использовании стилистических возможностей наречий.

^ I. Использование наречий-синонимов в художественном тексте (текст на с. 63, упр. 619, 620)

После внимательного чтения текста на с. 63 учащиеся заполняют примерами таблицу в упражнении 619.


^ Учебная игра. Работу с упражнением 620 можно провести в форме игры «Аукцион», по итогам которой определяется несколько победителей.


В слабом классе учитель может помочь ученикам построить синонимические и антонимические ряды с учётом требования лексической сочетаемости (см. приведённые в упражнении словосочетания): робко – синонимы: боязливо, пугливо, несмело, неуверенно, нерешительно, трусливо, опасливо (разг.), с опаской (разг.); антонимы: смело, отважно, храбро, мужественно, безбоязненно, бесстрашно, дерзко, без опаски, решительно, уверенно; неряшливо – синонимы: неаккуратно, небрежно, кое-как, как попало (разг.), как придётся (разг.); антонимы: аккуратно, чисто, старательно; печально – синонимы: невесело, нерадостно, грустно, скорбно, безрадостно, тоскливо, горестно; антонимы – весело, радостно, оживлённо, торжествующе, ликующе; чётко – синонимы: отчётливо, внятно, членораздельно, ясно, определённо, конкретно, точно; антонимы: невнятно, нечленораздельно, неясно, неопределённо, неточно, неконкретно и др.


^ II. Индивидуально-авторское использование стилистических возможностей наречий (упр. 621)

Организуем наблюдение за использованием стилистических возможностей наречий и индивидуально-авторских образований как средства создания художественных образов (упражнение 621) и в процессе обсуждения подведём учащихся к выводу, что индивидуально-авторские образования, например образование наречий с помощью суффиксов -о (-е) от относительных имён прилагательных (росно, рассветно, стеклянно, янтарно) и от качественных прилагательных, обозначающих цвета (белёсо, рыже), а также индивидуально-авторское использование наречий и построенных по их словообразовательным моделям слов (росно светилось, густо шумели, рассветно и холодно клубилась туманом, стеклянно звенел, янтарно засветились, слепящее отражает, белёсо и рыже лежала (степь)) позволяет авторам создать неповторимые художественные образы – ёмкие и выразительные.

^ III. Орфографический и пунктуационный анализ текста. Сочинение-миниатюра (упр. 622 (1, 2), упр. 622 (3)ᶲ)

После совместной работы с заданием 1 упражнения 622 учащиеся выразительно читают текст и подбирают соответствующий содержанию заголовок, например «Дымковская игрушка», «Глиняное чудо», «Дымка» и т. п.

В сильном классе учитель по своему усмотрению может предоставить ученикам возможность самостоятельно найти и подчеркнуть наречия в каждом абзаце, а затем внести в свои записи необходимые коррективы в процессе совместной проверки. Попросим учащихся составить схемы сложноподчинённых предложений, в которых в качестве союзных слов использованы относительные наречия где, откуда.


[ф] После этой части работы при условии наличия времени семиклассники выполняют задание 3 (сочинение-миниатюра).

Д. з.: 1) повторить материал § 15 – внимательно перечитать тексты на с. 8, 11, 15, 17; 2) на повторение – упр. 515 с дополнительным заданием: указать разряды наречий.


§ 20. Культура речи. Правильное употребление наречий

Урок 97. Правильное произношение наречий


^ Цели урока: 1) проверить умения учащихся в рамках темы «Разряды наречий по значению» для дальнейшей их отработки; 2) повторить сведения о языковых нормах; 3) тренировать учащихся в правильном произнесении наречий.

^ I. Разряды наречий по значению (повторение – самостоятельная работа)

Самостоятельная работа

Примечание. За выполнение самостоятельной работы выставляется две оценки: за орфографическое оформление и за проведение языкового анализа.

Задание 1. Запишите под диктовку словосочетания из упражнения 515, указывая разряды наречий.

Задание 2. Перечислите группы местоименных наречий, приводя по три примера наречий каждой группы.

Задание 3. Составьте и запишите два предложения, соответствующие данной схеме.

[ ], (относительное наречие ).

Задание 4. Запишите предложения. Укажите морфемный состав грамматических омонимов и подчеркните их как члены предложения. Выпишите наречия и проведите их морфологический разбор.

1) Хорошо в весеннем саду! 2) Всё хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю... (Н. Некрасов) 3) Музыкант хорошо подготовился к выступлению.


^ II. Языковые нормы. Правильное произношение наречий (задания на с. 65, упр. 623 – 627 (1-ая строка), 628)

Организуем хоровое проговаривание второй и третьей групп наречий, приведённых в упражнении 623 (по рядам) и предложим учащимся записать эти наречия в составе словосочетаний, правильно их произнося.

По своему усмотрению учитель может попросить учеников письменно разъяснить значения указанных в задании 2 упражнения 624 помет, используя формулировку из пункта 3 («... и ...» -- слово имеет два правильных варианта произношения и / или ударения; «... и доп. ...» -- слово имеет два правильных варианта произношения и / или ударения, один из которых является наиболее предпочтительным).


Предоставим возможность учащимся сильного класса самостоятельно составить транскрипции наречий сегодня и сейчас, а затем сверить свою запись со словариком -- [с'ивóдн'ь], [с'ич'áс]. Предложим провести по плану в части 3 учебника орфоэпический разбор наречия сегодня и фонетический разбор наречия сейчас.

В слабом классе проводится совместная работа с упражнением 626, в сильном по усмотрению учителя можно предложить поработать со словарём самостоятельно, а затем сверить с записями, сделанными отдельными учениками на доске: 1) налегке, слегка; 2) набело, досуха, надолго, набок, надвое, подобру-поздорову, подолгу, донизу; 3) счастливо.


Важно, чтобы семиклассники отметили в процессе рассмотрения приведённых в упражнении 627 примеров, что слова в парах относятся к разным частям речи и различаются и написанием, и произношением. Подчеркнём, что это важно учесть при составлении предложений. Попросим учеников подчеркнуть использованные слова как члены предложения и провести морфологический разбор одного наречия и одного притяжательного местоимения.

Д. з.: 1) потренироваться в произнесении наречий из упражнений 623 – 626; 2) упр. 627 (2 – 3 строки); 3) повторить материал § 16 – тексты на с. 19 – 21 внимательно перечитать; 4) индивидуальное задание (на повторение) -- упр. 525 (см. примечание).

Примечание. Предложим двум ученикам составить предложения с одной из пар приведённых омоформ.


^ Урок 98. Правильное образование форм степеней сравнения наречий


Цель урока: закреплять представление о механизме образования форм степеней сравнения наречий и тренировать в образовании форм сравнительной и превосходной степени наречий.

^ I. Правильное произношение наречий (повторение – проверка домашнего задания, упр. 628)

Потренируем семиклассников в правильном произнесении наречий, предложив отдельным ученикам прочитать слова на карточках правильно (с каждой карточкой последовательно может поработать два-три ученика).

Карточка 1. Донельзя, сказочно, слабо, пустячно, добела, несказанно (рад), сегодня, тесно, порядочно, досуха, скучно, надвое, донизу, нарочно, завидно.

Карточка 2. Загодя, прочно, умно, скучно, завидно, шуточно, сейчас, беспомощно, достаточно, вредно, высоко, пустячно, счастливо, подолгу, нарочно.

Карточка 3. Мельком, отлично, хитро, сейчас, нарочно, завидно, мощно, набело, далеко, скучно, набок, порядочно, подобру-поздорову, налегке, пустячно.


Проведём совместную работу с упражнением 628. Важно, чтобы ребята вспомнили, что буква ё всегда обозначает ударный гласный [ó], после согласных – только этот звук и одновременно мягкость предыдущего согласного -- [паз'óмкъ], [т'ис'óмкъ], а в позиции после гласных, разделительного ь или ъ и в начале слова – два звука: [j 'ó] -- [зъпа j 'óм],

[пад j 'óм], [п'ьр'ил' j 'óт], [j 'óмк'и j '].

Про своему усмотрению учитель может предложить ученикам составить транскрипции слов с буквой ё, например позёмка, тесёмка, запоём, подъём, перельёт, ёмкий.

^ II. Правильное образование форм степеней сравнения наречий (проверка домашнего задания, упр. 629 – 631)

Проведём беседу по следующим вопросам и заданиям.

-- Какие наречия могут иметь формы степеней сравнения?

-- Как образуются простая и составная формы сравнительной степени наречий? Приведите примеры.

-- Как образуются простая и составная формы превосходной степени наречий? Приведите примеры.

-- Образуйте, если это возможно, формы степеней сравнения наречий весело, хорошо, вприпрыжку.

Затем попросим учеников, подготовивших индивидуальное задание, продиктовать одноклассникам предложения, составленные с формами сравнительной степени наречий и совпадающих с ними в звучании и написании формами сравнительной степени прилагательных и в случае необходимости внести коррективы в ответы одноклассников, которые должны будут определить частеречную принадлежность грамматических омонимов и назвать их начальную форму.

После того как учащиеся выполнят упражнение 629, попросим их образовать простую форму сравнительной степени прилагательного вкусный и составить предложения с грамматическими омонимами вкуснее (наречие) – вкуснее (прилагательное).

По своему усмотрению учитель может предоставить учащимся возможность самостоятельно поработать с заданием 630, а затем провести совместную проверку.

Предложим ученикам рассмотреть репродукцию картины В. Е. Маковского «Девочка с гусями в поле» (задание 1 упражнения 631) и, прежде чем ребята выскажутся в соответствии с заданием, прочитаем следующий текст из альбома "Нижнетагильский музей изобразительных искусств", составленного М.Агеевой, М.Е.Ильиной, Л.Смирных (Белый город, 2004).

«В творчестве Владимира Егоровича Маковского свое воплощение получили мотивы лирического, светлого восприятия народной жизни. Небольшое живописное полотно "Девочка с гусями в поле", написанное в 1875 году, относится к циклу картин, посвященных жизни крестьянских детей. Создавая с большой любовью и теплотой детские образы, свою задачу художник видел в том, чтобы в обыденной ситуации открыть своеобразную поэзию повседневной жизни, красоту народного быта. Живость и меткость работ Маковского заключалась в умении увидеть момент, который затем становился основой сюжета. "Картина -- не слово, -- любил говорить художник, -- она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет - нет картины".

Полная тонких наблюдений сценка написана Маковским с большой выразительностью: и сельский пейзаж, и сама героиня -- обаятельная в своей непосредственности девочка, пасущая птиц. Портретная основа образа несомненна, хотя, по всей вероятности, он несколько идеализирован. Фигурка девочки, приближённая к первому плану, выглядит значительной на фоне прозрачно-голубого летнего неба. Внимательно всматривается художник в её миловидное, слегка задумчивое лицо, в детали костюма».



По своему усмотрению учитель может рекомендовать учащимся слабого класса использовать в качестве вступительной части текста-описания картины приведённые в образце упражнения предложения, а затем записать под диктовку продолжение текста. Эту часть работы целесообразно провести в форме диктанта «Проверяю себя».

... Этим утром девочка оделась красивее, чем обычно, хотя ей гораздо удобнее было пасти птиц в старом сарафанчике. Но ясное утро обещало яркий летний день, и ей захотелось выглядеть наряднее, поэтому она надела ярко-красный сарафан, а шею украсила бусами, уши – серёжками. Только волосы она убрала более скромно – венком из полевых цветов.

Ранним утром было прохладнее, но сейчас стало более тепло, и босые ноги девочки больше не мёрзнут от росы. Она о чём-то задумалась, глядя вдаль, и как будто не замечает, как гусь у её ног всё агрессивнее пригибает шею к земле и шипит всё громче.

Взгляд девочки становится задумчивее, она уносится мыслями всё дальше, и более бледными кажутся ей зелёные просторы полей...


Записав текст, ученики подчёркивают наречия и слова категории состояния как члены предложения. Важно, чтобы семиклассники сумели обосновать частеречную принадлежность форм сравнительной степени прилагательных (задумчивее и более бледными в последнем абзаце текста). Поможем им понять, что эти словоформы обозначают большую степень проявления признака предметов, обозначенных существительными взгляд и просторы (полей).

Д. з.: 1) повторить сведения о слитном, раздельном и дефисном написании наречий (внимательно прочитать тексты на с. 24 – 41); 2) составить словарный диктант из 40 – 50 слов по теме «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий», объяснить написание этих слов.


-kniga-tretya-stranica-9.html
-konstruirovanie-dom--metodicheskie-materiali-po-organizacii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-detej-2-3-let-iz-opita-raboti.html
-mestnosti-saari-sr-finsk-naricat-saari-ostrov-na-zemnom-share-sushestvuyut-tisyachi-razlichnih-yazikov.html
-napravleniya-politiki-i-rekomendatelnie-spiski-a-v-fateev-stalinizm-i-detskaya-literatura-v-politike-nomenklaturi-sssr.html
-osnovnoe-zakonodatelstvo-ob-oez-doklad-rabochej-gruppi-po-prisoedineniyu-rossijskoj-federacii.html
-paroli-adresa-ot-165-do-256-programma-upravleniya-centralyami-omn.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kareliya-v-severnoj-vojne.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-v-panshin-18-iyulya-2012-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-prozhivayushim-v-kaluzhskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2010-god-stranica-4.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-1-cennie-bumagi-ih-sushnost-i-svojstva-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/finansirovanie-plan-massovih-meropriyatij-so-shkolnikami.html
  • studies.bystrickaya.ru/aus-dem-text-1825-1864-nemeckij-politicheskij-deyatel-i-pisatel-r-v-breslau-uchilsya-v-breslau-i-v-berline.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoriya-issledovaniya-nlo-chast-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/kak-otlichit-lozhnogo-proroka-ot-istinnogo-v-svete-poslednih-otkritij.html
  • education.bystrickaya.ru/22-podgotovka-k-semejnoj-zhizni-rebenka-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/apofatika-osnovnoj-metod-nauki-xxi-veka-chast-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-adamni-bojinda-kn-bar-tek-oan-sule-shashua-mmkndk-berder-r-adamni-bojinda-kn-bar-tek-oan-sule-shashua-mmkndk-berder.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vo-vladikavkaze-vzriv-proizoshel-vo-vremya-svadbi-internet-izdanie-regionsru-25062011.html
  • textbook.bystrickaya.ru/holokosta-ponyatie-holokost-stranica-13.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-otvette-na-sleduyushie-voprosi-a-chto-takoe-sistema-schisleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kolon-lat-kolonus-selyanin-arendator-zakreposten-za-zemyata-sled-v-v-vzemedelec-vprosi-i-zadachi.html
  • literature.bystrickaya.ru/celnoblochnie-tehnologii-v-a-slastyonin-m-shkola-press-2000-g-s-492.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-tehniko-kriminalisticheskoe-issledovanie-dokumentov-issledovanie-dokumentov-odin-iz-vazhnejshih-razdelov.html
  • college.bystrickaya.ru/15-kogda-11-ne-vsegda-oznachaet-2-5-gde-moya-zarplata-6-esli-ya-znayu-otveti-na-vse-voprosi-zachem-mne-dumat.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sokrat-stranica-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gl-a-v-a-vi-dinamika-genov-v-populyaciyah-klassicheskie-zakoni-g-mendelya-43.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tropeicheskie-kombinacii-v-hudozhestvennom-diskurse.html
  • control.bystrickaya.ru/chego-net-to-dejstvovat-ne-mozhet-gans-sele-ot-mechti-k-otkritiyu.html
  • control.bystrickaya.ru/borba-s-korrupciej-v-belarusi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravleniya-540605-pedagogika-i-metodika-nachalnogo-obrazovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-15-osobennosti-izobrazheniya-chlenov-semi-na-risunkah-detej-iz-polnih-i-nepolnih-semej-ot-kolichestva-risunkov.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-g-starceva-problemi-metodicheskoj-deyatelnosti-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-stranica-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-51-rabochee-mesto-shlifovshika-upravlenie-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soglasovano-sovet-trudovogo-kollektiva-programma-nauchno-prakticheskoj-konferencii-principi-partnerskih-vzaimootnoshenij.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-rf-diplomatiya-8.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-kompyuternie-tehnologii-podderzhki-strategicheskih-reshenij-v-ekonomike-i-politike-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-t-k-kravchenko.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-likvidnosti-balansa-i-platezhesposobnosti-predpriyatiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-iv-kv-2011-g-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-25-strahovanie-uchebnoe-posobie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-francuzskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.