.RU

§ 1. Понятие о сложном предложении - «предмет для чтения, заключающий в себе какой-то текст»


§ 1. Понятие о сложном предложении. Простое предложение является основной, но не единственной коммуникативной единицей. Потребности общения привели к образованию другой, более сложной единицы коммуникации которая в лингвистике получила наименование «сложное предложение».

Сложное предложение - это особая синтаксическая единица, представляющая собой объединение двух (или более) предикативных частей на основе синтаксической связи и функционирующая в речи как единое интонационное и коммуникативное целое.

В этом определении сложного предложения важно подчеркнуть две его стороны:

1. Сложное предложение понимается как единая, целостная грамматическая единица, а не как сочетание простых предложений. Из этого вытекает, что значение сложного предложения не равно арифметической сумме значений входящих в него предикативных частей. Возьмем, например, из текста два стоящих рядом (т. е. образующих сочетание) предложения: Канат крепок. Якорь держится надежно. Первое предложение содержит качественную характеристику предмета; второе сообщает об устойчивом, стабильном местоположении предмета в каком-то пространстве. Если эти предложения изолировать, отделить друг от друга, то между фактами, о которых они сообщают, мы не обнаружим никакой связи. Если они сочетаются в тексте, то мы, сопоставляя эти факты, можем предположить, что второе событие, вероятнее всего, стало возможным благодаря первому, т. е. что эти события связаны отношениями «причина - следствие». Это предположение мы делаем на основе опыта, нашего знания реальной ситуации. Специальными языковыми средствами данные смысловые отношения не выражены.

Включим теперь эти предложения в состав сложного. Мы получим не одно, а несколько сложных предложений:

1) Канат крепок, и якорь держится надежно. 2) Так как (вследствие того что), канат крепок, якорь держится надежно. 3) Лака канат крепок, якорь держится (будет держаться) надежно. 4) Канат крепок, поэтому якорь держится надежно. 5) Если (когда) канат крепок, якорь держится надежно.

Мы видим, что в составе сложного предложения простые предложения вступают в ясно выраженные смысловые отношения (соединительные, временные, условные). Отношения «причина - следствие», о которых мы могли только догадываться, теперь передаются специальными лексическими средствами.

Попробуем проделать обратное действие: расчленим единое сложное предложение на составляющие его предикативные части и представим его в виде сочетания двух простых предложений: И снова я с людьми,- затем что я поэт (Брюсов). Сочетание в тексте предложений И снова я с людьми. Я поэт окажется невозможным, потому что между ними нельзя обнаружить никакой смысловой связи.

Превращение предикативных частей в самостоятельные простые предложения привело к устранению между частями отношений причинного обоснования, которые составляли важнейший компонент значения всего сложного предложения. В других случаях сочетание предложений оказывается возможным, но смысловые отношения, которые существовали между частями в составе сложного предложения, также не сохраняются, напр.: Месяца не было, но звезды ярко светили на черном небе (П. Толстой).

Сочетание предложений Месяца не было. 3везды ярко светили на черном небе возможно при описании окружающей среды, но в этом сочетании уступительно-противительные отношения, составляющие основное значение сложного предложения, отсутствуют - они заменяются отношениями соединительными.

Таким образом, сложное предложение неправомерно рассматривать как простое сочетание отдельных самостоятельных предложений, композиционное объединение их в тексте. Оно представляет собой единую коммуникативную единицу, которую нельзя отождествлять с суммой составляющих его частей. Возникает вопрос: а можно ли части сложного предложения считать самостоятельными простыми предложениями? Простое предложение обладает тремя важнейшими признаками: 1) ему свойственно грамматическое значение - предикативность; 2) для него характерна интонационная завершенность (в повествовательных предложениях это так называемая интонация точки; 3) оно способно служить самостоятельной информативной единицей (единицей общения). Посмотрим, в какой степени части сложного предложения отвечают всем этим требованиям.

Нетрудно заметить, что части сложного предложения являются предикативными единицами. С точки зрения информативной они неоднородны. Одни из них обнаруживают смысловую незавершенность и не могут употребляться самостоятельно как единицы общения.

Другие, наоборот, могут быть употреблены как самостоятельные высказывания.

Однако даже те части сложного предложения, которые могут быть употреблены самостоятельно, не обладают интонацией завершенности в составе сложного предложения. Taким образом, ни одна из частей сложного предложения не обладает всеми признаками простого предложения, и поэтому нет оснований видеть в них отдельные предложения.

Сложное предложение обнаруживает единство не только с коммуникативной и семантической, но и с интонационной стороны: все сложные предложения произносятся как единое интонационное целое и тем самым отличаются от сочетания предложений в тексте.

2. Сложное предложение является не только единой коммуникативной единицей, но и представляет собой особую, отличную от других (и прежде всего от простого предложения) синтаксическую единицу. Различия между простым и сложным предложением легко обнаруживаются при сопоставлении данных единиц с трех взаимообусловленных сторон: формально-грамматической, смысловой и коммуникативной.

Сложное предложение отличается от простого прежде всего по характеру составляющих его компонентов: составляющими простого предложения выступают синтаксические формы слов, составляющими 'же сложного предложения являются предикативные единицы. Таким образом, простое предложение предстает как монопредикативная единица, сложное - как единица полипредикативная. Простое предложение несет в себе один синтаксический комплекс модальности и времени, сложное предложение содержит как минимум два таких комплекса. Со смысловой стороны сложное предложение также существенно отличается от простого. Простое предложение употребляется для наименования одного события. Сложное предложение служит специальным обозначением двух (или более) взаимосвязанных событий. Связь между событиями, названными в сложном предложении, может быть различной. Одно из событий может занимать место обязательногого структурного компонента в составе другого.

Сложное предложение специально предназначено для того, чтобы быть сложным обозначением двух взаимосвязанных между собой событий, обычно составляющих один акт деятельности.

Итак, сложное предложение и в плане формально-грамматическом, и как единица общения представляет собой особую синтаксическую единицу, существенно отличающуюся от простого предложения.

Изложенное здесь понимание грамматической природы сложного предложения, которое в настоящее время разделяется такими ведущими синтаксистами, как В. А. Белошапкова, Л. Ю. Максимов, В. В. Бабайцева, сложилось в русской науке о языке не сразу. До 30- х П. нашего столетия господствующей оставалась другая точка зрения: сложное предложение рассматривалось как сочетание предложений. Такой взгляд на сложное предложение встречаем в трудах А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, М. Н. Петерсона. Мысль о единстве сложного предложения впервые была высказана в трудах В. А. Богородицкого, который писал: «Во всяком сложном предложении его части составляют одно связное целое, так что, будучи взяты отдельно, уже не могут иметь вполне прежнего смысла или даже совсем невозможны, подобно тому как морфологические части слова существуют только в самом слове, но не отдельно от него».

В 50-е гг. мысль о целостности сложного предложения была развита в трудах Н. С. Поспелова, создавшего стройное учение о сложном предложении как об особой синтаксической единице.


1 См.: Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. М., 1941.

Пешковскuй А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.

ПетеРСО/-l М. Н. Очерк синтаксиса русского языка. М., 1923.

2 Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. М.; Л., 1935, с. 229.

3 См.: Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения.- В кн.: Вопросы синтаксиса современного русского языка.

-2-perehod-na-vibornuyu-rabotu-dolzhnost-prekrashenie-trudovogo-dogovora-kommentarij-k-glave-13-trudovogo-kodeksa-rf.html
-2-pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-voennih-tribunalov-petuhov-n-a-istoriya-voennih-sudov-rossii-monografiya.html
-2-status-gosudarstvennogo-sluzhashego-yu-a-tihomirov-administrativnoe-pravo-i-process-polnij-kurs.html
-2-usloviya-povisheniya-veroyatnosti-vivoda-s-zadachami-i-uprazhneniyami.html
-20-krestyanskie-vosstaniya-vo-francii-i-v-anglii-donskoj-g-m-istoriya-srednih-vekov-6-klass-uchebnik-dlya-obsheobrazovatelnih.html
-21-chto-takoe-adaptivnaya-strategiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-erevan-izd-vo-ogeban-2000-408-str.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-elektrosnabzhenie-i-elektrotehnicheskie-sistemi-gosudarstvennie-stroitelnie-normi-ukraini-zdaniya-i-sooruzheniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-modificirovannie-matematicheskie-metodi-i-modeli-poverochnih-raschetov-elektromagnitov.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-a-b-o-ch-a-ya-p-r-o-g-r-a-m-m-a-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studenta-plani-provedeniya-seminarskih-zanyatij-tema-po-poryadku.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoraya-mezhdunarodnaya-konferenciya-obrazovanie-issledovaniya-i-razvitie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glossarij-uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2005-razrabotano-v-n-fokinoj-kand-sociol-nauk-pod-red-n-s-selskoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-v-7-om-klasse-programma-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-hudozhestvennij-trud.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naznachenie-i-harakter-apparatnih-sredstv-zashiti-informacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-elektivnomu-kursu-kultura-rechi-yazikovaya-norma-v-9-klasse.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-fevral-2006-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/kachestvo-stali.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkoe-rukovodstvo-po-oformleniyu-otchetov-v-laboratoriyah-fizicheskogo-praktikuma-nizhnij-novgorod-2006.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-na-bileti-chast-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-i-provedenie-meropriyatij-po-formirovaniyu-kompetencii-otvetstvennosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osoblivost-podnannya-starovinno-kuhn-ta-novtnh-tehnologj-na-priklad-pp-kartoplyana-hata.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/salistirukestes.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nasledie-i-kanta-i-g-v-f-gegelya-i-diskussiya-po-probleme-pravovogo-gosudarstva-v-zapadnoj-filosofii-vtoroj-polovini-20-go-nachala-21-go-veka.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-federalnoj-migracionnoj-sluzhbi-na-2008-2010-godi-moskva-2007-soderzhanie.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-obektno-orientirovannij-analiz-iproektirovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-94-tema-95-programma-disciplini-grazhdanskoe-pravo-specialnost-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proizvodstvo-chuguna-i-stali.html
  • notebook.bystrickaya.ru/investiciyali-ahualdi-zhasartu-salasinda-eid-men-inmatasti-bojinsha-anitama.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsorokovie-godi-dvadcatogo-veka-bila-predprinyata-popitka-sozdat-mezhdunarodnuyu-torgovuyu-organizaciyu-mto-vproekte-eyo-ustava-predlagalos-reshenie-mnogih-sporni.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompetentnostnie-imperativi-klientoorientirovannogo-razvitiya-sferi-bankovskih-uslug.html
  • school.bystrickaya.ru/journalism-essay-research-paper-27-years-of.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-tehnicheskogo-osvidetelstvovaniya-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-sosudov-rabotayushih-pod-davleniem-truboprovodov-para-i-goryachej-vodi-rd-03-32-93-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-molodezhnij-parlament-prodolzhaet-rabotu-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po.html
  • credit.bystrickaya.ru/ostavatsya-v-tekushem-mgnovenii-chak-norris-do-sih-por-nas-razdelyal-ekran-kino-ili-televizora-ivot-gorazdo-bolee.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ms-sql-server-65.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/privatizaciya-zhilih-pomeshenij.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliotekar-v-biblioteke-tishina-metodicheskie-materiali-v-pomosh-prepodavatelyu-kursa-osnovi-informacionno-bibliograficheskoj.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vstupitelnoe-slovo-k-chitatelyam-stranica-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/meriya-goroda-novosibirska-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-bankovskoj-sistemi-chast-6.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-zhilishnij-fond-sobranie-deputatov-kanashskogo-rajona-reshenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.